И повышения энергоэффективности
Основанием для разработки рекомендаций является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 25).
При разработке рекомендаций, а, следовательно, и программ необходимо учитывать достаточно большое количество требований, установленных в документах, утвержденных на федеральном уровне. Основными из них являются:
– государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» утверждена распоряжениемПравительства Российской Федерации 27 декабря 2010 г. (№ 2446-р);
– постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [25], содержащее весьма широкий перечень показателей, подлежащих включению в региональные программы энергосбережения;
– приказ Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61, содержащий детальный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению;
– приказ Минрегиона России от 7 июня 2010 г. № 273 [50], устанавливающий набор обязательных для включения в программы энергосбережения показателей с формулами их расчета.
Следует отметить, что региональные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности и программы организаций с участием государства или муниципальных образований имеют существенные различия. В связи с этим целесообразно рассмотреть порядок их разработки и реализации отдельно.
Разработку региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности рекомендуется выполнять в шесть основных этапов:
1. Сбор исходных данных.
2. Составление топливно-энергетического баланса (ТЭБ) региона, определение потенциала и резервов энергосбережения в разных секторах экономики.
3. Выбор приоритетных направлений энергосбережения, формирование структуры программы.
4. Подбор эффективных технических решений энергосбережения и повышения энергоэффективности и их увязка между собой.
5. Выбор мотивирующих механизмов для реализации технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
6. Мониторинг программ энергосбережения при их разработке и реализации.
Каждый этап имеет определенный результат. Однако четких границ между этапами не существует, они плавно перетекают из одного в другой.
На этапе сбора исходных данных, основной целью является определение ключевых особенностей региона, оказывающих важнейшее влияние на энергопотребление, и затрат, связанных с ресурсообеспечением территории. Регионы могут существенно отличаться друг от друга по числу количественных и качественных параметров. К числу важнейших особенностей, определяющих качественную картину региона относятся:
– природноклиматические особенности и экологию региона;
– важнейшие географические параметры (общая площадь, численность населения) и потребителей распределение разных видов энергии по территории;
– обеспеченность региона энергоресурсами и инфраструктурой для их использования (характеристики энергоисточников и энергосетей, наличие дефицита пиковой электрической мощности);
– динамика потребления различных видов энергоресурсов по секторам (и подсекторам) экономики;
– структура промышленного производства и уровень валового регионального продукта (ВРП).
Основным результатом первого этапа разработки региональной программы энергосбережения является анализ и сопоставление комплекса выявленных особенностей региона с государственной программой, утвержденной распоряжением Правительства РФ №2446-р от 27 декабря 2010 г.
Таким образом, именно этот этап позволяет получить адекватную картину проблематики эффективности энергообеспечения региона.
На втором этапе составляется ТЭБ региона, определяется потенциал и резервы энергосбережения в разных секторах экономики. Каждый регион обладает собственным потенциалом повышения энергоэффективности. На это влияют территориальные особенности региона, национальный особенности, климат, нормативно-правовая база и ряд других аспектов.
Базовым механизмом определения потенциала энергосбережения является анализ ТЭБ, основная задача которого заключается в том, чтобы показать общую картину использования ТЭР на определенной территории. Исходной информацией для составления ТЭБ являются формы статотчетности, фактические данные от энергоснабжающих организаций по отпуску, потреблению и потерям энергии, имеющаяся в наличии информация от местных органов власти, данные по нормативам потерь, результаты энергоаудита и другая официальная информация. Результатами разработки ТЭ являются данные по фактической структуре производства и потребления энергоресурсов, фактические потери, потенциал энергосбережения, резервы мощности.
Сводный ТЭБ региона представляет собой сбалансированную систему показателей, в которой представлена вся основная информация, характеризующая развитие энергетического комплекса и экономики за определенный период времени. На основе анализа ТЭБ разрабатываются рекомендации по рациональной схеме использования отдельных энергетических ресурсов, замене одних энергоносителей другими, по оптимальным схемам электрификации и топливоснабжения отдельных районов и размещению энергоемких производств.
Основным результатом второго этапа разработки региональной программы энергосбережения является составление ТЭБ региона, оценка потенциалов энергосбережения в различных секторах экономики и территории в целом.
Выбор приоритетных направлений энергосбережения и формирование структуры программы осуществляется на третьем этапе. Комплекс приоритетных направлений по повышению энергетической эффективности формируется по результатам оценки потенциала региона. При формировании этого комплекса необходимо учитывать потенциал системных решений. Во многих случаях реализация системных мер может дать существенно больший эффект, чем частные оптимизационные решения.
Региональные программы энергосбережения должны включать целевые индикаторы и показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности, содержащиеся в государственной Программе, утвержденной Правительством РФ от 27 декабря 2010 года №2446-р:
а) эффективность использования энергоресурсов в жилищном фонде и системах коммунальной инфраструктуры;
б) сокращение энергопотерь при передаче энергии, оснащенность приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов;
в) увеличение числа объектов высокого класса энергоэффективности;
г) увеличение количества объектов, использующих местные виды топлива, вторичные и ВИЭ;
д) рост парка транспортных средств с высокой топливной эффективностью, использующих природный газ в качестве моторного топлива, гибридных транспортных средств;
е) сокращение бюджетных средств на энергообеспечение организаций бюджетной сферы и увеличение объемов внебюджетных средств для выполнения программных мероприятий.
Кроме того, они могут содержать целевые индикаторы и показатели, являющиеся специфическими для конкретного региона.
Подбор эффективных технических решений энергосбережения и повышения энергоэффективности и их увязка между собой выполняются на 4 этапе.
