Собственное производство
5. Высокие технологии.
6. Квалификация и профессионализм менеджеров
7. Клиентская база.
8. Индивидуальный подход к каждому клиенту.
9. Изучение рынка (маркетинг).
10. Ассортимент.
11. Качество товара.
12. Наличие товара на складе.
13. Продажа со склада в Москве.
14. Цена.
15. Сервисное обслуживание.
16. Внутренние отношения в компании.
1. Соотношение цены и качества (под качеством понимается внешний вид).
2. Широкий ассортимент (в смысле удовлетворения потенциальных потребно
стей клиента).
3. Возможность поставки без предоплаты.
4. Сроки поставки.
5. Наличие сертификата.
6. Минимум рекламаций на качество изготовления и комплектации.
7. Имидж фирмы.
8. Удобство сборки.
9. Имидж фирмы.
10. Цвет.
11. Премиальные для покупателя (актуально для корпоративных клиентов).
Пункты 3, 4, 6, 8 актуальны в большей степени для посредников.
1. Имидж фирмы.
2. Система продаж.
3. Качество товара.
4. Сервис.
5. Ценовая политика.
6. Торговая марка.
1. Цена.
2. Качество.
3. Наличие ассортимента на складе.
4. Репутация производителя.
5. Сервис (сборка, доставка, разгрузка, ремонт).
1. Соотношение цена - качество.
2. Качество поставок.
3. Качество изготовления.
4. Ассортимент.
г
1. Соотношение цена-качество.
2. Репутация производителя. Бренд.
3. Репутация продавца.
4. Квалификация персонала, работающего непосредственно с конечным кли
ентом.
5. Наличие большого ассортимента - модельного ряда на складе.
6. Возможность работы под заказ.
7. Гарантии.
8. Сервис.
9. Дополнительные услуги: доставка, разгрузка, сборка, ремонт.
1. Бухгалтерские шкафы. Локеры.
2. Персонал компании (от руководства до рядовых сотрудников).
1. Ассортимент (чтобы были сейфы и металлическая мебель для любого по
купателя- от самых дешевых до элитных, от встраиваемого в стену сейфа
до банковских хранилищ, откэшбоксадо мобильного архива) и постоянное
наличие на складе (если это невозможно по каким-нибудь позициям, то крат
чайшие сроки поставки под заказ).
2. Собственное производство.
3. Высококачественный сервис.
4. Эффективная реклама.
5. Конкурентная цена на аналогичные модели конкурентов (для клиентов - спе
циалистов в данной области и для дилеров).
6. Наличие государственных премий, сертификата на систему менеджмента
качества и т. д.
7. Имидж фирмы (знаменитость, репутация и т. д.).
8. Удобное расположение демонстрационного зала и склада.
Методически работу по определению фокуса конкуренции хорошо увязать с различением текущей, долгосрочной и стратегической доходности.
Что такое текущая доходность - всем понятно, тем более что она гарантированно присутствует и в двух других.
Долгосрочная доходность определяется, например:
- брендами;
- размещением рекламы в каталогах дилеров;
- совместными проектами с дилерами;
- качеством выставочных образцов и выставок;
- репутацией менеджеров;
- личными отношениями с поставщиками;
- личными отношениями с дилерами;
- инициативностью;
- дополнительными услугами;
- обеспеченностью сервисом (гарантийное обслуживание, послегарантий
ное, перевозки и пр.).
Стратегическая доходность достигается через:
- репутацию фирмы;
- эксклюзивный бренд;
~ развитие собственного производства;
- инновационность (способность к обновлению методов продаж, ассорти
мента и т. д.);
- ориентацию на тотальное качество (производства, товара, услуг, отноше
ний с дилерами, пользователями, управления и т. д.).
Например, около станции метро построен большой павильон для продажи и обслуживания мобильных телефонов. Он построен с таким расчетом, что любые другие малые, большие или средние павильоны здесь рентабельными не будут. Иначе говоря, первый застройщик уже обеспечил себе стратегическое конкурентное преимущество самим местом расположения своего сбытового подразделения. И это преимущество сохранится за ним, насколько можно предвидеть, всегда.
Этот последний пример показывает, что данный инвестор создал новый фокус конкуренции под названием "доступность". Он сделал это тогда, когда мобильный телефон еще не стал массовым, проявив замечательное качество, которое раньше мы назвали проактивностью. Кстати, само это качество также может появиться в фокусе конкуренции, если Ваша клиентная организация способна на него претендовать, ему соответствовать. Для этого ее еще надо вывести из реактивного в проак-тивное управление, если это ей подходит. Тут все очень конкретно.
Таблица 26 показывает методический прием, помогающий клиенту определить или искать его конкурентные преимущества. В тех клетках, где проставлены плюсы, полуплюсы, превосходные отличия его фирмы попадают в фокус конкуренции, а значит, являются его конкурентными преимуществами. Поскольку процесс в динамике, мы с ним построили такую же таблицу на 5 лет вперед, с тем чтобы понять, как будет складываться в будущем фокус конкуренции, какие факторы успеха и превосходные отличия нужно создавать, чтобы не оказаться в стороне от этого фокуса.
