История естествознания

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Творческая работа
Название дисциплины Концепция современного естествознания
Тема История естествознания
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество студента  
№ контракта  

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Содержание

Основная часть…………………………….……………………………….……..3

Глава История естествознания ………….……………………………..…..…....3

Список сокращений……………………………………………………………....9

Приложения………………………………………………………………………10

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Основная часть

История естествознания

Будучи составной частью науки и культуры, естествознание имеет такую же длительную и сложную историю. Естествознание нельзя понять, не проследив историю его развития в целом. Согласно мнению историков науки, развитие естествознания прошло три стадии и в конце XX в. вступило в четвертую. Этими стадиями являются древнегреческая натурфилософия, средневековое естествознание, классическое естествознание Нового и Новейшего времени и современное естествознание XX в.

Развитие естествознания подчиняется данной периодизации. На первой стадии происходило накопление прикладной информации о природе и способах использования ее сил и тел. Это так называемый натурфилософский этап развития науки, характеризующийся непосредственным созерцанием природы как нерасчлененного целого. При этом идет верный охват общей картины природы при пренебрежении частностями, что характерно для греческой натурфилософии.

Позднее к процессу накопления знаний добавляется теоретическое осмысление причин, способов и особенностей изменений в природе, появляются первые концепции рационального объяснения изменений природы. Наступает так называемый аналитический этап в развитии науки, когда идут анализ природы, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий.

Самые первые знания человека о природе сложились в глубокой древности. Уже первобытные люди в борьбе с природой, добывая себе пищу и защищаясь от диких зверей, постепенно накапливали знания о природе, ее явлениях и свойствах окружавших их материальных вещей. Однако знания первобытных людей не являлись научными, поскольку не были ни систематизированы, ни объединены какой-либо теорией. Порожденные материальной деятельностью человека и добыванием средств к существованию, эти знания имели форму практического опыта.

Наука — это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло возникнуть и развиваться. Поэтому наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия, отвечающие введенным нами критериям науки. Этим условиям соответствует древнегреческое знание VI—IV вв. до н.э. В то время древнегреческая культура обрела принципиально новые черты, которыми не обладала культура Древнего Востока, общепризнанного центра рождения человеческой цивилизации.

Появлению таких критериев науки, как системность и рациональность, в конечном счете способствовала единственная в своем роде революция, которая произошла в эпоху архаики, — появление частной собственности. Весь остальной мир, в частности цивилизации Востока, демонстрировали так называемый «азиатский способ производства» и соответствующий ему тип государства — восточную деспотию. В таком обществе властные отношения являются первичными, а отношения собственности — вторичными. Собственностью в таком обществе распоряжается тот, в чьих руках находится власть, — чиновники разных рангов и, конечно, верховный правитель государства. Они создают хорошо отлаженную систему учета и контроля, в которой любой человек занимает отведенное ему место и находится в полной воле правителя и чиновников, общение с которыми невозможно строить на чисто логических и рациональных принципах.

Случай или каприз чиновника могут навсегда изменить жизнь человека. Это приводит к фатализму, характерному для восточных цивилизаций, а также к отсутствию приоритета личности, отказу от рационального способа познания мира и другим специфическим чертам этих цивилизаций.

Появление частной собственности и товарного производства в Древней Греции вызвало к жизни свойственные им политические, правовые и иные институты, в частности демократическое самоуправление и право, защищающее интересы граждан. Теперь каждый гражданин лично обсуждал и принимал законы. Таким образом, общественная жизнь освобождалась от власти религиозных и мистических представлений, закон переставал быть слепой силой, продиктованной свыше, а становился демократической нормой, принятой большинством голосов в процессе всенародного обсуждения. Обсуждение этих законов основывалось на риторике, искусстве убеждения и логической аргументации. Так постепенно сформировался аппарат логического, рационального обоснования, ставший универсальным алгоритмом производства знаний, появилась наука как доказательное и систематизированное познание.

Появление отработанных способов получения нового знания было связано с отсутствием у греков касты жрецов, которые на Востоке монополизировали интеллектуально-духовную деятельность. Там знания были доступны только посвященным, они бережно хранились и передавались, так как считались данными богами, но никакие изменения в них не допускались. В Древней Греции в силу специфики природных условий традиционные полисы (небольшие самостоятельные города-государства) были настолько бедны, что не могли себе позволить содержать неработающих людей.

