Десять заповедей первого контакта
1. Ваши доводы должны опираться на предыдущий опыт контрагента, будь то исследователь, спонсор, технолог, администратор или конечный потребитель. Это означает, что, прежде чем обращаться к конкретному лицу, необходимо "вычислить" сферы его личных интересов и личного опыта.
2. Ваши доводы, факты и предположения должны согласоваться и с общественным опытом, чтобы было прозрачно ясно, что участие контрагента в деле встретит понимание и поддержку общества.
3. Очень хорошо, если Вы сможете показать, что предлагаемая инновация решит какую-либо наболевшую проблему общества, т.е. что общество ждет не дождется, когда Вы развернете свое дело и облегчите его тяжкие проблемы.
4. При всем сродстве с предыдущим опытом и контрагента, и общества полезно показать, что предлагаемая инновация достаточно нова и свежа и что фактор новизны будет работать на пользу дела.
5. Ваши доводы и предположения ни в коем случае не должны давать даже намека на возможное нарушение юридических, моральных или деловых норм.
6. Нужно иметь в запасе все необходимые числовые данные, но пользоваться ими крайне осторожно; с одной стороны, они должны быть абсолютно надежны (а еще лучше, если они подкреплены авторитетным источником, известным Вашему контрагенту), а с другой стороны, этот сухой цифровой материал можно пускать в оборот только по инициативе контрагента, а никак не по собственной.
7. В процессе общения с контрагентом внимательно следите за его реакцией на Ваши действия и высказывания. В случае постепенного сдвига к негативной реакции немедленно прекращайте эту тему. Лучше перенести попытку на другой (более благоприятный) случай, чем получить сейчас отрицательный ответ, который будет уже окончательным.
8. Имейте в виду, что "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". С кем бы Вы ни беседовали, позитивный эффект будет намного больше, если Вам есть что показать контрагенту. Есть образец конечного продукта? - великолепно. Есть макет или рисунок конечного продукта? - хорошо. Есть расчеты, теоретические выкладки или другие письменные свидетельства высокого качества инновации? - неплохо, но вдаваться в детали этой писанины стоит лишь при активном желании контрагента (иначе - скука и негативная реакция). И в любом случае демонстрационные материалы в Ваших руках должны быть высочайшего качества исполнения, т.к. малейшая неряшливость автоматически экстраполируется и на сущность, и на надежность всего проекта, да и на Вас самих.
9. Если у Вас есть возможность организовать процесс первого контакта с контрагентом так, чтобы Вы были ему вначале представлены и рекомендованы лицом, которое пользуется доверием и уважением этого контрагента, то Ваши шансы на успешный контакт значительно увеличатся.
10. Если Вы достаточно компетентны в области интересов и занятий контрагента, не стесняйтесь говорить с ним на его языке и пользоваться специальной терминологией, это увеличит степень доверительности общения. Но ни в коем случае не делайте этого, если есть риск неправильно употребить какой-либо специальный термин. Одна такая ошибка (а она режет ухо сразу и наповал) низведет Вас в его глазах до уровня безграмотного выскочки, с которым дела иметь нельзя. Наоборот, в этом случае лучше заранее вслух признать бесконечное превосходство контрагента в его специальной области, Вам мало известной, и Вы получите преимущество внимательного слушателя.
Эти десять правил касаются в основном внешнего по отношению к инновации окружения. Но большое значение имеют и некоторые специальные свойства собственно инновации, воспринимаемые реципиентом. А именно:
1. Относительные достоинства, преимущества инновации по сравнению с существующими объектами и процессами, выполняющими ту же (или подобную) функцию.
2. Совместимость с имеющимся окружением. Консервативность человеческого быта и соображения экономии породили правило, что новое гораздо легче принимается обществом, если оно удобно вписывается в то окружение, что уже имеется.
3. Сложность инновационного продукта должна соответствовать его назначению. Продукт массового потребления должен быть рассчитан "на дурака" и не допускать никаких опасных ситуаций при нештатном применении. Но и продукт узкого специального применения не должен быть чересчур сложным, т.к. это, как правило, снижает его надежность, а ответственность уникальных изделий обычно также является уникальной.
4. Наглядность, возможность "попробовать" инновационный продукт при первом контакте облегчает "усваивание" контрагентом всех его достоинств, он уже неявно "пользуется" этим продуктом, т.е. как бы "сроднился" с ним, что значительно облегчает переход к позитивному решению по инновации.
