Руководство к действию. Отыщите райские уголки в зарождающихся сетях и займите в них господствующее
Отыщите райские уголки в зарождающихся сетях и займите в них господствующее положение, установив новый стандарт стоимости. Найдите одного или нескольких лучших из возможных союзников и заключите с ними сделку, пока этого не сделали другие. Сведите вашу активность к избранному райскому уголку в индустрии и тщательно подберите состав поставщиков.
Убедитесь в том, что ни один из поставщиков не сможет разработать собственный, отличный от вашего стандарт и тем самым обрести власть над вами. Не играйте на сетевых рынках, пока не будете уверены в выигрыше или пока у вас не появится верный шанс выиграть, поставив на кон деньги других людей. Найдите быстрорастущий рынок, на котором вы сможете господствовать, даже если он и не является сетевым рынком. Начните с поиска технологии или перспективного способа ведения дел, которые приблизились к точке опрокидывания, но еще не переступили ее. Станьте ревностным популяризатором нового подхода. Найдите недооцененный ресурс и примените его на новом рынке.
Если не можете догнать лидера рынка, сократите потери. Особенно это касается рынков с высокими постоянными издержками и низкими дополнительными издержками.
>
12
О ПАРАДОКСАХ НАКОПЛЕНИЯ, ЭНТРОПИИ И НЕПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
Нет ничего проигрышнее успеха.
Ричард Паскаль*
Законы силы о пользе осторожности
Всего за 13 лет, с 1970 по 1983 год, треть из списка 500 ведущих фирм США, публикуемого в журнале Fortune, исчезла в корпоративном Бермудском треугольнике. Но лишь небольшую часть из них постигло банкротство. Остальные либо перешли в чужие руки, либо слились с другими компаниями. Однако и такой коэффициент отсева говорит о многом.
В 1982 году увидела свет самая успешная в истории книга о бизнесе «В поисках совершенства» Тома Питерса и Боба Уотер-мана. Два года спустя в журнале Business Week появилась сенсационная статья под названием «Надо же!», уведомляющая о падении с Олимпа большинства из 75 компаний, получивших титул «совершенных». Прошло немного времени, и на грани
* Ричард Паскаль. Менеджмент на грани {Richard Pascale. Managing on the Edge. 1990, Simon & Schuster, New York).
банкротства оказалась компания ЮМ, считавшаяся одной из самых неуязвимых и преуспевающих. Однако кто возьмется обвинять Питерса и Уотермана в неосторожности выбора?
Средняя продолжительность жизни многонациональной компании, если верить бывшему администратору концерна Shell Ари де Жосу, составляет от 40 до 50 лет*. В то же время исследование продолжительности жизни местных фирм всех размеров, проведенное в Японии и в большинстве европейских стран, показало, что у них она составляет всего лишь 12,5 года**.
Эти три примера подтверждают то, что все мы чувствуем инстинктивно: сохранить успех непросто, и даже самые преуспевающие корпорации подвержены профессиональному риску. Рынок и конкуренция это их жизнь и их смерть, причем конкуренция включает в себя не только борьбу за потребителей, но и за корпоративный контроль путем поглощения других компаний. Из всех крупных организаций корпорации меньше всего защищены от банкротства.
И это правильно. Если бы корпорации не были уязвимы, мы бы не наслаждались высоким уровнем жизни. А плоды устойчивого успеха настолько привлекательны — особенно для инвесторов и высших руководителей, — что удержаться в лидерах не так просто.
Поможет ли нам в такой ситуации системное мышление? Ответ: однозначное «да». Однако простого совета на все случаи жизни не существует. Лучше подумайте о том, чтобы на базе нескольких законов силы составить единую концепцию осторожности. Поступая таким образом, мы учимся относиться к успеху осмотрительно и избегать опьянения от быстрой победы.
Существуют три основных закона о пользе осторожности:
■ Парадокс Накопления.
■ Закон Энтропии.
■ Закон Непредусмотренных Последствий.
* Ари де Жос. Живая компания (Arie tie Gens. The Living Company). ** Эллен де Руч'ак. Краткое исследование средней продолжительности жизни компаний в ряде стран (Ellen tie Rooij. A brief desk research study into the average life expectancy of companies in a number of countries. 1996, Stratix Consulting Group, Amsterdam), процитировано по книге Ари дс Жоса «Живая компания».
Парадокс накопления
Исследования в области экологии подтвердили, что численность хищников и добычи имеет тенденцию к совместным колебаниям с довольно регулярной цикличностью. Например, Hudson's Bay Company ведет учет численности рысей и зайцев (хищников и добычи) с 1850 года. Графики их численности демонстрируют поразительное совпадение — кривые поднимаются вместе и после короткого периода времени вместе опускаются*.
Добыча зависит от хищников точно так же, как и наоборот, — без хищников добыча становится слишком многочисленной и начинает голодать. Обе популяции получают выгоду от так называемого «колебательного цикла», когда числа устремляются то вверх, то вниз, но не достигают неустойчивых верхних или нижних пиков: цикл перемещается вокруг центральной точки, или точки «равновесия маятника».