Формирование наиболее эффективного комплекса мер и мероприятий для региональных программ энергосбережения осуществляется путем решения двух основных задач:
– выбор технических и организационных решений (подходов) для поэтапной реализации потенциала и резервов энергосбережения, определенных на втором этапе;
– формирование благоприятной мотивационной среды для реализации подобранных технических мер (нормативно-правовое поле, экономические стимулы, запреты и др.).
Существуют типовые технические решения по повышению уровня энергоэффективности объектов различных сфер экономики, выбор которых для конкретных регионов зависит от полученной оценки текущего состояния региона и его типа.
Из всего перечня мероприятий на данном этапе отбираются наиболее приемлемые по срокам окупаемости, возможностям технологической реализации, экологическим требованиям, другим заданным параметрам и ограничениям.
Основным результатом четвертого этапа разработки региональной программы энергосбережения является выбор из всего комплекса мер наиболее эффективных и быстрореализуемых по сравнению с остальными мерами в применении к конкретному региону.
Выбор мотивирующих механизмов для реализации технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности производится на 5 этапе.
Реализация ряда технических мероприятий, необходимых для развития энергосистемы региона и повышения уровня энергоэффективности, требует совершенствования нормативно-правового поля, создания благоприятной мотивационной среды и формирования различных стимулирующих механизмов:
– финансово-экономических механизмов;
– нормативно-правовой базы, регламентов и стандартов;
– информационно- пропагандистских мер;
– рычагов тарифного и иного стимулирования.
После того, как все необходимые механизмы осуществления мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности определены, региональная программа утверждается в установленном порядке и формируется структура управления и реализации программных мероприятий. Основным результатом пятого этапа является сформированная комплексная региональная программа энергосбережения с обязательным определением, в зависимости от особенностей территории, необходимых мотивационных механизмов.
На шестом этапе осуществляется мониторинг программ энергосбережения и повышения энергоэффективности при их разработке и реализации. В качестве индикаторов выполнения программных мероприятий могут использоваться удельные расходы энергоресурсов на источниках энергии, потери при транспорте энергоносителей, удельные показатели в разных секторах потребления.
Мониторинг показателей энергоэффективности, является важной составляющей программы энергосбережения, позволяющий объективно судить о результатах проводимых мероприятий в регионе.
Основным результатом шестого этапа является обеспечение в рамках региональной программы энергосбережения комплексного непрерывного мониторинга в первую очередь показателей энергопотребления в регионе. Результаты мониторинга являются основанием для корректировки региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности региона.
Таким образом, региональная программа энергосбережения – это документ, содержащий комплекс организационных, технических, экономических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленный на решение задач энергосбережения, с определением приоритетных направлений реализации государственной политики в этой области, а также путей максимального использования имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов в регионе.
В состав региональной программы энергосбережения рекомендуется включать следующие разделы:
1. Паспорт Программы.
2. Анализ текущего состояния проблемы.
3. Цель и задачи программы.
4. Система программных мероприятий.
5. Сроки (этапы) реализации Программы.
6. Важнейшие целевые индикаторы и показатели.
7. Нормативно-правовое обеспечение.
8. Финансирование и стимулирование реализации мероприятий.
9. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программы.
При необходимости в состав разделов программы могут быть включены:
– введение;
– терминология, определения, сокращения.
В паспорте программы рекомендуется указывать ее наименование, основание для разработки, разработчика и исполнителей, сроки реализации, цели, основные задачи, важнейшие целевые показатели и индикаторы, краткое изложение основных мероприятий, объемы и источники финансирования по годам реализации Программы, ожидаемые социально-экономические результаты.
Содержание остальных разделов программы соответствует рекомендуемым выше этапам ее разработки.
Программу организаций с участием государства или муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности рекомендуется разрабатывать на основе данных, полученных в ходе энергетического обследования. В соответствии со ст.16 Закона 261-ФЗ для организаций с участием государства или муниципального образования проведение энергетического обследования является обязательным. Первое энергетическое обследование должно быть проведено до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования должны проводиться не реже, чем один раз каждые пять лет.
Согласно ч.4 ст.15 Закона № 261-ФЗ деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Энергетическое обследование организации включает в себя комплексный анализ исходной ситуации по потреблению энергетических ресурсов, эффективности их использования, выявление потенциала энергосбережения. Результатом энергетического обследования является энергетический паспорт, который составляется по форме в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 182.
Помимо энергетического паспорта по результатам энергетического обследования должен быть разработан перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведена их стоимостная оценка. Согласно ч.3 ст.15 Закона № 261-ФЗ по соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Целесообразно при формировании конкурсной документации на проведение энергетического обследования в техническом задании указать в составе работ разработку перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, или же непосредственно разработку Программы организации.
В случае если энергетическое обследование не было проведено, то для разработки Программы необходимо самостоятельно собрать соответствующую базовую информацию об объекте обследования.
Минимально необходимый перечень разделов программы охватывает:
– анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
– цели и задачи с указанием сроков и этапов реализации программы и целевых показателей;
– перечень программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
– объем и источники финансирования;
– ожидаемые результаты.
В Программу могут быть включены и иные разделы, в том числе введение и механизм реализации Программы.
Программа также должна содержать паспорт программы, в котором указываются те же сведения, что и в паспорте региональной программы.
Для разработки отдельных разделов программы можно рекомендовать тот же алгоритм, основные положения которого изложены в рекомендациях по разработке региональных программ. Это связано с тем, что программы организаций с участием государства или муниципального образования, как правило, являются составной частью региональной программы.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления могут установить дополнительные требования к Программам организаций с участием государства или муниципальных образований. Поэтому, при разработке Программы необходимо учитывать также требования регионального (муниципального) уровня.
Для расчета экономической эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности могут быть использованы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики Российской Федерации от 21 июня 1999 г. № ВК 477, Министерством финансов Российской Федерации от 21 июня 1999 г., Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г.