Методические рекомендации. Транспорт - одна из важнейших отраслей материального производства
Транспорт - одна из важнейших отраслей материального производства, осуществляющая перевозки грузов на определенные расстояния за определенное время.
Транспорт не создает новых продуктов (товаров), а только перемещает их. При этом свойства и качество перевозимых продуктов (грузов) не меняется. Транспорт имеет свой производственный процесс и продукцию. На транспорте производственным процессом является перемещение. Продукцией транспорта является транспортная работа, которая измеряется в тонно-километрах:
Транспортный процесс - это перемещение груза от места его производства к месту его потребления. Он состоит из отдельных последовательно выполняющихся частей (элементов): погрузка, перемещение, разгрузка.
При перевозках элементы транспортного процесса повторяются, т.е. транспортный процесс носит циклический характер. Циклом транспортного процесса является ездка.
Ездка – комплекс операций (элементов) включающих погрузку, перемещение, разгрузку и подачу под следующую погрузку (от одной погрузки до следующей погрузки).
Оборот – законченный цикл транспортного процесса, состоящий из одной или нескольких ездок с обязательным возвратом в первоначальный пункт погрузки.
Технико-эксплуатационные показатели можно разделить на две группы: показатели характеризующие работу грузовых транспортных средств и степень их использования.
Парком автотранспортных средств называется автомобильные транспортные средства (автомобили, автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы) автотранспортной организации.
Списочным (инвентарным) парком называются автотранспортные средства, числящиеся по инвентарным книгам. По техническому состоянию он подразделяется на парк готовый к эксплуатации, и парк, требующий ремонта или находящейся в ремонте и техническом обслуживании.
Парк, готовый к эксплуатации, в свою очередь, подразделяется на парк, используемый для перевозки (находящийся в эксплуатации), и парк, находящийся по различным причинам в простое в готовом к эксплуатации состоянии.
Готовность парка автотранспортных средств к перевозкам определяется коэффициентом технической готовности. Использование автотранспортных средств определяется коэффициентом выпуска.
Номинальная грузоподъемность единицы автотранспортного средства - это максимально допустимое количество груза, которое может быть погружено при полном использовании грузоподъёмности кузова. Она устанавливается заводом изготовителем и является постоянной величиной для данного типа и модели и измеряется в тоннах.
Использование грузоподъёмности автотранспортного средства, характеризуется коэффициентами использования грузоподъёмности. Коэффициент статического использования грузоподъёмности определяется отношением количества фактически перевезённого груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъёмности, т.е. номинальной грузоподъёмности автомобиля или автопоезда.
Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определённый период времени. Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный. Производительный пробег грузовых автомобилей называется груженым пробегом. Непроизводительный пробег – пробег без груза (нулевой или порожний). Нулевым называется пробег автомобиля от автотранспортной организации (или другого места постоянной стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до автотранспортной организации. Порожним называется пробег автомобиля от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки.
Непроизводительный пробег является обязательным составным элементом общего пробега.
Использование пробега автотранспортного средства характеризуется отношением груженого пробега к общему. Эта величина называется коэффициентом использования пробега и показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге автотранспортного средства.
Средняя длина ездки – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки, определяемый делением общего груженого пробега на количество выполненных ездок.
Среднее расстояние перевозки – это средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы в тонно-километрах на число перевезённых тонн.
В течение рабочего дня каждый автомобиль, определенный период времени находится в наряде, т. е. работая на линии, перевозит груз. Время пребывания в наряде измеряется количеством часов с момента выезда автомобиля из автотранспортной организации до момента возвращения его в организацию за вычетом времени на прием пищи и отдых. Время в наряде складывается из времени в движении и времени простоя под погрузкой-разгрузкой. Время в наряде может быть также представлено суммой времени работы на маршруте и времени затрачиваемого на нулевой пробег.
Различают техническую, эксплуатационную скорости и скорость доставки.
Техническая скорость - это средняя скорость движения автотранспортного средства за определенный период времени движения, определяемая отношением пройденного расстояния к времени движения.
При её расчетах во время движения включаются все кратковременные остановки, связанные с регулированием движения (остановки у светофоров, переездов и т.д.).
Эксплуатационная скорость это условная скорость движения автотранспортного средства за время нахождения его на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.
Производительность транспортного средства автомобильного транспорта является функцией семи переменных технико-эксплуатационных показателей, по-разному влияющих на ее уровень. Чтобы выявить степень влияния технико-эксплуатационных показателей на производительность, следует проанализировать общую формулу определения производительности транспортного средства в тонно-километрах и тоннах.
Производительность транспортного средства за сутки в тоннах
Производительность транспортного средства за сутки в тонно-километрах
Анализируя формулу производительности, заметим, что такие показатели, как время в наряде Тн грузоподъемность q и коэффициент использования грузоподъемности у, находятся в числителе и при неизменной величине всех других показателей, входящих в формулу, прямо пропорционально влияют на производительность. Графическое изображение такой зависимости [Р = f (TH, q, у)] может быть выражено прямыми линиями, проходящими через начало координат.
Такие показатели, как техническая скорость движения Vm, коэффициент использования пробега р и пробег с грузом за ездку 1ег находятся в числителе и знаменателе формулы, следовательно, производительность транспортного средства не будет находиться в прямой зависимости от их изменения. Графическое изображение зависимости [Р = (Vm, р, 1ег )]может быть выражено семейством гипербол, проходящих через начало координат.
При выборе типа грузового автомобильного средства необходимо эксплуатационные качества автотранспортных средств оценивать применительно к условиям эксплуатации, которые отражают особенности осуществления перевозок, определяемые различными сочетаниями транспортных, дорожных и климатических факторов.
Условия эксплуатации предъявляют соответствующие требования к конструкции (эксплуатационным качествам) автотранспортных средств.
При выборе между автотранспортными средствами различной грузоподъемности целесообразно использование транспортных средств возможно большей грузоподъёмности, что доказывается путем сравнения часовых производительностей в тонно-километрах.
Выбор между бортовым автотранспортным средством и автомобилем-самосвалом производится по равноценному расстоянию перевозки.
Тема 3. Маршруты движений транспортных средств
Маршруты движения транспортных средств при перевозке грузов. Частота и интервал движения.
Расчет основных технико-эксплуатационных показателей работы транспортных средств на различных маршрутах перевозки грузов. Расчет необходимого количества транспортных средств.
Методика построения графиков работы транспортных средств на различных маршрутах.
Литература: [4], стр.77-88; [7], стр.60-66, 69.