Где рождается технология?

Вообще говоря, прежде чем рассуждать об особенностях трансфера, т.е. передачи технологии, полезно бы выяснить, где, собственно говоря, эта технология рождается, создается. Вот этим мы сейчас и займемся и начнем с самых глубинных корней этого процесса.

А начинается все, как это ни странно, со случая, со случайного открытия, причем в области, очень далекой от всяких житейских мелочей типа технологий, продуктов, оборудования. Так что и мы начнем с того, что на языке ученых называется "фундаментальными исследованиями".

1. Фундаментальные исследования.
1.1. Академик Л.А. Арцимович высказал в свое время парадоксальную мысль, что "наука - это способ удовлетворения любопытства ученого за счет государства". Любопытство - это генетически заложенное в нас свойство (вспомните поведение ребенка, выясняющего, а что там внутри у игрушки или папиных часов), но настоящий ученый, в отличие от ребенка, обнаружив новое и непонятное для него явление, не останавливается на нейтральной фиксации этого факта, а пытается разобраться в его причинах (если бы Флеминг, наводя порядок в своем шкафу с использованными чашками Петри, прошел мимо непонятного факта отсутствия бактериальной культуры вокруг заплесневевшего участка питательной среды, то не был бы открыт пенициллин). Вот с обнаружения этого "непонятного явления" и начинается длинная дорога к технологии. Итак, произошло ОТКРЫТИЕ, точнее, "открытие-случайность".
1.2. Случайное открытие делают не академики (академиками они станут потом), но дальше за дело берутся уже мозги высшего полета: ведь ни один из известных законов природы не может объяснить загадочное открытие, значит, здесь "скрыт" еще не известный людям закон природы. Выдвигается гипотеза за гипотезой, ученые так и сяк изучают новоявленное явление, пытаясь понять, в чем же его причина.
1.3. Известно, что гипотеза становится теорией, т.е. общепризнанным законом, если она может не только объяснить открытое явление, но и предсказать некоторые другие явления, еще никем дотоле не наблюдавшиеся. Таким образом, окончательным судьей в споре гипотез является решающий эксперимент, результаты которого можно интерпретировать с помощью только одной из предложенных гипотез. Идут интенсивные поиски такого эксперимента, а точнее, ставится масса разнообразных экспериментов в поисках того единственного, что подтвердит догадку-гипотезу (периодический закон Менделеева получил статус теории, когда автор предсказал не только существование и свойства трех еще не открытых элементов Ge, Ga и Sc, но и указал руды, в которых эти элементы и были реально и триумфально обнаружены).

Ура, такой эксперимент наконец найден, поставлен и убедительно подтвердил гипотезу. Родился новый физический (или химический, биологический, и т.д.) ЗАКОН. Дальнейшая работа фундаментальной науки состоит в новых и новых подтверждениях закона (рутинная работа), а также в определении границ его актуальности.

Эстафета исследований теперь переходит в другие руки, за дело берутся ученые-прикладники.

