Условия реализации программы дисциплины
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02 Теоретические основы товароведения в рамках реализации программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих для профессии среднего профессионального образования технического 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества товаров (на базе основного общего образования)
Сыктывкар, 2016 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.05 «Товароведение и экспертиза потребительских товаров»; укрупненная группа 38.00.00 Экономика и управление
Организация-разработчик: ГПОУ СПО «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
Разработчики: Карауш.Н.С, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, высшая категория
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические основы товароведения
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза потребительских товаров»; укрупненная группа 38.00.00 Экономика и управление
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке и переподготовке работников в области торговли при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:Профессиональный цикл; общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
– распознавать классификационные группы товаров;
- анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- основные понятия товароведения;
- объекты, субъекты и методы товароведения;
- общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам;
- виды, свойства, показатели ассортимента;
- основополагающие характеристики товаров;
- товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров), классификацию ассортимента, оценку качества товаров;
- количественные характеристики товаров;
- факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик;
- виды потерь, причины возникновения, порядок списания.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 72 часов;
самостоятельной работы студента 36 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические работы | 36 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 36 |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплиныТеоретические основы товароведения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Методологические основы товароведения | Содержание учебного материала: | 14\10 | |
1. Введение в товароведение. Основные понятия товароведения. Предмет, цели и задачи товароведения. Принципы товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Этапы становления товароведения как научной дисциплины. Формирование профессиональной компетентности. | |||
2. Объекты и субъекты товароведения. Объекты товароведной деятельности и их основные характеристики. Группы субъектов товароведной деятельности | |||
3. Методы товароведения. Методы товароведения: понятие, классификация. Методы научного познания и практические, их разновидности и краткая характеристика, применяемость. Преимущества и недостатки. | |||
4. Классификация товаров. Классификация как метод товароведения. Виды классификации: Классификация потребительских товаров, общие принципы и правила классификации, классификационные признаки. Принципы построения иерархического метода классификации. Принципы построения фасетного метода классификации. | |||
5. Кодировка товаров. Кодирование товаров. Методы кодирования товаров. Классификаторы: Общероссийский классификатор продукции (ОКП): назначение, структура; Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД): назначение, правила интерпретации. Штриховое кодирование | |||
Практические занятия: | |||
| |||
| |||
| |||
Контрольная работа № 2 | |||
Самостоятельная работа студента: - подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций; - оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите; - Составить конспект «История возникновения товароведения»; - Составить таблицу по преимуществам и недостаткам иерархического и фасетного методов классификации. - проработка конспекта. | |||
Раздел 2 Товароведные характеристики товара. | Содержание учебного материала: | 14\14 | |
1. Ассортимент товаров. Ассортимент товаров: основные свойства и показатели, управление и формирование ассортимента.. Товарный артикул как единица измерения показателей ассортимента :понятие, назначение, отличительные признаки. Влияние отдельных показателей на результаты коммерческой деятельности. Управление ассортиментом: понятие, назначение. Факторы, влияющие на формирование ассортимента, регулирование этих факторов. Виды нормативных документов, регламентирующих ассортимент товаров. Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствования ассортимента. | |||
2. Качество товаров. Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень качества, технический уровень качества. Классификация потребительских свойств и показателей потребительских товаров: номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров. | |||
3.Потребительские свойства товаров. Общие сведения. Химические свойства. Физические свойства: механические, теплофизические, оптические, акустические, электрические свойства. Физико-химические свойства: сорбционные свойства, свойства, характеризующие проницаемость. Биологические свойства | 2 | ||
4.Оценка качества товара. Оценка качества: понятие. Структура и результаты оценочной деятельности. Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, классы качества. Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров. Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции | |||
5. Количественная характеристика товаров. Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Общность и различия. Идентифицирующие признаки товарной партии. Однородность и неоднородность качества в товарной партии, классификация товаров по этим признакам. Размерные характеристики, общие для всех размерных градаций и специфичные для товарных партий. Назначение, краткая характеристика. Идентификация и прослеживаемость товаров: определение, цели, виды, средства, методы | |||
Практические занятия: | |||
1. Расчет показателей ассортимента | |||
2. Определение приемочного и браковочного числа. Применение правил отбора проб и образцов. | |||
3. Изучение потребительских свойств отдельных групп товаров | |||
4.Определить качества товара. | |||
Контрольная работа № 2 | |||
Самостоятельная работа студента: - проработка конспекта; - Составить схему «Взаимосвязь классификационных ассортиментных группировок и свойств ассортимента»; - Составить схему «Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров»; - Составить схему «Взаимосвязь классификационных ассортиментных группировок и свойств ассортимента»; - Описать потребительские свойства конкретного образца товаров; - подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций; - оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите. | |||
Раздел 3 Обеспечение качества и количества товаров | Содержание учебного материала: | 8\12 | |
1.Технологический цикл товародвижения. Технологический цикл товародвижения: этапы и стадии: предтоварная, товарная и послереализационная. Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приемочном и браковочном числе. | |||
2. Формирование и сохранение качества и количества товаров. Обеспечение качества и количества: понятие. Факторы, влияющие на качество и количество товаров. Факторы, формирующие качество и количество, краткая характеристика, степень влияния отдельных факторов на качество и количество товаров. Корректирующие мероприятия. Классификация сохраняющих факторов. Упаковка: понятие, функции. Виды упаковки по назначению. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки. Хранение: основные понятия, назначение. Составные элементы условий хранения. Режим хранения: климатический и санитарно-гигиенический. Понятие. Показатели климатического режима и их влияние на сохранность товаров. Значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Классификация потребительских товаров по требованиям к оптимальному температурно-влажностному режиму. Регулирование показателей режима хранения. Санитарно-гигиенический режим складов. Показатели режима, их значимость для обеспечения количества и качества. Профилактические и текущие мероприятия по созданию и поддерживанию санитарно-гигиенического режима. Уход за товарами при хранении. Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь. Классификация методов хранения. Экономическая эффективность разных методов, критерии эффективности. Сроки годности, хранения, реализации и эксплуатации. Классификация товаров по срокам годности и эксплуатации. Контроль за соблюдением условий и сроков хранения, нормативная база. | |||
3.Товарные потери.Товарные потери: основные понятия. Виды и разновидности потерь, причины их возникновения и порядок списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное значение мероприятий по сокращению потерь. | |||
Практические работы | |||
1.Анализ предтоварной стадии технологического цикла товаров | |||
2. Ознакомление с правилами отбора проб, приемочным и браковочным числами. | |||
3. Решение ситуационных задач по расчету количественных потерь | |||
4. Разработка мер по предупреждению и снижению товарных потерь. | |||
Самостоятельная работа: -Оформить таблицы: «Классификация товаров по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму», «Классификация товаров по влажностному и требованиям к оптимальному влажностному режиму»; - Оформить схему «Классификация внутренних и внешних факторов, влияющих на потери»; - подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций; - проработка конспекта; - оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите. | |||
Дифференцированный зачет |
условия реализации программы дисциплины