Таблица 26 Определение конкурентных преимуществ
^••s. Превосходные ^^^^ отличия Фокус ^\^^ конкуренции ^'\, | Качество материалов и проектных решений | Имидж (надежный, грамотный, современный) | Цена (снижение издержек) | Сроки на всех стадиях |
Качество | + | |||
Известность на рынке | _i_ | |||
Технология продаж | + | |||
Цена | + | |||
Сроки | + | |||
Филиальная сеть | ||||
Комплексность услуг | 1. |
Советы консультанту
Методически правильно, как я полагаю, начать эту работу с введения ценных понятий. Наверное, в этом разделе Вы увидели их несколько. Предложите их на обсуждение управленческой команде либо главе компании, если команды нет или руководитель не считает нужным ее привлекать. Не сомневайтесь - они будут слушать Ваши определения и примеры довольно внимательно. Затем предложите каждому из них в течение недели прислать Вам на e-mail свои ответы на вопросы:
- Что в фокусе конкуренции на рынке такого-то продукта (группы продуктов) находится сейчас?
- На что будет сдвигаться фокус конкуренции в недалеком будущем?
- Что попадет в фокус конкуренции в дальней перспективе?
Потом сделайте сводную таблицу с ответами и предложите управленческой команде в режиме групповой работы ответить на вопросы: на какие наши превосходные отличия нам следует сдвигать фокус конкуренции? как этого добиться?
Советы руководителю
Вам трудно решать эти задачи без участия консультанта. Здесь требуются хорошие знания специальной литературы и конкретных случаев, которые консультант накапливает на других клиентах или же черпает из опыта своего профессионального сообщества.
Все же попробуйте. Наибольшие трудности Вас ожидают в освоении т. н. ценных понятий и их разъяснении Вашим сотрудникам.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКИ
Что есть специальная политика в стратегии компании?
Политикаесть цели и приоритеты.
Цель- планируемый результат. Цели бывают разной срочности и разных направлений.
Приоритетыесть сравнительная значимость параметров бизнеса в привязке к конкретным условиям. Приоритеты определяются по разным критериям сравнения. После удовлетворения критериев одного порядка актуализируются критерии следующего порядка. Например, на одной стадии в региональной политике фирмы приоритет может быть отдан охвату, а после того как филиалами охвачена достаточная территория, приоритетнее становится прибыль филиалов. Охват продолжается, но только через создание новых прибыльных филиалов.
Мы составили основные ориентиры стратегической работы, она должна перейти в плоскость конкретных разработок в разных сферах жизни организации. Я называю это специальными политиками:
- финансовая,
- техническая,
- имущественная,
- кадровая,
- маркетинговая,
- клиентская,
- ассортиментная,
- региональная и любые другие, которые Вы с Вашим клиентом сочтете не
обходимыми.
Что касается методов и процедур работы над специальными политиками, предпочтение я отдаю докладам,с которыми предлагаю выступать поочередно разным членам команды с привлечением других сотрудников компании. Разумеется, если речь идет о финансовой, технической политике, то там с докладчиками все очевидно. А если мы решаем задачу, скажем, регио-
налытой политики, то автором доклада должен быть первый руководитель, поскольку эта задача интегральная. Очень хорошо, если на одну и ту же тему у нас поочередно выступают 2-3 докладчика. Неплохо, если доклад и готовится группой, и предлагается от имени группы. Однако индивидуальные, доклады я считаю более эффективными - по моим наблюдениям, в групповых вклад каждого оказывается меньше того, что мы получаем в индивидуальных. Наверное, скажете: что же - вместо синергии мы получаем энтропию? Да, на какой-то стадии нам необходимо разнообразие. И если получаются разброд, противоречивость предложений и идей, то потом мы можем выходить на синергию с гораздо более богатым опытом, багажом. Это труднее, чем начинать с групповых разработок. Зато на старте мы получаем свободный вклад каждого.
"Докладная" методика очень мобилизует членов команды, дает возможность каждому показать себя перед остальными, а им - лучше увидеть индивидуальность каждого.
Конечно, все эти политики должны пройти через две трудные операции:
- согласование их между собой и
- стадирование, т. е. варианты их построений на разных этапах по мере дос
тижения.
Есть еще одна особенность в работе над стратегией. Вновь обращаю внимание на то, что здесь лучше использовать не столько календарное время, сколько социальное - ориентироваться не столько на годы, сколько на события. Хотя, конечно, и календарную периодизацию нельзя упускать там, где она уместна и возможна.
Тексты таких политик выглядят очень по-разному. Иногда они очень кратки, иногда - нет. Мне приходилось видеть и разрабатывать самому длинные и подробные тексты, например, клиентской, кадровой политик.
Вот несколько примеров1.