Методика проведения дискуссии
Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых
дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах
обучающихся. Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный
характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и,
как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что
новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в
дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке,
предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Целью является процесс поиска, который должен привести к
объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся
новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к
запланированному педагогом заданию. Это может быть только в том случае,
если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем
со стороны педагога. Управление носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит
коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска
истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если
преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».
Специфические черты оптимально организованной и проведенной
учебной дискуссии:
1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме
педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный
практический опыт решения подобных проблем у слушателей;
2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных
ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-
организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны
педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со
стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом
процессом проведения дискуссии;
3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень
усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений,
развитие у них диалектического мышления;
4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от
конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо
обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи
педагога.
В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально
полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению
изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии
не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а
сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и
подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой
личный опыт.
Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении
и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот
активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной
связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из
одной области в другой.
Практическое занятие 3-4. «Социокультурное проектирование в
системе разработки и реализации региональной культурной политики».
1. Теоретико-методологические основы региональной культурной
политики (понятие, объект и субъект, приоритеты, цели, задачи, средства,
ресурсы, социальные механизмы, процедуры и технологии).
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность культурной политики и
социокультурного проектирования на региональном уровне.
3. Содержание и технология этапов разработки региональных
культурных программ (информационно-аналитический или диагностический,
нормативно-прогнозный, концептуальный, проектно-планирующий,
исполнительско-внедренческий, контрольно-коррекционный).
4. Структура и содержание региональной программы поддержки и
развития культуры.
Практическое занятие 5-6. Технология социально-культурного
проектирования. Стадии, методы и инструментарий социально-культурного
проектирования, разработка программ и планов (проблемный)
1. Основные направления социально-культурного проектирования.
Выделение отличий коммуникативных и научно-исследовательских
технологий.
2. Алгоритм проектирования социокультурных процессов.
3. Этапы социокультурного проектирования.
4. Стадии, методы и инструментарий социально-культурного
проектирования, разработка программ и планов
Практическое занятие 7. «Сущность и методология социально-
культурного проектирования. Теоретические основания социокультурного
проектирования».
1. Понятие социокультурного проектирования (сущность, объект, цели,
задачи, приоритетные области).
2 Программа и проект как результаты проектной деятельности
(особенности, условия, формы осуществления). Мировоззренческие основы
проектной деятельности, целевая установка и варианты проектных стратегий.
3. Технологические и содержательные элементы проектирования
(проблематизация, целеполагание, инструментализация, развертывающаяся
система действий).
4. Специфика целевого обоснования проекта и формирования его
содержательных разделов.
5. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
(содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте
проектирования).
5. Образовательные технологии:
1. Аудиторные занятия: лекция: обзорная лекция, тематическая лекция,
лекция – беседа, интерактивная лекция, презентации по отдельным темам.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не
менее 25 % аудиторных занятий.
2. Семинар: классический семинар – опрос с обсуждением и итоговым
контролем, семинар – круглый стол.
3. Внеаудиторные занятия: самостоятельная работа по темам курса (ментальные карты в XMind).