Виды и функции инновационного менеджмента
Функции инновационного менеджмента | Виды инновационного менеджмента | |
Стратегический | Функциональный, оперативный | |
1. Прогнозирование | Стратегии приоритетов развития и роста | Новых товаров, технологий |
2. Планирование | Экспансия в новые отрасли, рынки | Повышение качества и конкурентоспособности товаров |
3. Анализ внешней среды | Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры | Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д. |
4. Анализ внутренней среды | Анализ конкурентных преимуществ ирмы | Анализ факторов эффективности производства продукции |
5. Виды решений | Стратегические решения по целям миссии и развитию фирмы | Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
6. Мотивация | Обеспечение фирме динамического роста и конкурентоспособности | Обеспечение высокой роизводительности труда, высокого качеств продукции, обновление производства |
7. Контроль | Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития | Контроль за исполнительской дисциплиной качеством исполнения |
Основные функции(см. таблицу) — это планирование (стратегическое, текущее, оперативное), организация, мотивирование, контроль.
Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.
К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций:
- социально-психологические
- технологические или процессуальные функции.
Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе.
Различают две их разновидности: делегирование и мотивацию.
Делегирование -комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю проекта.
Мотивация— создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы:
- сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, - инновационная деятельность предприятия, - сами научно-технические новшества.
Вопрос 3. Сущность, содержание и классификация инноваций.
Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение».
В соответствии с классификацией Й.Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как:
1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
З) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет;
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать
5) проведение соответствующей реорганизации например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Инновация –это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).
Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.
Новшества могут оформляться в виде:
- открытий;
- изобретений;
- патентов;
- товарных знаков;
- рационализаторских предложений;
- документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
- организационной, производственной или другой структуры;
- ноу-хау;
- понятий;
- научных подходов или принципов;
- документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); -
- результатов маркетинговых исследований и т. д.