5. Если возможности "попробовать" не представляется, то преимущество имеет такая инновация, результат использования которой наиболее очевиден. Эту очевидность полезно показать на примерах максимально выпукло.
Контрольные задания (продолжение):
8.5. Вы прослушали магистерский курс "Инновационный менеджмент" и столкнулись с проблемой трудоустройства по этой специальности. Какие варианты можно испробовать в сиюминутной ситуации в регионе? (Предложите 3-4 варианта) К кому обратиться и какие доводы использовать?
8.6. В лабораторных условиях получена полупрозрачная пластмасса, обладающая уникальным свойством: на свету она мягкая, как резина, а в темноте становится твердой, как полистирол. Где можно применить такую пластмассу, в каких изделиях? И какими доводами убедить владельцев соответствующего промышленного предприятия заняться доработкой этого изобретения?
9. Барьеры ТТ (и как с ними бороться)
Поиск партнера
В предыдущих разделах мы анализировали вопрос, как заинтересовать реципиента, а затем и убедить его участвовать в акте ТТ. Однако прежде ведь надо найти этого потенциального реципиента, а это отнюдь не простая задача.
В общем случае для передачи технологии в надежные руки нужно, чтобы эти руки обладали и необходимым техническим арсеналом (оборудование, кадры), и необходимым количеством средств для финансирования процесса освоения или доработки технологии (неважно, свои это средства или заемные, важно, чтобы это не было для реципиента проблемой), и необходимой поддержкой региональных властей и общественного мнения (лишние палки в колеса новой технологии совсем не нужны). И вот среди множества известных и не известных источнику технологии лиц, предприятий и организаций нужно выбрать конкретного адресата, с которым уже и входить в контакт.
Из трех названных выше факторов первый (технический), пожалуй, наиболее критичен, поскольку он "виден с поверхности" и никак не может быть изменен инициатором ТТ (в то время как два остальных зависят от третьих лиц, а значит, можно с этими третьими лицами подготовить почву силами инициатора ТТ). Трудно рассчитывать на то, что найдется такой реципиент, у которого есть уже полный комплект всего необходимого для разворачивания работы, поэтому и здесь при выборе наиболее перспективного партнера придется провести некий организационно-технический аудит потенциальных участников ТТ. Причем, как и в случае технологического аудита парка инновационных технологий, здесь два аспекта аудита: определение потенциала технических возможностей реципиента и потенциала его нетехнических (личностных и общественных) возможностей. Напомним, что речь идет о конкретных физических лицах, обладающих правом принятия решений по вопросу ТТ (и о тех системах, которыми управляют эти лица).
Можно составить примерную таблицу для определения обоих потенциалов реципиента.
Таблица 10.1. Матрица расчета потенциала технических и нетехнических возможностей реципиентов ТТ.
Потенциал технических возможностей | Рец.1 | Рец.2 | Рец.3 | |
Наличие необходимого оборудования | ||||
Наличие кадров нужной квалификации | ||||
Степень сходства технологий реципиента с передаваемой технологией | ||||
Наличие свободных мощностей у реципиента | ||||
Итоговая оценка потенциала технических возможностей | ||||
Потенциал нетехнических возможностей | ||||
Склонность к инновационной смене технологий | ||||
Наличие творчески мыслящих ведущих специалистов | ||||
Имя, авторитет, известность фирмы | ||||
Наличие деловых контактов с банками и администрацией региона | ||||
Итоговая оценка потенциала нетехнических возможностей реципиента | ||||
Суммарная оценка перспективности партнера для ТТ |
Таблица не претендует ни на полноту, ни на универсальность, в конкретных случаях следует внимательно проанализировать свойства инновационной технологии, выделить ключевые ее отличительные особенности (отличительные не столько по принципиальным вопросам технологических режимов и условий, сколько по степени отклонения этих режимов за пределы величин, допускаемых стандартным оборудованием или стандартным технологическим комплексом (Например, таким отличительным признаком может служить необходимость химической обработки в технологической цепочке, все остальные операции которой - механические. Или необходимость импульсной термообработки при длительности импульса <10-3 сек, когда ни одна стандартная печь не может обеспечить такой режим)), и именно по этим ключевым отличиям оценивать технические возможности оборудования. Не менее внимательно нужно отнестись и ко второй части таблицы, где очень важными могут оказаться такие локальные или преходящие факторы, как взаимоотношения с конкретными (не обязательно официальными) людьми во властных или финансовых структурах. Наконец, как и в случае технологического аудита, существенным является введение весовых коэффициентов важности или значимости отдельных критериев оценки. Так что прежде чем заполнять таблицу, каждый раз нужно внимательно проверить ее адекватность конкретной ситуации.
