Интенсивный маточно-сортовой сад
Ф., и., о, студента
Курс Группа
______
20 - 20 учебный год
Воронеж 2014
Составители: доценты кафедры плодоводства и овощеводства С.Я. Мухортов, Ю.С. Микулина, П.Н. Воробьев.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры плодоводства и овощеводства (протокол № 4 от «20» января 2014 г.).
Утверждена методической комиссией факультета технологии и товароведения (протокол № 5 от «21» января 2014 г.).
Рецензент – доцент кафедры земледелия А.П. Пичугин
Литература
1.Плодоводство/ Ю.В. Трунов, Е.Г. Самощенков, Т.Н. Дорошенко и др.; Под ред. Ю.В. Трунова и Е.Г. Самощенкова. – М.: КолосС, 2012. – 415с.
2.Плодоводство /Под ред.В.А.Потапова. – М. :Колос,2000. - 432 с.
3.Практикум по плодоводству /Под ред.В.М.Тарасова. – М.: Колос, 1981.-335 с.
4.Ильинский А.И. Практикум по плодоводству. - М.:Агропромиздат, 1988.- 175 с.
5.Потапов В.А. Деловые игры по плодоводству. – М.: Изд-во МСХА, 1992. – 197с.В.П.Матвеев и М.И. Рубцов. Овощеводство. - М.: Колос, 1985,
6.Овощеводство / Под ред. Г. И. Тараканова и В.Д. Мухина, - М.: Колос , 1993.
7.Круглов Н.М., Мухортов С.Я., Воробьев П.Н. Интенсивные технологии возделывания овощных культур в ЦЧР. Воронеж, 2002. – 112 с.
8.Мухортов С.Я. Адаптивные технологии овощных культур в Центрально-Черноземном регионе (деловые игры). Воронеж: ВГАУ, 2001. – 114 с.
9.Овощные культуры ЦЧР: краткая характеристика и сортовое многообразие. Воронеж: ВГАУ, 2003. – 312 с.
Раздел 1. ПЛОДОВОДСТВО
МОРФОЛОЛГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОДОВОГО РАСТЕНИЯ – 2 часа
Цель: Дать студентам представление о производственно – биологических группах плодовых и ягодных растений; изучить морфологическое строение плодового растения; познакомить студентов с основными классификациями плодовых растений.
Задание. Используя натуральные образцы, гербарный материал, информацию преподавателя, дать понятия основных производственно-биологических групп, составных частей плодовых растений. Используя подготовленные ветви плодовых пород, научиться визуально различать их, определять возраст ветвей, пробудимость почек и побегообразования.
Объекты: Насаждения плодового сада опытной станции и ботанического сада им. Б.А.Келлера Воронежского государственного аграрного университета.
1.Классификация плодовых и ягодных растений по характеру строения надземной системы:
Древовидные (орех грецкий, черешня, груша, яблоня, абрикос, слива, вишня)
Кустовидные (вишня, гранат, лещина, кизил, облепиха)
Кустарники (смородина, крыжовник, малина, ежевика, жимолость)
Многолетние травянистые растения (земляника, клубника, клюква)
Лианы (лимонник, актинидия, виноград)
2. Производственно-биологические группы плодовых растений:
Семечковые
Косточковые
Ягодные
Орехоплодные
Субтропические: разноплодные
Цитрусовые
Тропические: разноплодные
Пряные и тонизирующие древесные
3.Строение надземной части плодового растения ( понятия структурных частей):
корневая шейка:
а) типичная (настоящая)
б) условная
ствол
штамб
центральный проводник (лидер)
ветви (ветки):
скелетные
полускелетные
обрастающие
крона
габитус надземной части (кроны)
порядок ветвления
угол отхождения
угол расхождения
4. Классификация и характеристика побегов.
Вегетативные образования:
побег
побег продолжения
побег конкурент
весенние побеги
летние побеги
побеги замещения
волчковые побеги
побеги возобновления
корнепорослевые побеги
штамбовая поросль
Генеративные новообразования семечковых пород (яблоня, груша):
кольчатки
копьеца
плодовые прутики
плодовые сумки
плодушки
плодухи
смешанные обрастающие ветви
Типы плодоношения:
кольчаточный
смешанный
на однолетних плодоносных образованиях
5.Генеративные образования косточковых пород (вишня, слива, черешня, абрикос):
букетные веточки
шпорцы
приросты прошлых лет
Классификация вишни по характеру плодоношения:
Кустовидные
Древовидные
промежуточного характера
Литература: 6. С. 7-10; 15-30.
7. с. 5-31.
8. с. 3-54.
Контрольные вопросы: определить тип побега, плодовых образований, побегообразовательную способность, пробудимость почек и характер плодоношения сорта и породы.
Задание принял ___________________ Подпись ________________________
РАЗМНОЖЕНИЕ ПЛОДОВЫХ И ЯГОДНЫХ КУЛЬТУР – 3 часа
Цель: Изучить структуру плодового питомника, технологии выращивания семенных и клоновых подвоев, получения посадочного материала привитых и корнесобственных растений.
Задание: Освоить способы размножения плодовых и ягодных культур, знать подвои основных плодовых пород, агротехнику в первом, втором и третьем полях питомника.
Объекты: плодовый питомник, защищенный грунт, маточные насаждения плодовых и ягодных культур опытной станции агроуниверситета.
1. Способы размножения плодовых культур:
семенное
вегетативное
2. Способы вегетативного размножения:
усами
отпрысками
верхушками стеблей
делением куста
одревесневшими черенками
зелеными черенками
корневыми черенками
отводками (вертикальными, горизонтальными, дуговидные и воздушные)
прививкой: (окулировка, зимняя прививка)
микроклональное размножение
3. Маточно-подвойные насаждения:
семенные
клоновые
Краткая технология выращивания подвоев
Интенсивный маточно-сортовой сад
6. Краткая технология выращивания культурных саженцев:
привитых
Корнесобственных
Литература: 6. С. 125-193.
7. с. 127-132, 155-180, 191-193.
8. с. 3-54.
9. с. 6-41.
Контрольные вопросы: Какие способы размножения используются в плодоводстве? Расскажите о биологических основах вегетативного размножения. Перечислите способы получения корнесобственных растений. Перечислите способы прививки, расскажите о технике их выполнения.
Задание принял ___________________ Подпись ________________________