Задача 2.2. Технологические процессы поддержания и восстановления надежности ФС
Поддержание и восстановление надежности ФС ЛА включает прежде всего работы: регулировочные; демонтажно-монтажные; по восстановлению лакокрасочных покрытий; смазочные, промывочные и различные виды мелкого текущего ремонта.
Студенты разрабатывают технологию выполнения работ по анализируемой ВС и представляют ее в виде комплекса Технологических карт, составляемых по форме табл. 2.2 (по 2…3 наиболее важным указанным видам работ).
Таблица 2.2 - Технологическая карта
К РО | Техническая карта № _______________________________ | На страницах ________________ | |||
Пункт РО | Наименование работы: ______________________________ __________________ | Трудоемкость (чел.- ч) _______________ | |||
Содержание операций и технические требования (ТТ) | Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ | Контроль | Оборудование | Расходные материалы | |
1. … | |||||
2. … | |||||
Рис. 2.3. Алгоритм поиска и устранения причин отказа в системе кондиционирования самолета Ту-154
Вид отказа – “Частое срабатывание автомата разгрузки ГА-77Н в полете при неработающих потребителях (чаще, чем через 15 мин.)”.
|
Рис.2.4. Алгоритм поиска и устранения причин отказа в гидросистеме самолета Ан-24
Каждый вид работ по отдельным функциональным системам ЛА имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке соответствующих Технологических карт. Особое внимание необходимо обращать на технические требования (ТТ), предъявляемые к параметрам контролируемого объекта и к самим операциям технического обслуживания.
Наиболее ответственными видами работ являются регулировочные и демонтажно-монтажные работы (см. Приложение 3).
Разработка Технологических карт должна сопровождаться необходимыми инженерными расчетами. При разработке технологических карт по системам управления ЛА и АД студентам необходимо определить параметры работы тросовой проводки (стопорения, управления двигателями и др.).
В качестве исходных данных при этом выбираются:
L – длина троса, см;
- модуль упругости троса ( ), ;
S – площадь сечения троса, см2;
- предварительное удлинение троса, мм;
- коэффициент линейного расширения троса ( );
- коэффициент линейного расширения фюзеляжа ( );
- температура, при которой натяжение троса равно нулю ( );
- температура, при которой определяется натяжение троса, ;
- предварительное натяжение троса.
Требуется:
1. Определить значение при .
2. Построить график при значениях от -40 до +40 .
3. Определить значение при : ; L = const; S = const.
4. Построить график для принятого диапазона изменения .
Расчетные формулы:
1) ;
2) .
При проверке характеристик полетных загружателей систем управления ЛА рекомендуется сформировать “Протокол испытаний” и построить “График работы пружинного загружателя” [18], после чего принимаются решения о его регулировке или замене.
При разработке других элементов систем управления рекомендуется использовать литературу [5, часть II], [19].
Применительно к шасси ЛА рекомендуется рассмотреть схемы нагрузок, действующих на колеса, диаграммы работы амортизаторов, нагрузки на отдельные элементы колес (пневматики, тормозные устройства и др.) [5, часть II], особенности регулировочных работ.
По таким системам, как гидравлическая, жизнеобеспечения, топливная, масляная рекомендуется проведение расчетов, связанных с определением: усилий затяжки соединений гидротрубопроводов,; объемных характеристик гидроаккумуляторов; величины утечки при проверки гермокабины ЛА [5, часть I]; с определением часовых расходов двигателями и последующей регулировкой [20].
При разработке Технологических карт, применительно к планеру и силовым установкам, необходимо руководствоваться литературой [5, часть III, IV], [6], [7], [13], [15].
Для определения суммарной трудоемкости каждой работы, по которой разрабатывается Технологическая карта, необходимо оценить трудоемкость каждой отдельной операции, используя [3], [13], [15], а в затруднительных случаях – экспертные оценки (совместно с преподавателем).
Помимо расчетов, Технологические карты необходимо сопроводить схемами, эскизами, графиками, рисунками, поясняющими зоны регулировок и демонтажа-монтажа, принципы регулировок и применяемые методы и средства для выполнения конкретных технологических операций.