2. Прикладные исследования.
2.1. Представители фундаментальной науки редко и не слишком охотно общаются с представителями "приземленной" прикладной науки, поэтому последним приходится самостоятельно отслеживать появление нового закона, продираться сквозь дебри заумной терминологии теоретиков фундаментальной науки и пытаться нащупать, что же можно извлечь из нового закона такого, что могло бы стать полезным и интересным для практики, для технологии. Поиск открытий (т.е. объективных, не зависящих от человека явлений и законов) сменяется поиском изобретений (т.е. созданных человеком, его мозгом и его руками) новых явлений, эффектов, процессов и предметов (Кстати, как Вы думаете в свете сказанного, что возвышает человека больше: открытие или изобретение?). На первой стадии этого процесса, однако, ученые только осваиваются с новым законом, определяют сферу его действия, диапазон допустимых входных условий. В общем, на этой стадии ведущие ученые прикладной науки решают практически те же задачи, что и рутинные исследователи фундаментальной науки (Автор просит прощения у тех ученых, кто с обидой может принять в свой адрес определение "рутинный"; это нисколько не умаляет высокую значимость труда как тех, так и других ученых. Просто здесь высвечивается один из барьеров непонимания, о которых ниже придется вспомнить еще не один раз).
2.2. Однако, фиксируя результаты своих экспериментов, боковым зрением эти ученые следят за тем, не появляется ли надежда, намек на то, что данный конкретный результат может стать основой новой технологии (или нового продукта, пригодного в какой-либо иной сфере деятельности человека). И вот, наконец, нащупаны какие-то подходы, операции, способы, позволяющие предположительно достичь новых практически важных результатов. Начинает выкристаллизовываться ИЗОБРЕТЕНИЕ на новый способ, устройство, применение, и т.д.
2.3. Идея изобретения немедленно претворяется в лабораторный эксперимент конкретной технологической направленности, целью его является в первую очередь получение полезного результата. На первой стадии аппетит исследователей скромен: только бы получить качественный результат, а уж улучшать, модифицировать будем позже. Но и это дается не сразу, выясняются некоторые "мелочи", которые вновь и вновь заставляют возвращаться к предыдущему этапу.
2.4. Наконец желаемый результат получился, в руках - нужный продукт, принципиально новый, хотя еще и корявый, примитивный, но глаза исследователя видят в нем то, что еще только будет. Ясно, что в конце пути будет вполне товарный продукт, и надо начинать заботу о его будущем продвижении на рынок. Хотя впереди еще масса работы. Но это уже работа на следующем уровне.

3. Разработка технологии.
3.1. Первая ласточка новой технологии родилась на лабораторном стенде, собранном из подручных средств. На этом стенде продолжается работа с единичными образцами продукта, целью которой является оптимизация технологии (по материалам, процессам, режимам, и т.д.). Ключевых целевых параметров два: качество продукта и качество технологии; и то, и другое надо сделать максимально привлекательным для бизнеса, для промышленности, куда в конечном итоге будет передана технология.
3.2. Параллельно с этой работой развертывается и работа по масштабированию технологии, переход от лабораторной установки к оборудованию для мелкосерийного производства. Это заказы на специальное оборудование, поиск возможных кандидатов для кооперации усилий, обзор рынка комплектующих с целью максимальной унификации, т.е. удешевления оборудования. Ключевых целей тоже две, но уже иные: воспроизводимость технологии и ее удешевление. Хотя конечная цель та же, что и на предыдущей стадии.

Наконец, обе задачи решены на достаточно привлекательном уровне, есть и продукт вполне товарного вида, и прототип промышленного оборудования, и отработанная технология. Можно разворачивать масштабное производство нового продукта.

4. Производство, выход на рынок, диффузия инновации
4.1. Лаборатория передает все, что знает и умеет, промышленности. Кому конкретно, здесь не уточняем (об этом речь позже), но ясно, что она выпускает свое детище в иную жизнь. Вполне возможны еще какие-то упущения и подводные камни при изменении масштаба производства, так что авторское сопровождение технологии не исключено (обе стороны в этом заинтересованы), но - командует парадом уже бизнес, а не любопытство исследователя.
4.2. Производство без сбыта - нонсенс, свойственный только российским предприятиям советской эпохи, поэтому проблемы маркетинга, рекламы нового продукта разворачиваются по всем мыслимым каналам и решаются максимально эффективно (т.е. с тщательным подсчетом экономических характеристик этого мероприятия). Кстати, этот процесс имеет смысл начинать гораздо раньше, о чем уже вскользь было сказано в п. 2.4 (многое здесь зависит от уверенности разработчиков в успехе и от возможностей финансирования).
4.3. Одной из важнейших (но иногда упускаемых из виду) услуг производителя новой продукции является послепродажное обслуживание. Это касается и ремонта (а значит, и ремонтопригодности), и запчастей, и подналадки, и многих иных мелочей, которые всплывают иногда только после массовых продаж и претензий пользователей. На этом этапе промышленность не всегда в состоянии решить все проблемы, выдвигаемые пользователями, и авторам разработки приходится всерьез подключаться для доработки технологии или продукта.
4.4. Интересно, что пользователи (а среди них мозговитые встречаются гораздо чаще, чем полагают) иногда находят для приобретенного продукта применение, существенно отличающееся от того, которое указано изготовителем в паспортной документации. А это может привести как к нежелательным последствиям (и тогда нужно усилить "защиту от дурака"), так и, наоборот, к рождению новой полезной функции продукта, а значит, к постановке задачи о его модификации применительно к этой новой функции.

