Глава 19. за пределами утопии
В 1888 году Эдвард Беллами создал утопию «Взгляд назад», в которой описал весьма передовую для того времени социальную систему. Этот бестселлер вызвал большой интерес, и многие люди в своих письмах к автору интересовались, каким образом можно было бы реализовать тип общества, нарисованный воображением Беллами. Но на тот момент наша страна не была подготовлена к переходу такого масштаба.
Предложения, представленные Беллами, Платоном в его «Республике», в письмах Карла Маркса, в «Облике грядущего» Г. Уэллса и многих других, являют собой попытки найти реальные решения проблем, с которыми не справились предшествующие цивилизации. Несомненно, на момент написания книги Беллами социально-бытовые условия жизни людей были тяжелыми, что придало утопическому идеалу еще больше очарования. Однако этим идеям недостает плана развития и технологического процесса, облегчившего переход к новому типу общества. Большинство предыдущих утопических представлений не учитывали изменения в технологии и в системе человеческих ценностей, что тормозило любые инновации. Не хватало программ и методологий, чтобы реализовать идеи в полном объеме, а также компетентных специалистов, способных инициировать переходный период.
Теперь, наконец, у нас есть план и средства сделать его реальностью. Недавно мы разработали необходимую технологию, которая превосходит самые смелые надежды и мечты любого из социальных новаторов прошлого. Хотя многие цели, представленные в этой книге, могут показаться людям начала двадцать первого столетия недосягаемыми, все они основаны на известных научных принципах. Единственные ограничения в грядущем человечества будут те, которые мы сами себе установим.
У направления социального развития, о котором идет речь, нет параллели в истории ни с какой предыдущей политической идеологией или экономической стратегией. Просто потому что предыдущие попытки провалились, не стоит их прекращать. Главная опасность — это сидеть сложа руки. Построение новой цивилизации потребует окончательного разрыва со многими традициями прошлого. Будущее разовьет свои собственные новые парадигмы, чтобы соответствовать каждой последующей фазе развития человека. Большое влияние на самые ранние утопические идеи оказывали мировые религиозные учениями. Но в этих предполагаемых предсказаниях небес не было упомянуто никаких территориальных владений, банков, денег, полиции, тюрем, милитаризма и частной собственности.
Не так давно в США была предпринята попытка понять социальную систему, в значительной степени отличную от нашей. В фильме «Ход времени» (The March of Time) о коммунизме в стране Советов было сказано следующее: «Мы полагаем, что американская система свободного предпринимательства будет функционировать эффективнее, чем коллективная система. Однако мы желаем вам всего наилучшего в проведении вашего нового и необычного социального эксперимента». Неспособность коммунистической системы удовлетворить потребности человека и обогатить его жизнь, мало чем отличается от наших собственных неудач. Для всех устоявшихся социальных систем необходимо разрабатывать новые подходы, чтобы улучшить их работоспособность.
Тысячи неудач предшествовали запуску первого аэроплана. Доктор Эрлих предпринял свыше 606 попыток при разработке метода лечения сифилиса прежде, чем одна единственная, наконец, оказалась успешной. Некоторые современные технологии — телевизоры, радио, самолеты и автомобили — находятся в процессе постоянных модификаций. И все же, наша социальная система остается в большей степени статичной.
Надпись на одном из наших правительственных зданий гласит: «Отсутствие дальновидности гибельно для людей». Главная причина сопротивления переменам состоит в том, что они угрожают правящей верхушке и финансово заинтересованным кругам. Страх перед социальными изменениями необоснован, потому что история цивилизации — один непрерывный эксперимент. Американская система свободного предпринимательства на ранней стадии развития столкнулась с проблемами еще более серьезными, чем наши: с ненормированным рабочим днем, с эксплуатацией детского труда, с плохой вентиляцией на промышленных предприятиях, с бесправием женщин и темнокожих американцев, с опасными условиями работы в шахтах и с расовыми предрассудками. Несмотря на многие проблемы, это было самое большое историческое новшество в образе жизни людей, архитектуре, технологии и в общем стремлении к прогрессу. Все, что нам необходимо, — это продолжить социальные эксперименты и выйти за рамки нашего нынешнего общества с целью улучшения качества жизни для всех без исключения.
Наше будущее не зависит от современных убеждений или социальных обычаев; оно продолжит развивать ряд ценностей, уникальных для своего времени. Нет никаких Утопий. Самое понятие «Утопии» статично. Выживание любой социальной системы в конечном итоге зависит от ее способности учитывать изменения, направленные на улучшение общества в целом.