Недостаток теории Герцберга
Не учтены ситуационные особенности и поведенческие аспекты работника — это недостаток всех содержательных теорий мотивации.
Практическое применение теории Герцберга:
Менеджер, в первую очередь, должен обращать внимание на неудовлетворенность работника и устранять ее, используя факторы «здоровья»,
а добиваться высоких результатов в работе при помощи мотивирующих факторов, вызывающих состояние удовлетворенности и мотивацию.
Новое направление МОТИВАЦИЯ РАБОТОЙ – появилось благодаря работам Тейлора, Ганта, Гилберга о научном управлении организацией работ, нормировании и совершенствовании рабочих процессов, о разделении труда упоминал еще Адам Смит.
Ч. Бэббидж (Babbage С. On the Economy of Machinery' and Manufactures. London: Charles Knight,1982)
указывал, что разделение работ — наиболее важный принцип выполнения работы в организации. Положительные характеристики специализации:
- Сокращает время, необходимое на овладение профессией.
- Уменьшаются потери во время обучения.
- Исключает время, которое тратится на переход от одного задания к другому.
- Позволяет достичь высокого уровня квалификации, что ведет к повышению скорости и качества работы.
- Стимулирует трудосберегающие инновации.
- Обеспечивает сочетаемость человека и организации.
Вопрос 2. Перепроектирование работ.
Необходимость изменений в организациях, связана с :
- постоянным развитием техники и технологии,
- появлением рынка и конкуренции
- переходом от производства к сфере услуг,
- увеличением доли управленческих, профессиональных и технических рабочих мест,
- изменения в содержании работы - больше самостоятельности и инициативы.
- повышение уровня образования работников и изменение их потребностей
Последствия изменений:
- неудовлетворенность рабочих узко специализированной работой и
- снижение производительности.
Решение возникших проблем:
- изменение содержания работы.
Когда работа или задание изменяются в связи с новой технологией, реорганизацией предприятия, инициативой работников, указаниями руководства, то можно говорить о перепроектировании работы.
Цель перепроектирования работы или задания:
изменение работы таким образом, чтобы
- работники выше оценивали качества своей трудовой жизни,
- их мотивация была сильнее,
- а фактическая результативность выше.
(Cuнк Д.С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989. 528 с)
Наиболее распространенными моделями перепроектирования работыявляются:
1. - ротация работ,
2. - расширение и
3. - обогащение работы.
Рассмотрим их подробнее.
1. Ротация работ — это планомерная смена рабочих мест и задач.
Основной целью ротации работ является снижение монотонности и утомляемости от предельно детализированной работы.
При ротации:
- разделение работ и их содержание остается нетронутым,
- изменяются функции работника,
- вертикальная и горизонтальная нагрузка.
Положительное воздействие ротации:
¾ из-за частоты смены рабочих мест работник вынужден строить новые отношения по работе с новыми людьми, таким образом, он становится более квалифицированным и гибким в своих действиях.
¾ у работника формируется представление о деятельности всей организации и производимых продуктах.
¾ при систематической ротации работ возникает эффект солидарности, когда работники ассоциируют себя ни с работой или отделом, а со всей организацией.
¾ дает организации устойчивость, когда выбытие нескольких работников не сказывается на работе организации,
¾ проявляется гибкость в возможности выполнять необходимую на данный момент работу.
¾ ротация работ эффективна как метод подготовки управленческого персонала, так как способствует пониманию работником работы всей организации, координации и возможностей организационной системы.
Горизонтальная ротация работ от функции к функции на всех уровнях организации является ключевым элементом японского стиля управления.
Это приводит к
- замедлению процесса продвижения,
- более глубокому пониманию взаимосвязей в организации,
- к лучшему сотрудничеству и
- к лучшей координации действий между работниками.
В краткосрочном аспекте результаты ротации не приносят экономического эффекта, но с точки зрения менеджера, ротация может решить проблему продвижения работников, не снижая их интереса к работе.
2. Следующая модель перепроектирования работы — расширение работы,
Позволяет:
- снизить монотонность работы,
- увеличить разнообразие операций и задач, выполняемых работником.
Цель расширения работы:
- сокращение монотонности и
- повышение привлекательности работы путем объединения взаимосвязанных задач одного и того же профессионального уровня.
Содержание работы увеличивается, но так, чтобы с этим мог справиться один человек.
- снижения утомляемости позволяет быстрее понять смысл выполняемой работы,
- повышает чувство самоосознания и ответственности,
- ведет к повышению качества работы.