Вот такова цепочка событий, вызывающих появление новой технологии и нового продукта. Очевидно, что всю ее невозможно пройти одним и тем же исполнительским составом, так что трансфер, передача знаний и умений при смене команды неизбежны и неоднократны.

Контрольные задания:
4.1. Внимательно просмотрите всю цепочку рождения технологии и определите, на каких переходах от этапа к этапу достаточно передать только обезличенную (например, письменную или графическую) информацию, а на каких этапах кроме этой словесной или графической информации может появиться то самое умение, мастерство, искусство, которому заочно научить нельзя.
4.2. Подумайте, где, на каком этапе этой цепочки от основной инновации может "отпочковаться" побочная (возможно, не менее привлекательная). И как в таком случае Вы считали бы нужным поступить с этой побочной инновацией?

Часть 2. Системный анализ трансфера технологий
5. История ТТ. Модели ТТ

Исторически трансфер технологий имеет свои корни чуть ли не в первобытном обществе, когда умный Ыых научил не столь умного Ууха раскалывать берцовую кость добычи с целью полакомиться костным мозгом, за что и получил от Ууха часть добытой вкуснятины. Однако серьезно задумываться об этом процессе человек стал гораздо позже, когда уже давно прошла первая промышленная революция (станки, луддиты, и т.д.), когда во-всю шла вторая промышленная революция (электричество, химические технологии) и трансфер технологий как явление уже захватил практически все развитые страны.

В 1911 году американский экономист Шумпетер впервые в явной форме декларировал в качестве основного условия развития общества конкурентное освоение инноваций. При этом "линейная модель" Шумпетера вкратце сводилась к следующему:

  1. изобретательская, инновационная активность по сути своей находится вне экономики, а предприниматели лишь отслеживают появляющиеся открытия и, создавая на их основе изобретения и другие технологические инновации, используют их для получения прибыли;
  2. экономическое развитие имеет место через технологические инновации, стараниями предпринимателей вызывающие появление новых продуктов и процессов;
  3. инновационный процесс - линейный, начинается с изобретения и заканчивается инновацией, приносящей прибыль.

Иными словами, линейная модель инновационного процесса означает, что именно инновации, генерируемые независимо и вне экономики и ее нужд, вызывают экономический рост. В пример справедливости этой модели приводился Эдисон, инновационная деятельность которого действительно серьезно изменила экономическую картину Америки и остального мира.

Линейная модель инновационного процесса отделяет, изолирует процесс создания новшества от процесса его освоения и использования обществом и, несмотря на почти столетний возраст, до сих пор бытует в умах далеко не глупых ученых и изобретателей (Хотя многовековое соперничество меча и щита могло бы уже давно натолкнуть на мысль об обратном влиянии социального заказа на инновационную активность). Собственно, именно эта, сама собой приходящая на ум и вследствие этого принимаемая "по умолчанию" модель и является причиной "ученого снобизма" подавляющего большинства исследователей всех уровней, от теоретиков до разработчиков технологий и производственников. В результате стены многочисленных "башен из слоновой кости", отделяющих творца нового от низких потребностей потребителей этого нового (а непосредственным потребителем интеллектуального продукта каждого этапа цепочки, обсуждавшейся в предыдущем разделе, является не кто иной, как свой брат - исследователь, но только из следующего, "более приземленного" этапа), надежно тормозят процесс экономического развития, оторванный от питающего родника инноваций.

На Рис. 5.1 приведена таблица, иллюстрирующая современное понимание линейной модели инновационного процесса, причем здесь прослеживается изменение и локализации процессов, и исполнителей, и результатов каждого из этапов. Хотя этапы здесь крупнее, чем те, что обсуждались в предыдущем разделе, но закономерности прослеживаются те же, и если Вы правильно выполнили контрольное задание предыдущего раздела, то и выводы Ваши, по-видимому, здесь могут получить явное подтверждение.