И вот теперь мы подходим непосредственно к парадоксу накопления: если какое-то явно благодатное изменение окружающей среды способствует значительному росту популяции добычи, это может, как ни странно, отрицательно сказаться как на хищниках, так и на добыче. Значительное увеличение численности добычи ведет к еще большему увеличению числа хищников, которые очень быстро обнаружат, что добычи не хватит для их пропитания. Число хищников вначале увеличивается, а затем стремительно падает, а число добычи следует той же модели — лишенная внимания хищников, добыча вскоре становится слишком многочисленной и начинает голодать. Таким образом стабильный цикл, наше равновесие маятника, превращается в нестабильный. Нестабильный цикл может закончиться катастрофой как для добычи, так и для хищников, если один из нижних пиков зайдет слишком далеко, и вся популяция добычи и хищников не исчезнет с лица земли.
Так как природа движется циклично, парадокс накопления означает, что хорошего в действительности может быть слишком много. Возьмем другой пример: деревья опрыскивают ин-
* См.: Карл Зигмунд. Игры случая (Karl Sigmund. Games of Chance. 1993, Oxford University Press/Penguin, Oxford/London. P. 45).
сектицидом, который убивает вредных насекомых. Но инсектицида разбрызгали слишком много, а потом пошел дождь. Излишек инсектицида смывается с листьев на землю, где он убивает животных, питающихся насекомыми. Результат: избыток инсектицида ведет к избытку насекомых.
У парадокса накопления есть явная параллель в классической экономической теории, по которой, когда рынок становится достаточно прибыльным, он привлекает новых участников, и после того как установится новое равновесие, прибыль упадет до нуля. От небольшого количества фирм на рынке до переизбытка один шаг. Если вы читали эту книгу подряд, то наверняка поняли, что я — не большой поклонник классической экономической науки, так как она очень редко соответствует реальным рынкам. Равновесие случается нечасто. На рынках имеют место циклы, которые мы можем разделить на три типа: равновесие маятника, благоприятные циклы и вредные циклы.
Равновесие маятника
Идея равновесия маятника ближе всего к классической экономической мечте. Равновесие не встречается почти никогда, но система раскачивается вверх и вниз предсказуемыми и функциональными путями, в полном соответствии с тем, что предсказывает теория управления. Это мир канадских рысей и зайцев, термостатов, контролирующих температуру в комнате, или биржевых игр на понижение и на повышение (хотя в последнем случае наблюдается устойчивая тенденция к повышению). Мой опыт показывает, что лишь небольшие территории в мире бизнеса следуют этой модели. Хороший пример — оптовые цены. Рынки ведут себя подобным образом, только если у них очень низкие барьеры на входе и выходе, недифференцированные товары и услуги и никаких возможных преимуществ от масштабности, технологий или более грамотного способа ведения дел по сравнению с остальными. Некоторые рынки подходят к этому очень близко: можно назвать, к примеру, рынок дешевых гостиничных размещений типа «постель и завтрак», неквалифицированной рабочей силы или продажи дров или арбузов у дороги в бедных странах. К счастью, основная часть экономической жизни иная.
Благодатные циклы
Поиски успеха в бизнесе — это поиски благодатных циклов. Это происходит тогда, когда игрок дифференцирует свой товар или услугу, чтобы иметь возможность получить более высокую маржу по сравнению с конкурентами и при этом завладеть большей, чем у них, рыночной долей. Того же эффекта можно добиться, значительно сокращая расходы по сравнению с конкурентами (и, следовательно, удерживая высокую маржу, несмотря на низкие цены), обеспечивая превосходство в масштабах, технологии, мастерстве ведения дел, или снижая затраты на производство до оборонительного уровня. Высокая маржа дает игроку возможность инвестировать еще больше средств в закрепление своего успеха и увеличение отрыва от конкурентов. Он может заплатить больше за привлечение лучших специалистов и внедрение самых продуктивных систем. Он может себе позволить рекламу и маркетинг за низкую цену со значительной эффективностью. Он может даже предоставлять потребителям больше стоимости и сделать разрыв между собой и конкурентами практически непреодолимым.
Все это происходит с преуспевающими, достаточно прибыльными компаниями. Таков, как вы помните, мир возрастающей доходности. В сложной современной экономике фирмы, вписавшиеся в благодатные циклы, всегда получают основную часть прибыли.
Порочные циклы
С точки зрения неудачливых претендентов, порочные циклы — это прямая противоположность благодатным циклам. Те, кто отстал, со временем отстают еще больше. Доходность уменьшается. Святой Павел был потрясающим популяризатором благодатных и порочных циклов — он беспрестанно описывал то, что происходит вокруг, например: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет"*. Преуспевающие фирмы могут себе позволить сеять щедро; менее удачливым приходится быть более экономными.