Классификация инноваций
По содержаниюинновации делятся на:
- производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;
- управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;
- информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
- социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т. д.
По уровню новизныинновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.
В зависимости от последствий использования инноваций, различных по уровню новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинновации.
Базисные инновации реализуют координальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники.
Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития.
Псевдоинновации проводят «косметическое» улучшение продукции, которая выпускается продолжительное время.
По масштабам примененияинновации бывают единичными и массовыми. Для оценки по данному признаку можно использовать количество субъектов хозяйствования или потребителей, применявших данную инновацию, а также величину годового экономического эффекта и (или) величину эффекта за весь жизненный цикл изделия.
В зависимости от этапа инновационного процессаинновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать. Вопрос о том, продавать патент или новую продукцию, решается на основании оценки конкретных условий реализации и потенциального коммерческого успеха.
4, 5 Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
В ходе инновационного процесса предприятие создает новые потенциальные возможности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.
Этот длительный процесс можно рассматривать состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса:
1. Систематизация поступающих идей.
2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта.
. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга.
. Создание нового продукта.
. Тестирование на рынке.
. Принятия ришения о внедрений нового изделия в производсьво.
71. Этап Систематизация поступающих идей.
Сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, начинается с поступающих идей - служба маркетинга производственных отделений, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей. Этот этап - задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.
82. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта.
Определение возможностей и практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий; соответствие новой продукций имиджу фирмы и стратегий развития; определение патентной частоты будущего изделия.
Целью исходного этапа разработки новых товаров является стремление выработать как можно большее количество идей. Цель последующих этапов сократить это количество, не потеряв при этом ни одной из ценных идей. Первым шагом на этом пути является отбор идей.
Цель отбора - как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. В большинстве фирм США разработаны и используются конкретные процедуры оценки идей: специалисты излагают идеи новинок на стандартных бланках, где содержится описание товара, целевого рынка и конкурентов, делаются грубые прикидки относительно размеров рынка, цены товара, продолжительности и стоимости работ по созданию новинки, стоимость ее производства и нормы прибыли. Затем эти бланки передаются на рассмотрение комиссии по новым товарам, цель которой - отобрать не просто товары имеющие хорошие рыночные перспективы, а только те, что подходят данной фирме, согласуются с ее целями, стратегическими установками и ресурсами.
Во время этапа отбора необходимо определить возможность патентования новой продукции, а так же решить все связанные с этим вопросы
4Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это индивидуальные изобретатели, исследовательские организации.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Такие реципиенты получили название «пионерных» организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.