Процесс ИССЛЕДОВАНИЕ Ø РАЗРАБОТКА Ø РАСПРОСТРАНЕНИЕ Ø
Блок          
Местоположение Университетские, государственные, частные исследовательские лаборатории Университетские, государственные исследовательские лаборатории, промышленные (частные) исследовательские лаборатории Промышленные лаборатории НИОКР Заводы и учреждения и т.д. Заводы, предприятия по производству и обслуживанию, магазины, рынки
Исполнители работы. Технический персонал лабораторий. Ученые в лабораториях, поддерживаемые техническим персоналом Ученые и инженеры в лабораториях, поддерживаемые техническим персоналом Ученые и инженеры в лабораториях; инженеры и техники, проектирующие, изготавливающие и испытывающие прототипы Менеджеры по производству, высококвалифицированные рабочие, рабочие на конвейере Те же, но на большом числе заводов; торговый персонал, пользователи и т.п.
Результаты на выходе Научные знания, идеи, научные статьи Патенты, научные статьи Патенты, чертежи, технические условия Новые продукты и процессы Более широкая доступность продуктов и процессов
  НАУКА   ТЕХНОЛОГИЯ   РЫНОК

Рис. 5.1. Линейная модель трансфера технологии в современном понимании.

Раньше или позже, но во всех развитых странах (а сейчас - и в развивающихся) вызрело понимание, что самотек в экономическом развитии - далеко не оптимальная политика, и государство не может позволить себе устраниться от участия в инновационном процессе, являющемся стержнем развития экономики и общественного благосостояния. Подключение государственной машины к инновационному процессу облегчило и интенсифицировало его на всех стадиях, однако, не сняло противоречия взаимной изолированности генерации и использования инноваций. Государство (и частные инвесторы) осуществляло финансовую и политическую поддержку фундаментальной науки, прикладной науки и технологических инноваций по-прежнему изолированно, ориентируясь на текущие нужды преимущественно политического характера.

Помогли, как ни странно, кризисы, когда острота проблемы экономического выживания заставила пристальнее изучить всю длинную цепочку перехода от новой фундаментальной идеи до конкретного товарного продукта, подстегивающего экономический рост.

Выяснилось, что линейная модель - это только первое приближение к реальной сети взаимосвязей и взаимовлияний субъектов и объектов инновационного процесса, который в действительности является интерактивным практически на всех этапах трансфера технологий. На примере динамики развития инновационной активности в конкретных отраслях стало очевидно, что кроме "толкающей" силы инноваций, стимулирующих экономический рост, существенную роль играет и "тянущая" сила спроса, возникающего в обществе в ответ на освоение очередной инновации. Иначе говоря, новые возможности генерируют в обществе новые потребности, социальный заказ на новые изобретения.

В результате схема взаимодействия субъектов инновационного процесса становится существенно сложнее, чем это изображено на Рис. 5.1. Да и вообще сам процесс рождения и развития инновации оказывается гораздо сложнее и неоднозначнее, чем представляет это простая линейная модель. Стадий в нем значительно больше, больше и "зазоров" между этими стадиями, когда для перехода к очередной стадии необходимо прилагать достаточные организационные усилия, которые и ложатся на плечи менеджеров, озабоченных доведением инновации до конечного продукта.

Последовательность событий и действий в цепочке жизненного цикла инновации, расписанная в предыдущем разделе, относится к инновационной технологии базисного характера, причем последним пунктом цепочки жизненный цикл данного продукта не кончается, его история продолжается, но уже со следующими инновациями улучшающего характера, и так вплоть до появления очередной базисной инновации, которая переведет наш продукт в статус устаревшего.

Трансфер технологии, т.е. передача информации об инновации имеет место на каждом переходе от стадии к стадии. Собственно, трансфер необходим объективно, так как в действительности каждая следующая стадия реализуется, как правило, другими людьми, и эта передача, как передача эстафетной палочки, является неотъемлемой частью инновационного процесса (с той лишь разницей, что эстафетную палочку бегун в принципе и один мог бы донести от старта до финиша, а вот инновацию от фундаментального открытия до получения прибыли от реализации конечного товарного продукта мог бы пронести, пожалуй, только упомянутый в начале раздела первобытный Ыых, а при сегодняшнем объеме знаний это уже невозможно).