Формирование теоретичности знания, отрыв его от повседневных практических интересов связаны с такой особенностью греческой цивилизации, как классическое рабство. Оно было экономической основой античной цивилизации. Так, в период расцвета Афин в V—IV вв. до н.э. там было до 400 тыс. рабов, работавших на полях, в мастерских, а также выполнявших почти все домашние работы. Постепенно развитие рабовладения обусловило формирование пренебрежительного отношения свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей орудийно-практической деятельности. Занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, искусство, философия. Это и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Занятия свободного человека (в их числе была и наука) размежевывались с ремеслом — занятием рабов.

Это был очень важный шаг для становления науки, так как именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию — непременное условие науки (обобщение принципов орудийно-трудовой деятельности порождает лишь абстрагирование, на что способны и высшие животные). Умение мыслить в понятиях, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли — великое завоевание древнегреческой философии, важнейшее основание и предпосылка всякой науки. Без четкого разграничения сферы «теоретического» и сферы «практического приложения» теории это было бы невозможно. Поэтому достижения античной науки и философии — планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, апории элеатов, диогеновский поиск сущности человека — все это не имеет каких-то очевидных связей с материальным производством. Практика, обусловливая абстрагирование, препятствует возникновению идеализации как его логического продолжения. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Все эти сугубо «непрактические» вопросы весьма далеки как от сферы массового производства, так и от сознания производителей. Но без них подлинной науки возникнуть не может, именно об этом говорит пример Древнего Востока.

Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону: в частности, неприятие эксперимента как метода познания закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, возникшего лишь в Новое время.

Античная наука появилась в форме научных программ (парадигм). В них была определена цель научного познания — изучение процесса превращения первоначального Хаоса в Космос — разумно организованный и устроенный мир через поиски космического (порядкообразующего) начала. Не случайно первые крупные представители натурфилософии — Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Диоген в своих утверждениях руководствовались идеей о единстве сущего, происхождении вещей из какого-либо природного первоначала (воды, воздуха, огня), а также о всеобщей одушевленности материи.

Также научные программы использовали идею единства микро-и макрокосмоса, подобия мира и человека для обоснования возможности познания мира. Утверждая, что подобное познается подобным, древние греки считали, что единственным инструментом познания может быть человеческий разум, отвергая эксперимент как метод познания мира. Так была четко сформулирована рационалистическая позиция, позже ставшая господствующей в европейской культуре.

Древнегреческие философы, не прибегая к систематическому исследованию и эксперименту, на основе преимущественно собственных наблюдений пытались единым взглядом охватить и объяснить всю окружающую действительность. Возникавшие в это время естественно-научные идеи носили предельно широкий философский характер и существовали как натурфилософия (философия природы), которая отличалась непосредственным созерцанием окружающего мира как единого целого и умозрительными выводами из этого созерцания.

Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежало представление, что мир (Космос) — это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей. Пифагор эти сущности нашел в числах и представил их в качестве первоосновы мира. Таким образом, в математической программе в основе мира лежат количественные отношения действительности. Этот подход позволил увидеть за миром разнообразных качественно различных предметов их количественное единство. Самым ярким воплощением математической программы стала геометрия Евклида, знаменитая книга которого «Начала» появилась около 300 г. до н.э. Кроме того, пифагорейцами впервые была выдвинута идея о шарообразной форме Земли.

Дальнейшее развитие естествознание получило в античной атомистике Демокрита — учении о дискретном строении материи, согласно которому весь мир состоит из пустоты и различающихся между собой атомов, находящихся в вечном движении и взаимодействии. Эти идеи составили вторую научную программу античности — атомистическую программу Левкиппа—Демокрита. В рамках атомистической программы было сделано несколько очень важных предположений. Среди них — идея пустоты, лежащая в основе концепции бесконечного пространства. Именно так рождается представление Демокрита, хотя и не поддержанное другими мыслителями, что мир в целом — это беспредельная пустота со множеством самостоятельных замкнутых миров-сфер. Эти миры образовались в результате вихревого кругообразного столкновения атомов. В этих вихрях крупные и тяжелые атомы скапливались в центре, а маленькие и легкие вытеснялись на окраины. Из первых возникла земля, из вторых — небо. В каждом замкнутом мире в центре находится земля, на окраине — звезды. Число миров бесконечно, многие из них могут быть населены.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Список сокращений

РФ – Российская Федерация

КСЕ- концепция современного естествознания

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Приложения

А История естествознания - student2.ru
Б История естествознания - student2.ru

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Исторические аспекты внедрения естественных элементов науки и технологий.

Наши рекомендации