Некоторые из вопросов таблицы 10.1 могут вызвать затруднения у аудитора. Прежде всего потому, что аудитором здесь придется быть скорее всего самому инициатору ТТ. Но еще и потому, что анализируемое предприятие не знает о цели аудита (да и о самом факте этого аудита) и может неправильно понять все это мероприятие, даже как экономический шпионаж. Поэтому рассчитывать можно только на официальные сведения, которые проверяемое предприятие дает своим клиентам, контрагентам и справочным службам и изданиям. Можно, конечно, приоткрыть свои планы непосредственно потенциальному партнеру или кому-либо из его сотрудников, но при этом Вы уже с большой вероятностью вынуждены будете не по своей инициативе осуществлять первый (самый важный) контакт в условиях, прямо противоположных тем, которые рекомендуются первой заповедью из списка раздела 7, а это, если Вы представляете фирму менее крупную и известную, чем партнер, чревато быстрым отказным решением.
Так что здесь творческий подход и грамотный выбор стратегии получения необходимой информации - очень и очень необходимы. И прежде всего следует знать, где, в каких печатных источниках или электронных базах данных находится та или иная информация о производственных предприятиях, финансовых организациях, административных учреждениях и конкретных VIP региона Вашей активности.
Контрольные задания:
10.1. Вы в своей менеджерской практике столкнулись с ситуацией, когда предложенная Вам Институтом машиноведения лабораторная технология связана с использованием операции прошивки, а у Вас нет никакого понятия, что это за операция. Ваши действия?
10.2. Участок ламинирования крупной типографии простаивает, и руководство через Вас как инновационного менеджера решило предложить его услуги для какой-либо инновационной технологии. Как Вам поступить, чтобы найти нужного партнера, не погибнув под валом бесполезных телефонных звонков?
10.3. Венчурный фонд озабочен малым количеством заявок и в то же время боится массированной рекламы, опасаясь большого количества бесперспективных предложений. Как решить эту проблему?
10.4. В процессе использования инновационного продукта (стадия 4.4 на Рис.5.2) выявилось совершенно новое его применение, причем очевидно, что это новое применение требует доработки, подгонки некоторых его параметров в специальных режимах, недоступных первоначальным разработчикам продукта. Ваша задача как менеджера - найти исследовательскую группу, готовую принять заказ на требуемую доработку. Составьте матрицу расчета потенциала технических и нетехнических возможностей реципиентов для этого случая
Часть 4. Стратегия трансфера технологий
11. Экспериментальные площадки трансфера технологий
Проблема трансфера технологий часто приводит к необходимости создавать новое предприятие, совершенно самостоятельное, единственной целью которого является утвердиться на следующей ступени развития данной конкретной инновационной технологии. Фактически речь идет о ситуации, когда состояние инновации таково, что она прошла определенную стадию развития под опекой определенной команды исполнителей и должна быть передана следующей команде с уже иными функциональными возможностями, но - этой следующей команды, команды - реципиента просто нет. Некому передавать. Ну а раз нет реципиента, значит, нужно его сделать самим. Но такой реципиент должен обладать всеми необходимыми атрибутами: самостоятельностью, ответственностью, материально-техническими возможностями, желанием и целеустремленностью в данном направлении.
В этом перечне атрибутов реципиента есть личностные характеристики членов команды и есть объективные организационные и технические характеристики. Энтузиазм и оптимизм исполнителей хорошо работают тогда, когда остальной механизм чисто рутинного плана (деньги, техника, оргтехслужбы) хорошо "смазан" и не тормозит движение. Иначе говоря, такое новорожденное предприятие представляет собой как бы упряжку, в которую приходится запрягать "коня и трепетную лань" - "коня" материально-технического и организационного обеспечения и "лань" энтузиазма, творческого порыва и вдохновения.
