Основные характеристики инновационного статуса России
Автор настоящего учебного курса принимал непосредственное участие в становлении и развитии еще в советский период инновационной Программы «Интенсификация-90». Работая в ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИРТК), был командирован в Ленинградский обком КПСС, где выполнял обязанности ученого секретаря городской программы внедрения в производство средств робототехники. В дальнейшем программа была расширена, ориентирована на создание и внедрение в промышленность города гибких автоматизированных производств (ГАП) и впоследствии была преобразована в общесоюзную программу «Интенсификация–90».
Гибкое автоматизированное производство это - органическое сочетание гибкой технологии, позволяющей быстро и с минимальными затратами перестроить производство на выпуск нового вида продукции, с автоматизацией взаимосвязанных технологических операций и процесса управления ими, исключающие необходимость непосредственного участия людей в производственном процессе. Такое ГАП, требующее участия минимального количества людей для осуществления функций контроля, наладки, устранения неожиданных помех, стало возможным на базе применения промышленных роботов с их способностью к быстрому и легко осуществимому программированию, или переобучению. Таким образом, промышленные роботы и станки с числовым программным управлением сыграли решающую роль при переходе от обычных к гибким, автоматизированным производствам.
На начальном этапе программа была ориентирована в первую очередь на оборонные предприятия и возглавлялась начальником отдела оборонной промышленности Обкома КПСС. В дальнейшем она получила существенное расширение и была преобразована из городской в общесоюзную, ее руководителем стал председатель Ленинградского Обкома КПСС Зайков Лев Николаевич. Значительную роль и активное участие в реализации программы принимал и наш Кораблестроительный институт.
Руководство этой программой было поручено Совету экономического и социального развития, ускорения научно-технического прогресса при Ленинградском областном комитете КПСС, а научно-методическое руководство — Ленинградскому научному центру АН СССР.
Для анализа целесообразности комплекса мероприятий, составивших в последующем содержание программы «Интенсификация-90», была проведена серия расчетов с помощью разработанной специалистами ЛНЦ региональной модели экономического и социального развития. В результате на XII пятилетку были установлены сбалансированные соотношения между такими основными показателями экономического и социального развития Ленинградского региона, как объем капитальных вложений, объем производственного валового продукта, темпы роста производительности труда, численность работающих в сфере материального производства, объем основных производственных фондов. Расчеты показали, что установленные темпы годового роста объемов производства (4,5%) и производительности труда (4,5%) можно получить без увеличения численности работников, если улучшить качество управления производственным процессом.
Программа «Интенсификация–90» принципиально отличалась от других государственных и отраслевых программ. Чтобы достичь максимального эффекта в данном регионе, использовать возможности многоотраслевой кооперации и обмена разработками и технологиями, исключить параллелизм разработок, ускорить и расширить внедрение результатов исследований, программа была построена по территориально-отраслевому принципу. Разработанная в регионе программа являлась государственной, и ее задания в обязательном порядке включались в годовые и пятилетние планы предприятий и организаций.
Программа охватывала весь научно-производственный комплекс региона и состояла из разделов «Фундаментальные и прикладные исследования», «Промышленность», «Транспорт», «Связь», «Строительство», «Городское хозяйство», «Агропромышленный комплекс», «Подготовка кадров».
Только по плановым мероприятиям Программы Ленинграда количество создаваемых гибких автоматических производств было больше чем во всей Японии.
Впервые в практике планирования программа «Интенсификация-90» была утверждена совместным Постановлением Госплана СССР, ГКНТ и Президиума АН СССР в 1984 г.
По первому разделу программы, которую разработали специалисты 336 предприятий и организаций, принадлежащих 99 министерствам и ведомствам, в ходе реализации программы "Интенсификация-90" уже в одиннадцатой пятилетке на ЛОМО, "Светлане", "Электросиле", "Пластполимере" и ряде других предприятий разрабатывалось в среднем за год около 50 наукоемких изделий, превосходящих мировые образцы.
