Задача 2.3.Технологические процессы общего
Назначения при обслуживании ЛА
К числу работ общего назначения, выполняемых на ЛА в процессе эксплуатации, в первую очередь, относятся: заправка ЛА ГСМ; обработка поверхности ЛА от обледенения; буксировка ЛА; запуск и опробование двигателей. Помимо выделенных видов работ, на ЛА эпизодически выполняются и другие различные работы, потребность в которых определяется соответствующими производственными условиями и факторами (Приложение 4).
Вид работы общего назначения студент выбирает применительно к типу ЛА или к конкретной функциональной системе ЛА в соответствии с вариантом задания. Проект технологического процесса по выбранному виду работы общего назначения разрабатывается по форме табл.2.1 или табл.2.2, если они приемлемы, или по любой другой свободной форме, позволяющей учесть особенности содержания и технологических требований, предъявляемых к технологии выполнения данной работы.
Заправочные процессы
Применительно к заправочным процессам рекомендуется: дать характеристику применяемых ГСМ (дается сравнительная таблица отечественных и зарубежных марок ГСМ, применяемых на конкретном типе ЛА); обосновать способы заправки ЛА ГСМ (дать схемы в пояснительной записке).
Инженерные расчеты в данном случае рекомендуется провести с целью:
1) определения потребного количества топливозаправщиков (ТЗ);
2) определения потребного числа заправочных агрегатов системы ЦЗС;
3) определения времени занятости ТЗ и колонок систем ЦЗЦ топливом.
1. Для решения первой задачи необходимо, на первом этапе, определить расход топлива в час пик:
,
где - годовой расход топлива с учетом класса аэропорта см. табл. 2.3;
- коэффициент суточной неравномерности (принимается =1,1);
- коэффициент часовой неравномерности (принимается =1,2).
Таблица 2.3
1460… | 1095… | 730… | 365… | 182… | 110… | |
Класс аэропорта | в/к | I | II | III | IV | V |
Значение определяется в пределах указанного диапазона для класса аэропорта, выбираемого студентом.
Расчет потребного числа ТЗ проводим по формуле:
где - среднечасовая производительность ТЗ, ;
- коэффициент технической готовности парка ТЗ (принимается =0,85).
Величина определяется по формуле:
,
где - рабочий объем ТЗ, ;
- длительность рабочего цикла ТЗ, ч.
Определяем и результаты сводим в табл.2.4.
Таблица 2.4
Тип ТЗ | ТЗ-60 | ТЗ-22 | ТЗ-7,5 |
, ч | 1,52 | 1,17 | 1,12 |
, м | 60,0 | 22,0 | 7,5 |
, | 45,0 | 18,8 | 6,7 |
Величину определяем для каждого типа ТЗ, принимая следующее соотношение занятости:
заправка от ТЗ-60 –
заправка от ТЗ-33 –
заправка от ТЗ-7,5 –
Тогда:
Суммарное значение принимается с учетом коэффициента корректировки, равного 0,8:
2. Для решения второй задачи по определению потребного числа заправочных агрегатов системы ЦЗС используется формула:
,
где - интенсивность вылетов ЛА данного типа в час пик, сам./ч (принимается =6…14);
- длительность заправки см. табл. 2.5.
Таблица 2.5
Класс аэропорта | Класс ЛА | , мин | Класс аэропорта | Класс ЛА | , мин |
в/к | 1,2 | 35…40 | III | 2,3,4 | 20…25 |
I, II | 1,2,3 | 25…35 | IV,V | 3,4 | 15…20 |
Коэффициент технической готовности системы ЦЗС принимается , а коэффициент одновременной потребности принимается в зависимости от =6…14.
3. Для решения третьей задачи по определению времени занятости средств заправки необходимо использовать формулу вида:
,
где - требуемый для заправки (дозаправки) одного ЛА средний объем топлива, ;
- количество одновременно подключаемых заправочных точек на ЛА;
- коэффициент, учитывающий “приемистость” топливной системы ЛА ( =0,7…0,9);
- вспомогательное время на подъезд ТЗ, присоединение запра- вочных шлангов, отъезд ТЗ ( = 1…3 мин).