Творческая мысль бизнеса довольно быстро нащупала новую оригинальную нишу для деловой активности - "интегрированного коня", обслуживающего несколько "трепетных ланей". Эти образования до сих пор именуются по-разному: технопарк, научный парк, научно-технологический парк, технополис, и т.д. Разнообразие наименований отражает и некоторое разнообразие в конкретной направленности деятельности. Если вернуться к схеме рисунка 5.2, то можно заметить, что три основных смены команды происходят в совершенно разных сферах деятельности: первый разрыв (между этапами 1.3 и 2.1) имеет место в научной среде (фундаментальная наука - прикладная наука), этот разрыв обслуживают организации, носящие, как правило, название "научный парк". Второй разрыв (прикладная наука - опытное производство) соответствует контакту научного сообщества с сообществом технологов - и тогда на помощь им приходят "научно-технологические парки". Наконец, последний, третий разрыв (опытное производство - промышленность) - это разрыв между разработчиками технологии и эксплуатационниками, масштабным производством, для этого типа контактов характерно содействие "технопарков".
В действительности, конечно, нет такого четкого соответствия названия и сферы компетентности, скорее название является следствием исторически сложившейся последовательности событий и первоначальным набором клиентов, имевшихся на момент создания технопарка (Будем здесь для краткости называть все виды этих организаций термином "технопарк" (кроме, конечно, тех случаев, когда детали изложения требуют более точного названия)). Более того, сейчас названия большинства технопарков не несут практически никакой информации о реальной сравнительно узкой сфере их деятельности. Ведь инновации, как уже обсуждалось в разделе 3, захватывают практически все сферы человеческой деятельности, и в каждой из них проблема трансфера технологий в той или иной мере требует помощи технопарков. Но нельзя под одной крышей построить инкубатор, высиживающий цыплят, крокодилов и страусов одновременно. Поэтому технопарки, как правило, являются более или менее специализированными по отраслям, представителей которых они берут под свое крыло.
Технопарк - продукт времени, он не мог возникнуть в обществе, не достигшем определенного уровня и темпа технического развития. А если говорить более точно, то потребность в технопарках возникла тогда, когда общество перешло к инновационному стилю развития, т.е. когда фактор времени освоения очередной инновации стал определяющим фактором конкурентоспособности предприятия.
Первый технопарк , а точнее, научный парк был создан при Стенфордском университете в конце 40-х годов. Оттуда вышли такие киты, как Hewlett Packard и Varian Ass. Сейчас этот научный парк занимает 280 га и "пасет" исключительно молодые фирмы, ориентированные на высокие технологии (а таковыми в США считаются только информатика, компьютеры и биотехнологии). В 80-е годы в США число научных парков и технопарков быстро росло и к 1997 году достигло 150.
В Европе научные парки появились в начале 70-х годов. Первыми были: Научный парк в Эдинбурге, НП Тринити-колледжа в Кембридже, Левен-ла-Нев в Бельгии, София-Антиполис в Ницце, ЗИРСТ в Гренобле. К 1992 году в странах ЕС было уже более 250 научных парков.
Европейская концепция научного парка сводится к следующему:
"Научный парк - это владеющая собственностью организация, которая:
- имеет официальные и рабочие контакты с университетами, другими высшими учебными заведениями или ведущим научно-исследовательским центром,
- создана для поощрения и содействия развитию наукоемких фирм и других организаций, обычно размещаемых на конкретной территории,
- выполняет функцию управления, в которую входит активное участие в передаче фирмам, расположенным на территории научного парка, технологий и знаний в области бизнеса".
Европейская модель научного парка, как правило, строится на базе единого здания для десятков фирм. Сам парк является самостоятельным предприятием, имеющим не менее трех учредителей:
- университет или ведущий НИИ (научная поддержка),
- региональная администрация (земля, инфраструктура),
- агентство по развитию территории или организация, предоставляющая гранты и выделяющая здания.
Главная цель научных парков, создание которых инициируется, как правило, университетом или НИИ, - это содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты научных исследований университета, политехнического института или научного центра.
Вторая цель научного парка, которая привлекательна для других учредителей парка - это роль катализатора позитивных перемен в регионе. Фирмы научного парка создают новые рабочие места, реанимируют и загружают своими субподрядными заказами другие предприятия региона.