Программа «Интенсификация-90» включала в себя 8 разделов. Во втором разделе, посвященном промышленности, предусматривалось создать шесть крупных автоматизированных производств, свыше 400 автоматизированных цехов, участков и линий. Например, в тяжелой промышленности и машиностроении предусматривалось введение в эксплуатацию 19 интегрированных производственных комплексов и высвобождение более 1,5 тыс. человек. Внедрение 54 гибких автоматизированных производств цехов, участков и линий должно было позволить высвободить еще 3 тыс. работающих. Предусматривалось, что за счет внедрения прогрессивной технологии, сокращения трудоемкости продукции удастся в сравнении с первоначальными заявками министерств и ведомств уменьшить потребность в промышленно-производственном персонале почти на 100 тыс. человек и сохранять устойчивые темпы прироста объемов продукции без дополнительного привлечения трудовых ресурсов. Достижение указанной цели исключило бы проблему пенсионного обеспечения, связанную с увеличением процента пенсионеров при уменьшении количества работающих.
Для реализации программы «Интенсификация-90» были приложены огромные усилия. Но грянула «перестройка». В связи с отменой шестой статьи Конституции РФ о руководящей и направляющей роли КПСС исчез координирующий орган программы. Вся программа была разрушена и многие из передовых ленинградских предприятий в 90-е годы либо полностью прекратили свое существование, либо до настоящего времени находятся в состоянии стагнации.
Так называемый сегодня советский период «застоя» по сравнению с современным состоянием российской экономики имел значительные преимущества в области создания и внедрения инновационных разработок.
Современное состояние мировой экономики позволяет сделать вывод, что качественный уровень составляющих инновационной сферы - созданных средств производства и технологий, наукоемких отраслей экономики и науки в целом, безусловно, определяет сегодня границу между богатыми и бедными странами.
Характерной чертой современной конкурентной стратегии, обеспечивающей опережающий экономический рост, стал повсеместный переход к непрерывным и динамичным инновационным процессам как собственно производства, так и способов управления производством. Неуклонно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, объективно определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку и социально-экономическое развитие в ВВП развитых стран, достигая в передовых странах 3% ВВП.
Эффективность экономического роста в значительной мере зависит сегодня от объективных свойств инновационных процессов: высокого уровня риска, зависимости производственной сферы от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкости научных исследований, недостаточной определенности возможностей коммерческой реализации их результатов, а также высоких требований к научной и инженерной квалификации кадров, необходимости эффективной правовой защиты интеллектуальной собственности.
Одной из общепризнанных проблем современного производства в России является низкий уровень его технического вооружения, изношенность парка промышленного оборудования, что порождает низкую фондоотдачу российских предприятий. Сегодня в России наблюдается минимальный спрос на продукты интеллектуальной деятельности. Это связано с тем, что отсталое российское производство просто не способно выпускать на устаревшем оборудовании новую, конкурентоспособную продукцию. Инновационный уровень нашей экономики крайне низок. В настоящее время разрыв между Россией и лидирующими в этом отношении государствами, такими, как Нидерланды, Австрия, Германия, Дания, Ирландия, достигает 10 - 12 раз.
Тем не менее переход российской экономики на инновационный путь развития является одним из основных заявленных приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной экономики в условиях глобальной конкуренции. Одной из задач экономической политики Правительства РФ должно стать увеличение инвестиционной активности, в том числе путем налогового стимулирования расширенного воспроизводства и его модернизации.
Современное состояние инновационной сферы в России характеризуется наличием серьезных противоречий в ее функционировании. Общепризнано наличие достаточно высокого научно-технического потенциала страны, который, однако, практически не задействован в происходящих преобразованиях экономики. По этой причине зависимость российского промышленного производства от импорта оценивается сегодня в 87%.
Серьезные трудности связаны с тем обстоятельством, что последние 10 - 15 лет непродуктивного топтания на месте обострили застойные явления в экономике и привели не только к отставанию в используемых технологиях, но и к ощутимым кадровым потерям. Эти потери были связаны с уходом из науки и производственного сектора большого количества ученых и специалистов высшей квалификации, немалое число которых предпочло уехать за рубеж. Тем не менее, в условиях огромных потерь научно-производственного потенциала и в весьма сжатые исторические сроки стоит задача преодолеть существенное отставание от уровня передовых стран мира и создать в России современную конкурентоспособную экономику.[2]