Линейная модель предполагает однонаправленное продвижение, передачу информации от 1.1 до 4.4 (нумерация соответствует пунктам раздела 4). Однако реально в этой цепочке присутствует множество обратных связей, некоторые из них показаны на схеме Рис. 5.2.

Видно, что "прямому" процессу трансфера, обозначенному левой цепочкой линий со стрелками вниз, сопутствует и обратный процесс передачи информации от последующих стадий к предыдущим, причем обратных потоков информации гораздо больше, чем видится вначале. Особую роль играет цепь обратной связи, обозначенная более толстой линией: именно она чаще и эффективнее других стимулирует зарождение очередной инновации. Таким образом, экономика, рынок стимулируется инновациями и сам стимулирует инновации.

Схема Рис. 5.2 охватывает инновационный процесс от самых его корней, от фундаментальных открытий. Действительно, в той клеточке, которая на Рис. 5.1 обозначена словами "Фундаментальные исследования", тоже идет своя жизнь, есть свои проблемы трансфера и недопонимания, однако, там товара рыночного спроса еще нет и все проблемы относятся скорее к взаимоотношениям между группами ученых - источников и потребителей информации. В России, где фундаментальная наука финансируется исключительно государством (и редкими благотворительными фондами, с которыми мы по настоящему еще не научились взаимодействовать), этот первый блок инновационного процесса практически не мыслит товарными категориями, так что понятие трансфера и коммерциализации технологий начинает осмысливаться только где-то в начале второго блока "Прикладные исследования". Вузы только недавно всерьез занялись этой частью науки, академические учреждения до сих пор внутренне кривятся, вынужденно принимая программы прикладного характера, основная же масса прикладных исследований велась в отраслевых НИИ и в лабораториях крупных промышленных предприятий. Это - принципиально различные типы исследовательских организаций и по уровню подготовки, и по организации, и по стилю работы, и по финансовым и техническим возможностям. Поэтому масштабы и схемы ТТ для этих групп различаются довольно существенно, различаются и виды передаваемой информации, и относительная роль участников процесса (да и состав участников тоже имеет свою специфику), и высота и характер психологических барьеров на пути ТТ.

Где рождается технология? - student2.ru
Рис. 5.2. Схема обратных связей при трансфере технологий (интерактивная модель).

Выделяют обычно три основных типа межорганизационного ТТ:

  1. передача технологии на стадии НИОКР из научных и исследовательских академических и вузовских организаций в отраслевые или ведомственные лаборатории для доработки и доведения до стадии опытного производства,
  2. передача технологии на стадии завершения ОКР из исследовательских организаций в действующие промышленные фирмы для финишного освоения технологии в промышленном масштабе, и
  3. передача технологии вновь образованным (специально для этой цели) компаниям. Впрочем, это вовсе не исчерпывающий список, есть еще и четвертый вариант - передача или возврат технологии (а часто - не собственно технологии, а технического задания на технологию или исследование) для более глубокого изучения и дальнейшего развития (реализация одной из стрелок, направленных вверх на Рис. 5.2). Правда, есть сомнение, можно ли считать этот четвертый путь самостоятельным вариантом ТТ, поскольку его можно интерпретировать и как нормальную обратную связь в интерактивной модели ТТ.

Межорганизационный ТТ не исчерпывает всех видов трансфера, кроме него есть еще и межгосударственный ТТ (в нем кроме уже названных трудностей непонимания вступают в этот ряд и языковые, и национальные особенности), и "горизонтальный" ТТ, когда одна компания в рамках крупного консорциума передает свою готовую технологию другой компании или даже своему филиалу, территориально удаленному от материнской компании. Близко к этому находится и франчайзинг. Но даже ограничившись только межорганизационным ТТ, мы сталкиваемся с необъятным количеством вариантов ситуаций, стратегии и тактики этого процесса. Ведь дело в том, что только взаимодействующая пара "источник технологии - приемник технологии" может встречаться в таком количестве вариантов, которое трудно себе и представить.

