Порядок осуществления контроля и надзора

За соблюдением требований законодательства об энергосбережении

И о повышении энергетической эффективности и ответственность

За их нарушения

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также физическими лицами осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (ст.28 ФЗ №261 ФЗ).

Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возложены:

1) на Министерство экономического развития РФ (в сфере повышения энергетической эффективности экономики РФ; обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд; обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности);

2) на Министерство промышленности и торговли РФ (в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, в том числе утверждение правил определения классов энергетической эффективности товаров, определение категорий товаров и их характеристик в установленных Правительством РФ пределах и решения ряда других вопросов в пределах сферы деятельности министерства);

3) на Министерство регионального развития РФ (в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов РФ и муниципальных образований);

4) на Министерство энергетики РФ (по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета использования энергоресурсов).

Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную, дисциплинарную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.29 ФЗ №261 –ФЗ).

Административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности предусмотрена ст. 9.16. Кодекса РФ об административных правонарушениях:

Так, несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

При этом несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Вопросы дисциплинарной ответственности урегулированы нормами ТК РФ.

В соответствии со ст.192 ТК РФ дисциплинарная ответственность- это ответственность, которая может быть применена к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей т является дисциплинарным проступком. За совершение дисциплинарного проступка трудовое законодательство предусматривает следующие виды дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основанием (имеются ввиду п.п.5, 6, 9 или 10 ч.1 ст.81 ТК РФ, п.1 ст.336 или ст.348.11 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей).

Для гражданских служащих предусмотрен более широкий перечень дисциплинарных взысканий в соответствии со ст.57 ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». К государственным служащим за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2, подп. «а-г» п.3, п.п.5 и 6 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Следующий вид ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении – это гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность- это ответственность, наступающая за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возникающих из отношений, регулируемых законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, а также за причинение вреда в результате несоблюдения требований, установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также за причинение вреда предусмотрена гражданским законодательством в различных формах:

1) Возмещение убытков (ст. ст. 393, 394 ГК РФ).

В соответствии со ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

2) Выплата неустойки (ст.394 ГК РФ).

Если за неисполнение или ненадлежащее обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытки; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

3) За неисполнение денежного обязательства возможно взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК).

Такой вид ответственности наступает в случае неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица денежных средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Наши рекомендации