Сборник практических работ

Оглавление

Описание программы. 4

Как написать программу? 5

Блок движение 5

Блок – звук. 6

Блок – внешность. 6

Блок контроля. 7

Блок сенсоры. 8

Блок числа. 9

Блок перо. 9

Блок переменные 10

Сборник практических работ. 11

Практическая работа № 1 «Знакомство с интерфейсом. Создание анимации для спрайта Кот» 12

Практическая работа № 2 «Смена костюмов спрайта. Создание анимации по смене костюмов» 14

Практическая работа № 3 «Добавление сцен в проект. Смена сцены» 16

Практическая работа № 4 «Добавление нового спрайта в проект. Создание анимации для него» 19

Практическая работа № 5 «Добавление звуковых эффектов в проект» 20

Практическая работа № 6 «Создание сложной анимации в Scratch с участием одного спрайта» 22

Практическая работа № 7 «Создание сложной анимации с несколькими спрайтами» 25

Список источников 27

Теоретическая часть:

Изучение команд среды программирования Scratch

Описание программы

Среда программирования Scratch позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные проекты: игры, мультики и другие произведения. Ими можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.

В основе Scratch традиции языка Лого. Если упоминание Лого, а также его агента-исполнителя Черепашки не дает вам представления об этой программе, вспомните конструктор Лего, по принципам которого и работает Лого. В среде Скретч пользователь из отдельных кирпичиков (блоков программы) собирает свой мультимедийный проект точно так же, как конструкцию из кубиков Лего. Простая форма позволяет даже самым маленьким приобщаться к программированию, превращая обучение в увлекательную игру.

Scratch - это новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.

Scratch базируется на традициях языка Логои Лего-Лого. Может быть, не всем в России знаком язык Лого и его агент-исполнитель Черепашка, но уж конструкторы Лего знают все. В среде Scratch используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать. Scratch создавался специально для того, чтобы подростки 8 – 16 лет использовали его самостоятельно. Эта новая технологическая среда позволяет им выразить себя в компьютерном творчестве.

Scratch разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию. В Scratch можно создавать фильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как собираются из разноцветных кирпичиков конструкторы Лего.

В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования настолько прост и доступен, что Scratch рассматривается в качестве средства обучения не только старших, но и младших школьников.

Как написать программу?

При создании скрипта (программы) используется палитра блоков, которая занимает левую часть экрана. В ее верхней части располагается 8 разноцветных кнопок, которые выбирают нужную группу команд. Команды выбранной группы отображаются в нижней части окна.

Сборник практических работ - student2.ru

Блок движение

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru Пройти указанное число шагов. Если число положительное, двигается вперёд, если отрицательное - назад.
Сборник практических работ - student2.ru Сборник практических работ - student2.ru Повернуться - стрелочка указывает по часовой или против часов стрелки выполняется поворот.
Сборник практических работ - student2.ru Повернуться в указанном направлении. Можно выбрать: вверх, вниз, налево или направо.
Сборник практических работ - student2.ru Повернуться в направлении другого существа или координат мышки. После команды всегда существует перечень объектов, которые в данный момент присутствуют в системе и на которые можно реагировать. В самом простом случае, когда других объектов нет, предлагается повернуться в сторону, где находится указатель мышки.
Сборник практических работ - student2.ru Сборник практических работ - student2.ru Изменить положение по оси x или по оси y на указанное число шагов.
Сборник практических работ - student2.ru Установить положение объекта по оси x или y. Используется декартова система координат: Если x=0 и y=0 - объект находится в центре экрана. Размеры экрана:xот -240 до 240, y от -180 до 180.
Сборник практических работ - student2.ru Переместиться в точку с указанными координатами.
Сборник практических работ - student2.ru Плавно переместиться в точку с указанными координатами за указанное время. На перемещение будет потрачено время, указанное в секундах.
Сборник практических работ - student2.ru Перейти в точку, где расположен указатель мыши или другая фигура.
Сборник практических работ - student2.ru Если попадаешь в край экрана, то отразись от него. Это очень полезно, если Вы не хотите потерять своего героя.
Сборник практических работ - student2.ru Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение по оси x или y. Применяется вместе с другими командами.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает направление.