Действительно, каждый из двух участников может различаться по типу собственности (государственная организация - частная компания - смешанная компания - общественная организация - частное лицо), по роду деятельности (учебная - научная - производственная - сфера услуг), по размеру (отдельное лицо - малое предприятие - крупная компания - консорциум - государство), по масштабу активности (монотематическая - отраслевая - диверсифицированная на несколько отраслей); итого мы получим, перемножая число вариантов по каждому основанию, что всего имеется 5х4х5х3=600 типов участников. Если же учесть, что каждый из типов участников может передать свою технологию также каждому из типов, то получится 600х600=360000 вариантов ТТ. И даже если 99% из таких пар нереальны (например, трудно представить, чтобы Газпром передал какую-либо технологию господину Тютькину - частному лицу), то все равно оставшиеся 3600 вариантов проанализировать индивидуально невозможно. Тем более, что к разнообразию участников ТТ добавляется не меньшее разнообразие типов передаваемой технологии, а в запасе еще и разнообразие целей этой передачи, и разнообразие третьих лиц, без которых ТТ иногда просто неосуществим.

Вот по всем этим причинам рассчитывать на то, что для каждой ситуации ТТ можно предложить конкретный алгоритм действий (т.е. создать некий "решебник" менеджера), совершенно бесполезно, именно поэтому работа менеджера ТТ - это творчество, это решение задач, каждая из которых нестандартна и неповторима. Но, как и в изобретательской деятельности, здесь есть типовые приемы и процедуры, типовые ситуации, типовые реакции участников, базовые схемы, наработанная практика успехов и неудач. Вот обо всем этом дальше и пойдет речь.

Контрольные задания:
5.1. Какая информация передается с уровня 2.4 на уровень 1.2 (Рис. 5.2) и может существенно изменить направление работы на этом уровне?
5.2. Какие еще обратные связи можно было бы включить в Рис. 5.2 и какая информация соответствует этим связям?
5.3. На каких этапах цепочки Рис. 5.2 целесообразно заботиться о диффузии, ненаправленном распространении информации об инновации? И на каких этапах это нецелесообразно


6. Что и как передается в процессе ТТ?

Рассмотрим повнимательнее цепочку процессов, представленную на Рис. 5.2. Не обременен обратными связями там только процесс 1.1 - случайное открытие нового явления или serendipity. На всех остальных этапах информация передается как сверху вниз (по схеме), так и снизу вверх. Принципиально важны здесь и содержание, и форма передаваемой информации, и целевые функции (или интерес) обоих участников акта трансфера (передачи).

Итак, начнем со случайного открытия. Делает его, как правило, один человек (редко - два). И, если он не видит в нем непосредственной коммерческой выгоды, то он информацию об открытии публикует (это и есть свидетельство приоритета открытия по канонам научного сообщества). Достаточно ли этой информации для мирового признания (ведь именно это является житейской целью первооткрывателя)? Если открытие связано с объективным миром и не зависит от личных качеств первооткрывателя, то - да, достаточно, поскольку каждый сомневающийся сможет воссоздать исходные условия для проявления открытия и убедиться воочию в его наличии. Таким образом, процесс передачи информации на переходе 1.1 Þ 1.2 сводится к простой и полной научной публикации (Конечно, речь идет об открытии, не связанном никакими внешними ограничительными условиями типа государственной безопасности или инквизиции (как было с астрономическими открытиями эпохи Галилея, например)).

Работа на этапе 1.2 ведется в условиях дефицита информации, теоретики ждут новых и новых экспериментальных данных о сходных эффектах. Основные источники этой пополняющей информации - этапы 1.3 и 2.1, но иногда неожиданная информация поступает и с этапа 2.4 (этапа "конечных пользователей" продукции "чистой науки").

В чем интерес исследователей на этапе 1.2? Для теоретиков - это приглашение сделать еще одно открытие, но уже не "открытие-случайность", а более уважаемое открытие нового закона природы (Почему более уважаемое? Да просто потому, что здесь мотором открытия является не просто наблюдательность, а серьезная, напряженная работа мысли) и увековечение имени первооткрывателя во всех энциклопедиях. Для "рутинных" работников фундаментальной науки 1.3 связь с теоретиками группы 1.2 - это надежда выйти на тот самый "решающий эксперимент" и оказаться сопричастными к становлению нового закона. Тот же интерес заботит и ученых группы 2.1, но там к нему добавляется и иное: нащупать базу для этапа 2.2, стать соавторами, изобретателями новой технологии.

