Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:
1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
2. Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
· объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
· уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
· понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
· определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
· учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
· учиться планировать практическую деятельность на уроке;
· под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
· работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
Познавательные универсальные учебные действия:
· наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
· сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
· учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
· находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
· при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
· самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Планируемые результаты.
Основными результатами обучения технологии являются:
· начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
· начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение).
· Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
иметь представление | знать | уметь |
• о роли и месте чело-века в окружающем ребенка мире; • о созидательной, творческой деятель-ности человека и природе как ис-точнике его вдох-новения; • о человеческой дея-тельности утили-тарного и эстетического характера; • о некоторых про-фессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; • о том, когда дея-тельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред. | • что такое деталь; • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные; • какое соединение деталей называется неподвижным; • виды материалов (при-родные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления); • последовательность из-готовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; • способы разметки: сги-банием, по шаблону; • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; • виды отделки: раскраши-вание, аппликации, пря-мая строчка и ее варианты; • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и прис-пособлений (шаблон, бу-лавки), правила работы с ними. | • наблюдать, сравнивать, делать прос-тейшие обобщения; • различать материалы и инструменты по их назначению; • различать однодетальные и мно-годетальные конструкции несложных изделий; • качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; • использовать для сушки плоских изделий пресс; • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); • выполнять правила культурного поведения в общественных местах. |
под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; | ||
с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями. |