Блок – звук

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru   Сборник практических работ - student2.ru Воспроизвести звук (можно выбрать звук). При этом звук можно выбрать в библиотеке – там этих звуков достаточно много. Так же как и библиотека картинок, библиотека звуков расширяется и к ней можно добавлять свои местные звуки в формате .wav, mp3.
Сборник практических работ - student2.ru Выбрать инструмент, который будет играть. Инструментов в Скретче множество, в несколько прокруток экрана.
Сборник практических работ - student2.ru Ударные играют указанное число тактов.
Сборник практических работ - student2.ru Играть определенную ноту указанное количество времени (в секундах). Ноты записаны в цифрах, но против каждой цифры стоит ее звучание.
Сборник практических работ - student2.ru Убрать все звуки
Сборник практических работ - student2.ru Увеличивает (если число положительное) или уменьшает (если число отрицательное) текущую громкость.
Сборник практических работ - student2.ru Устанавливает громкость в процентах.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение громкости.
Сборник практических работ - student2.ru Увеличивает (если число положительное) или уменьшает (если число отрицательное) текущий темп.
Сборник практических работ - student2.ru Устанавливает темп.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение темпа.

Блок – внешность

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru Перейти к другому костюму (можно выбрать костюм героя, при запуске их два, но можно добавлять костюмы)
Сборник практических работ - student2.ru Изменить значение костюма на одну единицу. Имеет смысл только тогда, когда у нас несколько «импортных» костюмов.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение костюма, который в данный момент одет на нашем исполнителе.
Сборник практических работ - student2.ru Сказать фразу, которую мы можем записать в окошечке команды.
Сборник практических работ - student2.ru Исполнитель останавливает работу, при этом реплика находится рядом с ним.
Сборник практических работ - student2.ru Говорить фразу ( ) секунд. Реплика висит рядом с объектом.
Сборник практических работ - student2.ru Скрипт приостанавливается на указанное число секунд
Сборник практических работ - student2.ru Видоизменить объект по одному из параметров на указанную величину. Ниже приводится перечень параметров, по которым можно видоизменять внешний вид объекта: цвет - объект меняет свой цвет рыбий глаз – объект становится выпуклым, если число со знаком "минус" - объект становится более тощим завихрение - объект искажается мозаика - объект размножается яркость - объект становится светлее или темнее (если выбрать отрицательное значение) призрак - становится более прозрачным.
Сборник практических работ - student2.ru Устанавливает эффекты в значение, которое мы выбираем.
Сборник практических работ - student2.ru Очистить все графические эффекты. Если мы производили над объектом видоизменения, то в результате этой команды все они отменяются
Сборник практических работ - student2.ru Объект растёт (если число положительное или уменьшается (если со знаком "-").
Сборник практических работ - student2.ru Установить размер объекта в процентах от текущего.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает текущий размер.
Сборник практических работ - student2.ru Показаться - объект становится видимым. Спрятаться - он становится невидимым.
Сборник практических работ - student2.ru Объект перемещается в первый слой, его ничто не закрывает
Сборник практических работ - student2.ru Объект уходит на несколько слоев внутрь изображения.

Блок контроля

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru Когда нажмут на (зеленый флажок, на форму героя) произойдет запуск проекта
Сборник практических работ - student2.ru
Сборник практических работ - student2.ru Запускает выполнение блока команд в ответ на нажатие выбранной клавиши. Позволяет передать управление на клавиатуру.
Сборник практических работ - student2.ru Запускает выполнение блока команд в ответ на полученное сообщение.
Сборник практических работ - student2.ru Команда ожидания. Параметр указывает сколько секунд следует ждать.
Сборник практических работ - student2.ru Блок команд, заключенных внутрь конструкции, будет выполняться постоянно.
Сборник практических работ - student2.ru Условие, при выполнении которого должны выполняться команды, заключенные внутри конструкции. Если условие не выполняется, то никаких действий не выполняется.
Сборник практических работ - student2.ru Условие, при выполнении которого должны выполняться команды, заключенные внутри конструкции если ( ). Если это условие не выполняется, то выполняются действия внутри или ( ).
Сборник практических работ - student2.ru Повторение. Параметр указывает, сколько раз нужно повторить блоки команд, заключенные внутри блока повторить ( ).
Сборник практических работ - student2.ru Передать сообщение. Переданное сообщение может запускать активность другого исполнителя. Работает в сочетании с когда я получу ( ).
Сборник практических работ - student2.ru Проверка условия. Действия, заключённые внутри блока выполняются, пока условие верно.
Сборник практических работ - student2.ru Ждать, пока не выполнится условие.
Сборник практических работ - student2.ru Остановить выполнение программы для данного исполнителя.
Сборник практических работ - student2.ru Остановить выполнение всех программ.

