Деятельностно - игровой подход в образовательном процессе
Направление развития ребенка | Совместная и самостоятельная деятельность | Виды игр | |
1. | Физическое развитие | Физическая деятельность | Подвижные игры, народные игры, игры-соревнования, элементы спортивных игр, игры – забавы. |
Художественно-речевая деятельность | Речевые (словесные) игры, пальчиковые игры. | ||
2. | Познавательно-речевое развитие | Художественно-речевая деятельность | Речевые (словесные) игры, пальчиковые игры |
Конструктивная деятельность | Игры с конструктором, строительные игры | ||
Познавательно-исследовательская деятельность | Математические, логические, сенсорные, настольно-печатные, игра-экспериментирование | ||
3. | Социально-личностное развитие | Художественно-речевая деятельность | Речевые (словесные) игры: коммуникативные игры, игры с правилами |
Познавательно-исследовательская деятельность | Логические, сенсорные, настольно-печатные игры | ||
Художественно-эстетическое развитие | Театрализованная деятельность | Творческие, режиссерские, театрализованные игры, игры-забавы, игры-импровизации | |
Музыкально-художественная деятельность | Музыкально-ритмические игры, игры-забавы, игра на музыкальных инструментах | ||
Продуктивная деятельность | Сенсорные игры, игры-эксперименты с красками |
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификация педагогических игр
Спектр целевых ориентации
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Одной из таких технологий является педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.