Прошлое и настоящее ультразвука

УЗИ – причина для беспокойства

Предыдущие версии данной статьи были опубликованы в Mothering magazine, выпуск 102, сентябрь-октябрь 2000г., и Nexus magazine, том 9, №6, октябрь-ноябрь 2002г.
Последнее обновление, включающее самые свежие результаты исследований воздействия ультразвука, можно найти в готовящейся к изданию книге Сары «Мягкие роды, мягкое материнство: мудрость и наука мягкого выбора во время беременности, родов и родительства».

Когда я была беременна своим первым ребенком в 1990 году, я решила не проходить никакого обследования. Это было достаточно необычным решением, т.к. мой партнер и я – врачи, и сами проводили обследование беременных – довольно неумело, но иногда с пользой – проходя подготовку по специальности «Врач общей практики – акушер» несколькими годами ранее.
Что повлияло на меня больше всего? Мое чувство, что я как мать потеряю что-то важное, если позволю кому-либо исследовать моего ребенка. Я знала, что если появится малейшая проблема или неопределенность – а это достаточно распространено – то я буду обязана возвращаться снова и снова, и через некоторое время я бы стала ощущать, что ребенок принадлежит системе, а не мне.
В последующие годы я родила еще трех детей, не делая УЗИ во время беременности, и прочла множество статей и исследовательских материалов по ультразвуку. Ничто из прочитанного не заставило меня пересмотреть свое решение. Несмотря на то, что УЗИ иногда может быть полезно при возникновении подозрений, связанных со специфическими проблемами, мое заключение таково: УЗИ в лучшем случае неэффективно, а в худшем – опасно, если используется в качестве рутинного исследования каждой беременной женщины и ее ребенка.

Прошлое и настоящее ультразвука

Ультразвуковое исследование было разработано во время Второй мировой войны для обнаружения вражеских подводных лодок, а в последствии использовалось в сталелитейной промышленности. В июле 1955 года хирург из Глазго Йен Дональд взял промышленную установку и начал эксперименты с абдоминальными опухолями, вырезанными им у пациентов, используя бифштексы в качестве контрольных образцов. Он открыл, что различные ткани дают различный рисунок ультразвукового «эха». Это привело его к осознанию, что ультразвук представляет революционный способ, позволяющий заглянуть в некогда таинственный мир растущего младенца.
Эта новая технология быстро распространилась в клиническом акушерстве. Коммерческая аппаратура стала доступна в 1963 году, и к концу 70-х УЗИ стало рутинной частью акушерского осмотра. Сегодня УЗИ рассматривается как безопасное и эффективное. Данное исследование стало обрядом посвящения для беременных женщин в развитых странах. Здесь, в Австралии, подсчитано, что 99% младенцев подвергались УЗИ по меньшей мере один раз во время беременности – в большинстве своем в качестве рутинного пренатального исследования (RPU) на сроке от 4 до 5 месяцев. В США, где расходы ложатся на страховщика или частное лицо, исследование проходят около 70% беременных женщин.
Тем не менее, озабоченность безопасностью и бесполезностью УЗИ возрастает. Британская активистка движения в защиту прав потребителей Беверли Бич назвала RPU «величайшим неконтролируемым экспериментом в истории», а База данных Кокрановского Сотрудничества (Cochrane Collaborative Database) – имеющая исключительный авторитет в медицине – заключает, что … с точки зрения существенного измерения результата, такого как перинатальная смертность [число младенцев, умерших незадолго до или после рождения], рутинное использование ультразвука не может продемонстрировать никакого явного преимущества в качестве своего следствия.
Это представляется слишком маленькой наградой при возникающих гигантских расходах. В 1997 году, например, Австралийским федеральным правительством было выплачено 39 миллионов долларов за УЗИ беременных – огромные средства в сравнении с 54 миллионами на все остальные акушерско-медицинские расходы. Эта цифра не включает дополнительные расходы, оплаченные самими женщинами. В США, если бы каждая беременная женщина единожды проходила рутинное УЗИ, расходы бы оценивались в 1,2 миллиарда американских долларов.
В 1987 году британский радиолог Х.Д. Мейр, выполнявший УЗИ беременных в течение 20 лет, прокомментировал это так:
Можно простить стороннего наблюдателя, удивляющегося тому, что представители медицинской профессии в наши дни занимаются оптовым исследованием беременных пациентов с использованием оборудования, выделяющего самые различные излучения, безопасность которого не доказана, с целью получения информации, клиническая ценность которой также не доказана, сотрудниками, не сертифицированными для проведения таких исследований.
Сегодняшняя ситуации не изменилась ни по одному из пунктов.
В 1999 году в отчете комитета Сената «Качая колыбель» было рекомендовано провести официальную оценку затратных процедур рутинного УЗИ. Были также даны рекомендации о разработке руководства по безопасному использованию акушерского ультразвука, а также о разработке стандартов подготовки ультрасонографистов (см. ниже). До сих пор ни одна из этих рекомендаций не была выполнена.