Блок сенсоры

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение указателя мыши по осиx.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение указателя мыши по оси y.
Сборник практических работ - student2.ru Проверяет, нажата ли управляющая клавиша мышки?
Сборник практических работ - student2.ru Нажата ли какая-нибудь другая клавиша?
Сборник практических работ - student2.ru Касается ли наш объект мышки или другого существа? Касается ли наш объект цвета ( )? Соприкасается ли цвет ( ) с цветом ( )
Сборник практических работ - student2.ru Расстояние до выбираемого объекта или указателя мышки.
Сборник практических работ - student2.ru Значение (размер, объем, костюм, положение по оси x или y) у выбранного объекта.
Сборник практических работ - student2.ru Сбрасывается значение таймера.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение таймера
Сборник практических работ - student2.ru Громкость. Возвращает громкость.
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение сенсора.
Сборник практических работ - student2.ru

Блок числа

Кирпичики вычислений можно использовать только внутри строительных блоков. Сами по себе как строительный материал эти кирпичики использовать нельзя. Они возвращают результат.

Все арифметические и логические блоки используются вместе с блоками управления.

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru Сложение.
Сборник практических работ - student2.ru Вычитание.
Сборник практических работ - student2.ru Умножение.
Сборник практических работ - student2.ru Деление.
Сборник практических работ - student2.ru Сравнение: больше, равно, меньше.
Сборник практических работ - student2.ru Случайное число в интервале от ( ) и до ( ).
Сборник практических работ - student2.ru Эти блоки содержат входные окошки, куда вставляются кирпичики сравнений.
Сборник практических работ - student2.ru Функция (квадратный корень, логарифм, синус, косинус и т.д.)
Сборник практических работ - student2.ru Разделить нацело.
Сборник практических работ - student2.ru Округлить число.

Блок перо

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru Очистить экран от всех следов, которые на нем оставили объекты.
Сборник практических работ - student2.ru Опустить перо. После этой команды за движущимся объектом будет оставаться след.
Сборник практических работ - student2.ru Поднять перо. При движении объекта след не остаётся.
Сборник практических работ - student2.ru Выбрать цвет, которым мы собираемся рисовать
Сборник практических работ - student2.ru Изменить цвет по отношению к текущему. Можно использовать положительные и отрицательные числа.
Сборник практических работ - student2.ru Выбрать численное значение цвета.
Сборник практических работ - student2.ru Установить размер тени, который оставляет объект.
Сборник практических работ - student2.ru Изменить размер тени по отношению к текущему.
Сборник практических работ - student2.ru Изменить размер пера по отношению к текущему.
Сборник практических работ - student2.ru Установить толщину пера.
Сборник практических работ - student2.ru Отпечатать объект на экране.

Блок переменные

Изначально в этом ящике лежат 2 блока:

Сборник практических работ - student2.ru создать и уничтожить переменную.

Можно создавать несколько переменных. По щелчку на кнопке "Создать переменную" появляется окошко, в котором необходимо напечатать имя переменной:

Сборник практических работ - student2.ru

После того как переменная создана, можно устанавливать её значение, изменять её значение, и передавать это значение другим исполнителям.

Если переменная не нужна, её можно удалить: Сборник практических работ - student2.ru

Команда Назначение
Сборник практических работ - student2.ru Установить значение переменной
Сборник практических работ - student2.ru Возвращает значение переменной.
Сборник практических работ - student2.ru Изменить значение переменной на ( ). можно увеличить или уменьшить, используя положительные или отрицательные числа).
Сборник практических работ - student2.ru Показать или спрятать переменную.
Сборник практических работ - student2.ru

Сборник практических работ

Наши рекомендации