Личная гигиена работников предприятий общественного питания

Личная гигиена–это ряд санитарных правил, которые должны соблюдать работники общественного питания. Выполнение правил личной гигиены иметь важное значение в предупреждении загрязнения пищи микробами, которые могут стать причиной возникновения заразных заболеваний и пищевых отравлений.

Личная гигиена работников повышает культуру обслуживания потребителей и служит важным показателям общей культуры предприятия общественного питания.

Правило личной гигиены предусмотрен ряд гигиенических требований к содержанию тела, рук, полости рта, к санитарной одежде, санитарному режиму предприятия, медицинскому освидетельствованию работников общественного питания.

Содержание тела в чистоте – важное гигиеническое требование. Кожа выполняет сложную функцию в жизни человека – участвует в дыхательном процессе и выделении продуктов обмена. Загрязняясь от пота ( особенно у поваров и кондитеров), выделением кожно-жировой смазки, слущивающегося эпителия, пыли и микробов, кожа плохо функционирует, ухудшает самочувствие человека. Кроме того, грязь может стать причиной возникновения гнойничковых кожных заболеваний и загрязнением микробами обрабатываемой пищи.

Поэтому всем работникам предприятий общественного питания, особенно поварам, кондитерам, официантам, необходимо содержать тело в чистоте. Рекомендуется ежедневно перед работой применять гигиенический душ с использованием мыла и мочалки или непосредственно перед работой тщательно вымыть руки до локтей.

У мужчин повара, кондитеров, официантов, должны быть короткая стрижка волос, они должны быть хорошо выбриты.

Содержание рук в чистоте имеет особо важное значение для работников общественного питания, которые в процессе приготовления пищи постоянно соприкасаются с продуктами.

Внешний вид рук работников пищеблока должен отвечать следующим требованиям: коротко стриженные ногти, без лака, чистое подногтевое пространство. Запрещается носить украшение и часы. Официанты, кроме того, должны иметь ухоженные ногти, систематический производственный маникюр.

На руках поваров, кондитеров, официантов могут оказаться болезнетворные микробы (сальмонеллы, дизентерийные палочки) яйца глисты. Поэтому руки следуют мыть и дезинфицировать перед началом работы, после посещение туалета, при переходе от обработки сырья к обработке готовой пищи.

Лучшими моющими средствами для рук считаются:

- мыло, обладающее дезинфицирующим свойством;

- хозяйственное мыло 70%-ное;

- «Детское» мыло.

Дезинфицируют руки 0,2 %-ным осветленным раствором хлорной известью или раствором хлорамина.

Для матья рук на производстве (в цехах, в туалете) устанавливают умывальники с подводом холодной и горячей воды, снабженные мылом, щеткой для ногтей, дезинфицирующим раствором и полотенцем (лучше электрополотенцем).

При повреждение кожи рук рану следует обработать дезинфицирующим раствором перекиси водорода или бриллиантовой зелени, закрыть её стерильной повязкой и надеть резиновый напалечник.

На каждом ПОП должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой доврачебной помощи.

Содержание полости рта работники общественного питания также имеет большое гигиеническое значение, так как во рту обычно находится значительное количество микроорганизмов. Необходимо ежедневно чистить зубы (утром и ночью).

Санитарная одежда в комплект санитарной одежды повара и кондитера входят: куртка или халат, колпак или марлевая косынка, косынка для вытирание пота, брюки или юбка, специальная обувь.

Санитарную одежду изготавливают из белой хлопчатобумажной легкостирающейся ткани из расчетов три комплекта на одного работника. В настоящее время используют санитарную одежду, выполняют без карманов и пуговиц.

Санитарную одежду надевают в определенной последовательности, добиваясь аккуратного внешнего вида, головной убор должен полностью закрывать волосы.

Приношение санитарной одежды каждый работник обязан выполнять следующие правила: содержать одежду в течение всего рабочего дня в чистоте и опрятности, не пользоваться булавками или иголками для застегивания курток, не класть в карман санитарной одежды посторонние предметы; перед выходом из производственного помещения снимать санитарную одежду, а по возвращении надеть ее, предварительно вымыв руки; не входить в санитарной одежде в туалет; менять санитарную одежду по мере загрязнения (но не реже 3 раз в неделю) и перед раздачей пищи; хранить санитарную одежду отдельно от верхней одежды; запрещается стирать санодежду в индивидуальном порядке в домашних условиях.

Личная одежда повара, кондитера, которую они надевают под санодежду, должна быть легкой хлопчатобумажной, а обувь – удобной с задником, на резиновой подошве с низким каблуком и предназначаться только для работы на производстве (сменная).

Санитарный режим поведения обязывает работников общественного питания следить за чистотой рабочего места, оборудование, инвентаря и посуды. Курить в производственных и торговых помещениях запрещено (для курение отводят специальное место). Нельзя также принимать пищу в производственных цехах, так как остатки пищи загрязняют рабочие столы. Прием пищи работниками организуют в столовых для сотрудников или на специально выделенных столах в зале.

Медицинское обследование работников общественного питания проводят для предупреждения распространения инфекционных заболеваний через пищу.

Лица при поступлении на работу на ПОП и уже работающие на нем в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ обязаны проходить следующие медицинские осмотры и обследования: осмотр дермато-венерологом - 2 раза в год, обследование на туберкулез (флюорография) – 1 раз в год, исследование крови на сифилис (РВ) – 1 раз в год, мазки на гонорею – 2 раза в год, исследование на бактерионосительство возбудителей кишечных инфекций, серологическое обследование на брюшной тиф, исследование на глистоносительство не реже 1 раза в год.

Личная гигиена работников предприятий общественного питания - student2.ru

Наши рекомендации