Что такое ультразвук?

Термин «ультразвук» относится к звуковым волнам сверхвысокой частоты, используемым в диагностических целях. Эти волны распространяются со скоростью от 10 до 20 миллионов циклов в секунду, в отличие от 10 до 20 тысяч циклов в секунду для слышимого звука. Ультразвуковые волны излучаются передатчиком (та часть аппаратуры, которая прикладывается к телу), и из рисунка отраженных «эхо»-волн выстраивается картинка нижележащих тканей. Твердые поверхности, такие как кость, отражают более сильное эхо, чем мягкие ткани или жидкости, придавая костяному скелету белый цвет на экране.
В обычных аппаратах УЗИ используются импульсы ультразвука, длящиеся только долю секунды, а во время интервала между волнами аппаратура распознает отраженное эхо. В противоположность этому, техника допплера, используемая для специальных обследований, фетальных мониторов и ручных фетальных стетоскопов излучает продолжительные волны, давая значительно больший уровень воздействия, чем «пульсовый» ультразвук. Многие женщины не осознают, что маленькие аппараты для прослушивания сердечного ритма их младенцев на самом деле используют допплер-ультразвук, хотя бы и низкого уровня воздействия.
В последние годы ультрасонографисты стали использовать вагинальное ультразвуковое исследование, при котором передатчик помещается высоко во влагалище, намного ближе к развивающемуся телу. Этот метод используется преимущественно на ранних сроках беременности, когда сканирование через стенку брюшины не может дать качественного изображения. Однако, во время вагинального УЗИ уровень воздействия будет высоким, т.к. пока еще нет достаточного количества промежуточной ткани, защищающей младенца, находящегося на уязвимой стадии развития. Вагинальное УЗИ не является приятной для женщины процедурой. Термин «диагностическое изнасилование» был введен в практику в целях описания тех чувств, которые испытывают некоторые женщины во время вагинального обследования.
Еще одним недавним применением ультразвука стал тест на прозрачность шейной складки, при котором примерно на третьем месяце беременности измеряется толщина шейной складки на задней части головы младенца. Толстая шейная складка может говорить о синдроме Дауна у ребенка со статистической вероятностью.
Когда риск для ребенка оценивается более 1:250, рекомендуется проведение более точного исследования, включающего в себя взятие части тканей ребенка путем амниоцентеза или пробы ворсинчатого хориона. Около 19 из 20 детей, у которых был установлен «высокий риск» в результате теста на прозрачность шейной складки, не будут иметь синдрома Дауна, а их матери испытают несколько недель ненужного беспокойства.
Тест на прозрачность шейной складки не выявляет всех младенцев, пораженных синдромом Дауна. (Для получения большей информации о пренатальных исследованиях см. статью Сары «Пренатальный диагноз: технологический триумф или ящик Пандоры», включенную в ее готовящуюся книгу).

Наши рекомендации