Место проведения: УГДДТим.Комарова
Тема: Работа в ансамбле: глубокое изучение ладов народной музыки, практика исполнения и импровизации на их основе в многоголосии.
Цель урока: Обогащение духовного, интеллектуального мира учащихся, воспитание эмоциональности, тонкого вкуса, артистической выразительности посредством познания и исполнения народных ладов и ритмических игр.
Задачи:
- создание комфортной и творческой среды;
- работа над формированием осознанного отношения к учебному материалу;
- работа над формированием самоконтроля, адекватной самооценки;
- накопление слухового опыта;
- воспитание навыка творческой и исполнительской работы;
- воспитание художественного вкуса у учащегося;
- работа над интонацией;
- расширение кругозора учащихся
- воспитание чувства ритма
- воспитание чувства лада
- раскрепощение личности посредством практики импровизации
- воспитание чувства коллективности и единства в команде.
Оборудование: фортепиано, звуковоспроизводящий тракт.
Введение.
Лады народной музыки содержат в себе историю музыки с древнейших времён. Дорийский, Лидийский, Миксолидийский, Фригийский, Эолийский, Ионийский лады – основа теории музыки. Познание и изучение данной темы – очень актуальный процесс для ансамбля, исполняющего фольклорную музыку. Более того, импровизация, основанная на вышеперечисленных ладах, позволит учащимся обрести свободу в исполнении основного репертуара. А ритмические игры, развивающие чувства метра и темпа, откроют перед детьми несколько секретов удачной стилизации.
Ход урока
7. Вступительная часть – 5 минут.
Организационный момент.
8. Основная часть – 35 минут.
- распевание. Дыхательные упражнения;
- упражнения на интонацию в многоголосии;
- упражнения на разработку дикции;
- прослушивание минусовой фонограммы, анализ её;
- пробная запись плюсовой фонограммы последовательно;
- определение и анализ ошибок;
- индивидуальная работа с учащимися
- запись окончательной фонограммы.
9. Заключительная часть – 5 минут.
Подведение итогов.
Управление образования Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
Уфимский городской дворец детского творчества им.В.М.Комарова
Открытый урок
Концертмейстера Никитиной Камиллы Александровны
Уфа -2011
Объединение: детская музыкальная студия «Лада»
Учащиеся: младший состав
Год обучения: 1,2
Возраст: 5-7 лет
Время проведения:
Место проведения: УГДДТим.Комарова
Тема: Работа в ансамбле: тщательное распевание + артистизм, как необходимый элемент в работе на сцене.
Цель урока: Формирование выносливости в работе с ансамблем. Обогащение духовного, интеллектуального мира учащихся, воспитание эмоциональности, тонкого вкуса, артистической выразительности.
Задачи:
- создание комфортной и творческой среды;
- воспитание выносливости и терпения в работе с ансамблем;
- работа над формированием осознанного отношения к учебному материалу;
- работа над формированием самоконтроля, адекватной самооценки;
- накопление слухового опыта;
- воспитание навыка творческой и исполнительской работы;
- воспитание художественного вкуса у учащегося;
- работа над интонацией;
- работа над дыханием;
- работа над артикуляцией;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание чувства ритма;
- раскрепощение личности;
- воспитание чувства коллективности и единства в команде.
Оборудование: фортепиано, звуковоспроизводящий тракт.
Введение.
Учащиеся подготовительного и первого годов обучения часто устают во время работы в ансамбле с основным составом, так как не привыкли много работать в команде. Уроки ансамбля, которые посвящены исключительно младшему составу, в таком случае очень важны. Здесь маленькие учащиеся привыкают к ходу ансамблевого урока: тщательная распевка, изучение нового материала, повтор старого, сценическая пластика, репетиции разводок на сцене. Такие занятия повышают творческий тонус младшего состава, педагогов и улучшают результативность всего коллектива.
Ход урока
1. Вступительная часть – 5 минут.
Организационный момент.
2. Основная часть – 35 минут.
- распевание. Дыхательные упражнения;
- упражнение на выразительность лица;
- упражнения на интонацию в одноголосии;
- упражнения на разработку дикции;
- изучение сложных распевок;
- повтор песни из старого репертуара на выбор учащихся;
- репетиция «воображаемого выступления»;
- определение и анализ ошибок;
- индивидуальная работа с учащимися;
3. Заключительная часть – 5 минут.
Подведение итогов.
Об актуальности стилизации фольклора в концертной практике детских вокальных и музыкальных студий.
Голос предков звучит в нас всегда. Но в связи с техническим прогрессом и материализацией жизненных ценностей он забывается, а то и вовсе исчезает из поля нашей творческой деятельности. Ещё недавно, лет двадцать назад, практика исполнения народных песен была естественным явлениям. Это происходила как на концертных площадках, так и процессе домашнего музицирования.
Сейчас, когда эта практика отходит от нормы, в программу дополнительного музыкального образования, я считаю, необходимо ввести предмет Музыкального народного творчества.
Я работаю концертмейстером в детской музыкальной студии «Лада» под руководством Никитиной Джамили, отличника образования. Проанализировав тенденции в сфере дополнительного образования осуществляющие преподавание музыки, не предусматривающие собой историю народной музыки и исполнения её, мы с моим руководителем решили, что создание студии, в которой музыкальный материал опирался бы на фольклор, при этом не казался учащимся скучным путём его стилизации, может оказаться актуальным делом! И не ошиблись!
Вот уже на протяжении 8-ми лет студия «Лада» с успехом творит, выступает на различных концертных площадках и систематически становится лауреатом республиканских и международных конкурсов и фестивалей.
Однако, следует признать, что были опасения по поводу приятия современными детьми, обогащенными техническими и технологическими веяниями нового века. Казалось, а вдруг, дети не примут фольклор, вдруг не появится интерес к этой музыки. Но есть такая вещь, как генетическая память. В нас заложена народная мудрость, накопленная нашими дедушками и бабушками за многие столетия! Стилизация фольклорной музыки ( то есть, популяризация её, исполнение в ином, современном музыкальном жанре, например фольк-поп или фольк-панк), лишь помогает детям воспринять песни наших бабушек и дедушек. Помогает детям раскрепоститься во время исполнения его, быстрее запомнить текст и мелодию.
Большая важность использования стилизованного фольклора заключается ещё и в том, что дети знакомятся с традициями своего народа. Например, в процессе разучивания партий, учащиеся непременно познают историю. Изучая и исполняя русские народные песни нельзя пройти мимо таких традиций, как святки, колядки, праздник Ивана Купалы и многих других. Башкирские же народные песни, например, пронизаны традициями приёма гостей. А когда всё это сопровождается ещё и современными ритмами барабанов и «качающих» звуков бас-гитар, интерес к постижению фольклора у детей и, особенно, у подростков, резко возрастает! Помимо интереса, всё это воспитывает в учащихся здоровое отношение к родине, неизощренный патриотизм, любовь к своей земле и к её истории.
Так что я предлагаю всем педагогам, ищущим новые идеи для воспитания вышеописанных пристрастий, рекомендую обратиться к фольклору. И, ориентируясь на музыкальные вкусы детей, стилизовать его в разные безграничные формы.