Пока что мы не вышли за рамки чисто научной работы, результаты которой традиционно оформляются в виде научных публикаций, а обмен информацией проходит в основном через научные журналы, монографии, доклады на конференциях, семинарах, и т.п. Никаких "ноу-хау" и никакой невысказанной информации здесь еще нет.

Впервые информация, в той или иной степени подлежащая защите от несанкционированного использования, появляется на этапе 2.2, поскольку именно там в качестве одной из целей выступает будущее практическое(и чаще всего - коммерческое) использование получаемых результатов.

Последний этап группы "фундаментальные исследования" - этап 1.3 - интенсивно получает информацию как "сверху", от теоретиков (заказы на экспериментальную проверку предсказательной способности их гипотез), так и "снизу". Теоретики группы 1.2 часто активно включаются в работу какой-либо из групп этапа 1.3 и прямо по горячим следам очередного эксперимента уточняют свою гипотезу и ставят очередное задание на эксперимент (или поиск). Таким образом, здесь обмен информацией может не доходить до общедоступных публикаций, причем не только из-за экспрессности неформального информационного обмена, но уже и из конкурентных соображений (ведь гипотез много, а истина-то всего одна, и кто в гонке гипотез ее достигнет первым - это вопрос не бесстрастный).

Снизу исследователи группы 1.3 также получают информацию, причем всегда - дозированно и почти всегда - в виде заданий (или постановки задач). Дозированность, неполнота этой информации связана с тем, что источник ее находится в сфере прикладной науки, где соображения престижа переплетаются с соображениями коммерческой и конкурентной целесообразности. И интерес в этой информационной подпитке чаще всего меркантильный, связанный с потенциальным получением конкурентных преимуществ. О публикациях результатов здесь речь не идет, более того, часто само задание "снизу" оформляется в виде контракта с жесткими условиями конфиденциальности и регламентацией прав на получаемую информацию как объект интеллектуальной собственности.

Все эти особенности повторяются и усугубляются на этапе 2.1 (с той лишь разницей, что теоретики группы 1.2 к этому этапу не имеют отношения), теснейшим образом связанном со следующим этапом 2.2 (зачастую два эти этапа проходятся одним и тем же коллективом).

Как только на этапе 2.2 достигнут известный прогресс (т.е. нащупаны принципиальные основы инновационной технологии), то, как правило, в исследовательском коллективе выделяется некая сравнительно автономная группа, целью которой является разработка этой новой технологии на этапе 2.3. Интересы и "местные" целевые установки исходного коллектива и этой группы несколько различны, но обмен информацией достаточно интенсивен, причем лишь малая часть этого обмена идет по общедоступным (а значит, доступным и конкурентам) каналам, в основном же все, что узнано и опробовано, остается внутренним "секретом фирмы", тем самым "нераскрываемым ноу-хау", которое позволяет надеяться на сохранение преимуществ первопроходца (но уже не в области чистой науки, а в области технологии и будущего коммерческого успеха).

Возможен, однако, и другой сценарий развития событий на этапе перехода от 2.2 к 2.3, когда группа 2.2 либо не в состоянии, либо просто считает нецелесообразным своей командой решать задачи этапа 2.3. Это - первый из реальных этапов трансфера технологий - передачи эстафеты знаний и умений от одной команды к другой. Как это делается, в каком объеме, в какой последовательности - все это зависит от конкретной пары "источник знаний – реципиент (приемник)", от степени их "родства", взаимного доверия и взаимозависимости, и далее мы рассмотрим несколько типичных ситуаций и правил. Ясно, однако, что нежелательность неограниченного распространения информации за пределы этого акта передачи вызывает необходимость тесного, длительного и достаточно неформального взаимодействия.

