Требования к знанию и умениям, приобретаемым
Методический
Комплекс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Челябинск 2013
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Культурологический факультет
Кафедра социально-культурной деятельности
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов очного отделения,
обучающихся по специальности
071401Cоциально-культурная деятельность
Квалификация – Менеджер социально-культурная деятельность
Челябинск 2013
УДК 3798(073)
ББК 77.04я73
Т 38
Составитель: С. В. Богдан, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности
Рекомендовано на заседании кафедры социально-культурной деятельности от 5 сентября 2013 г., протокол № 2.
Т 38 | Технологические практикумы социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 071401 Социально-культурная деятельность / сост. С. В. Богдан; Челяб. гос. академия культуры и искусств. – Челябинск, 2013. – 60 с. – (Учеб.-метод. комплекс). |
Учебно-методический комплекс содержит программу практического курса, составленную в соответствии с требованиями ГОС для ВПО второго поколения по специальности 071401 Социально-культурная деятельность
Рецензент: Н. В. Погорелова, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности ЧГАКИ
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ
© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Рабочая учебная программа дисциплины
I. Организационно-методический раздел…………………………. ….5
II. Содержание дисциплины ………………………………………….9
III. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий…16
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………….18
V. Формы текущего и промежуточного контроля …………………22
Часть 2.Методическое обеспечение дисциплины
I. Методические рекомендации для преподавателя…………………24
II. Методические указания для студентов……………………………24
III. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций……………………………….25
IV. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине ……………………………………………59
Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины
I. Организационно-методический раздел
Цель дисциплины
Основная цель курса – обучение студентов основам практики социально-культурной деятельности, развитие навыков информационного управления деятельностью, опыта управленческой и методической деятельности, формирование умений разработки и реализации социокультурных технологий, культурно-досуговых программ,
Задачи дисциплины
– дать основные знания практики социокультурной деятельности;
– ознакомить с системой функционирования социокультурных учреждений;
– иметь навыки выстраивания этапов управления социокультурной деятельности;
– овладение студентами технологиями управления, проектирования и организации, навыками их применение в деятельности учреждений социально-культурной сферы;
– приобретение студентами опыта управленческой деятельности различных типов профильных учреждений, организаций и фирм;
– сформировать у студентов навыки методической работы путем решения и разбора задач управления, методического обеспечения, проектирования и организации деятельности учреждений социально-культурной сферы;
- приобретение навыков методической деятельности в различных областях СКД как процесса реализации теории в практику.
- вооружение специальными знаниями, умениями и навыками методической деятельности.
- изучение моделей управления с использованием информационных технологий;
- изучение средств автоматизации управления объектами;
- изучение средств сетевых коммуникаций;
- уметь работать с компьютерными программами пакета Office;
- знать средства электронного офиса;
- знать средства сетевых коммуникаций.
1.3 Роль и место курса в структуре подготовки специалиста и учебного плана
Общая характеристика практики современных учреждений социально-культурной сферы. Система и подсистемы деятельности учреждений социально-культурной сферы. Роль менеджмента в укреплении материально-технической базы культурно-досуговых центров. Формирование стратегии и тактики социокультурного менеджмента. Комплексное исследование интересов и потребностей населения в социально-культурной сфере. Стимулирование культурно-досуговой активности населения. Методические службы современных социокультурных центров и организация их работы. Правовое обеспечение социокультурной деятельности.
СД.Ф.18 Технологические практикумы социально-культурной деятельности – одна из общепрофессиональных дисциплин при подготовке дипломированного специалиста.
Профессиональная деятельность специалиста в социально-культурной сфере во всех ее видах предполагает умение владение навыками анализа и обобщения эмпирического материала (данных статистики, социологических или других специальных исследований, показателей состояния организаций социально-культурной сферы, фактов, результатов наблюдений и др.).
Одной из ведущих установок программы курса является формирование у студентов конкретных навыков социально-культурной деятельности. Поэтому каждый студент в процессе обучения должен овладеть практикой разработки социокультурных проектов и программ. Для развития таких навыков в программе курса предусмотрены занятия, которые представляют собой комплекс самостоятельных творческих заданий по одной из предложенных тем. Все они направлены на разработку конкретного социокультурного проекта, тематика которого определяется студентом совместно с преподавателем, исходя из реальных проблем социально-культурной сферы.
Приобретенные знания по технологическому практикуму помогут избежать явных ошибок в практике социокультурных учреждений. Занятия по технологическому практикуму требуют определённых усилий, особую значимость здесь приобретает соблюдение последовательности в усвоении материала.
Для приобретения практических навыков социально-культурной деятельности необходимо регулярно выполнять упражнения и практические задания. Их выполнение является обязательным элементом обучения, составляет часть самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа предполагает изучение менеджмента, методического обеспечения, технологий социально-культурной деятельности непосредственно в практике учреждений социально-культурной сферы и защиту практики.
Требования к знанию и умениям, приобретаемым
при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника специальности 071401 Социально-культурная деятельность:
– определять особенности функционирования социокультурных учреждений;
- выявлять условия и факторы успешного руководства социокультурными учреждениями;
- владеть навыками решения типичных проблем в управлении социокультурной деятельностью;
- учитывать национально-исторические факторы в управлении социально-культурной деятельностью;
- знать структуру управления социально-культурной сферы, уметь определять и выстраивать организационные отношения;
- определять динамику групп и стили лидерства;
- выявлять стиль менеджмента и создавать имидж лидера;
- иметь навыки решения конфликтных ситуаций;
- уметь моделировать ситуации и разрабатывать решения в организации деятельности социокультурного менеджмента;
- иметь навыки стратегического и тактического управления;
- знать формы организации системы менеджмента;
- иметь навыки регулирования и контроля, управления деятельностью человека и группы;
- знать специфику и функции методического обеспечения технологий СКД.
- привитие навыков изучения, накопления, анализа и хранения информации об опыте СКД.
- формирование профессиональных умений разработки методических материалов, а также адаптации, творческого освоения и внедрения в практику СКД инновационных методик.
- определять направления, содержание, цели и задачи, формы, средства и методы методического обеспечения;
- уметь изучать, анализировать потребности практики с целью методического воздействия.
- разрабатывать методические материалы социокультурных технологий СКД.
- внедрять в практику достижения теории СКД.
- уметь определять информационные потоки в службах предприятия;
- уметь определять перспективы информатизации управленческого труда;
- приобрести навыки использования технологических средств управления;
- уметь использовать программные средства управления предприятием;
- владеть пакетом программ Office.