Этап 2.4 осуществляется в тесном контакте с этапом 2.3. Собственно говоря, это связанные исследования: данные, полученные при исследовании опытных образцов продукта, изготовленного по новой технологии, тут же используются как для корректировки исследуемой технологии (этап 2.3), так и для поиска новых вариантов технологии (этап 2.2). В некоторых случаях информация, полученная на этапе 2.4, может дать подсказку и теоретикам (этап 1.2), и экспериментаторам (этап 1.3) блока фундаментальных исследований. Однако здесь при передаче информации (другим командам) вверх по цепочке незримо присутствует осторожность, опасение перехвата инициативы конкурирующими командами, так что не исключена вероятность, что в особо важных случаях руководство сочтет целесообразным даже при чисто прикладном (даже технологическом) лице фирмы организовать у себя группу фундаментальных исследований для проведения специальных работ по этапу 1.3 с единственной целью - только чтобы не выносить информацию за пределы фирмы.

Все участники работ на этапах 2.1-2.4 имеют общий интерес, общую цель - создание новой технологии (или нового продукта), понимая, что лабораторными испытаниями в конечном счете это не закончится. Наступает второй этап трансфера технологии - этап масштабирования технологии и перехода от исследований к производству. Жизненный опыт подсказывает, что диалектический закон перехода количества в качество может на любой стадии сыграть злую шутку с изобретателем и технологом, поэтому человечеством давно отработана пошаговая схема развертывания любой новой технологии: единичные образцы - малая серия - крупносерийное производство. И оборудование, и процессы, и культура работы на этих трех этапах отличаются, иногда весьма существенно. Часто отличается и территория развертывания работ: опытное малосерийное производство обычно пригревает у себя будущий основной производитель, т.к. многие сопутствующие операции, не связанные непосредственно с "центральной" технологией (т.е. именно той инновацией, которая и породила новую технологию), на устоявшемся производстве уже имеются, работают без сбоев и никакой головной боли новаторам не доставят и отвлекать их не будут.

Итак, нашелся конечный пользователь или не нашелся, но прикладная исследовательская группа этапа 2.4 так или иначе выпускает из своих рук бразды правления дальнейшим исследовательским процессом. Смещение целевых установок исследования на этапе 3.1 в сторону экономических характеристик технологии и в сторону большего внимания сопутствующим технологическим процессам, комплектующим изделиям, конкурентным продуктам, в общем, смещение интересов в сторону рыночных критериев требует привлечения исполнителей с несколько иным менталитетом: все меньше науки, почти столько же технологии и все больше рутинного производственного антуража.

Этот этап ТТ заботит источник передаваемой информации только с одной стороны: сохранение авторских прав (или прав разработчика) на часть будущего рыночного успеха, которое достигается достаточно простым контрактным или договорным механизмом. Что же касается сущностной части передаваемой информации, то источник крайне заинтересован в максимально полном и адекватном понимании реципиентом всей информации, касающейся новой технологии (поскольку итоговый успех будет целиком зависеть от того, как пойдет работа у реципиента, а цена ошибки здесь на порядок выше, чем на предыдущем этапе, и деньги здесь считают куда внимательнее). Поэтому, как правило, переход на новую материально-техническую базу сопровождается и тесным сотрудничеством, "авторским сопровождением" технологии на начальном этапе работы в рамках стадии 3.2. Тем более, что стадия 3.1, переведенная на новый масштаб работы, просто обязана проходить при непосредственном участии группы 2.4 (эта группа склоняется в сторону физической, качественной оптимизации технологии и работает в основном на этап 3.1, а новая, заводская группа больше смотрит в сторону экономической, рыночной оптимизации, играя ведущую роль на этапе 3.2, в тандеме же есть перспектива эффективно решить обе задачи и тем упрочить свое будущее лидирующее положение на рынке).

Таким образом, здесь трансфер технологии происходит наиболее плавно, бесконфликтно, тем более что он происходит в абсолютно закрытой среде: передаваемая информация приходит вместе с ее источником либо непосредственно, либо при наличии некоей внутренней технической документации на требуемое оборудование и комплектующие; никаких открытых публикаций и докладов, кроме внутрифирменного обучения персонала (если это необходимо).

Наши рекомендации