За этой второй целью просматривается и третья - со временем, постепенно поднимая своими субподрядами уровень предприятий региона до своего уровня, клиенты научного парка создают мощную современную инфраструктуру производственных фирм, действующих в интересах клиентов научного парка. Это, в свою очередь, поднимает и мнение внешних инвесторов как о научном парке и его клиентах, так и о регионе в целом.
Научный парк с его клиентами может выступать и в качестве механизма реализации региональной политики, нацеленной на перестройку всей региональной промышленности на базе новых технологий. Немалую роль играет здесь тот фактор, что лучше один раз увидеть (в научном парке), чем сто раз услышать.
Наконец, самое главное предназначение научного парка - это содействие формированию тесного взаимодействия между вузами, научными центрами и промышленностью, уменьшение, схлопывание разрывов на пути трансфера технологий, обеспечение непрерывности цепи от науки до товара.
Впрочем, немаловажным первичным фактором воздействия научного парка является содействие созданию новых источников доходов для вузов, НИИ и их сотрудников.
Перечислим основные факторы, определяющие и эффективность, и направленность, специфику научного парка европейского типа.
1. Место расположения научного парка. Здесь важны сразу два момента:
а) близость к НИИ или вузу (особенно) - ибо очное участие авторов технологии не заменить ничем,
б) близость к аэропорту, наличие всех видов телекоммуникации и связи - глобальность наукоемкого бизнеса требует экспрессности принятия решений и их реализации.
2. Недвижимость. Уже при основании научного парка важно сразу принять решение: многоофисное здание, комплекс микромодулей или (наименее желательно) несколько отдельных зданий. От этого решения во многом зависит траектория дальнейшего развития парка.
3. Клиенты. Производственная деятельность может допускаться на территории научного парка, но может и не допускаться, выбор варианта зависит от размера и типа площадей (см. выше). Но в любом случае в научном парке допускается не более чем частичная производственная деятельность, отдаленное свое будущее фирмы-клиенты должны видеть вне научного парка.
4. Финансы. Во всех странах эта проблема - основная головная боль НП. Добывание грантов под проекты, поиск долгосрочных инвесторов - одна из важнейших забот, которую НП делит со своими клиентами.
5. Взаимодействие с вузом. Кроме множественного "распыленного" взаимодействия (авторы инновации - клиент НП) иногда в вузе создается структура, координирующая как деятельность своих сотрудников, работающих с клиентами научного парка, так и деятельность клиентов НП, связанных с разработками вуза.
Организационно структуры типа технопарка оформляются по-разному, однако, наилучшей себя зарекомендовала следующая схема: самостоятельная фирма, контролирующая активы технопарка. На рисунке 11.1 показана схема построения и функционирования типичного европейского технопарка.
Финансирование деятельности технопарка осуществляется за счет целого ряда источников, показанных на рисунке 11.2. Этот рисунок фактически несет полную информацию о всех многочисленных сферах активности технопарка как самостоятельной фирмы. Как видите, трансфер технологий здесь в явном виде не фигурирует. Но чтобы быть прибыльной организацией, технопарк просто обязан внимательнейшим образом следить за состоянием своей клиентуры - предприятий инновационного бизнеса, обеспечивать им такую степень организационной поддержки, чтобы ни одно из них не оказалось банкротом, неспособным оплатить эту поддержку.
Кто живет в европейских технопарках? Анализ клиентуры в технопарках Великобритании по состоянию на 1990 год показал, что по процентному составу клиентуру технопарка составляют следующие группы (см. Табл.11.1):
Таблица 11.1. Состав клиентуры английских технопарков.
Одноофисные независимые компании | 62% |
Главный офис многоофисной компании | 7% |
Дочерние фирмы и филиалы компаний-резидентов | 8% |
Дочерние фирмы и филиалы компаний-нерезидентов | 16% |
Spin-off компании университета и его подразделений | 7% |
Анализируя данные рисунка 11.2, нетрудно прийти к выводу, что для эффективной работы по всем перечисленным направлениям технопарк должен представлять разветвленную структуру со многими связями, хорошо налаженными и скоординированными. Это требует кропотливой работы, тщательного подбора кадров для каждого участка работы, установления множества контактов с иными организациями, и т.д. Иначе говоря, это требует значительного времени, и действительно, докладывать об успехах своей деятельности на конференциях и иных форумах представители технопарков начинают лишь по прошествии 5-10 лет с даты формальной организации (Ну, конечно, кто же будет рассказывать о своих мучениях, о некомпетентных сотрудниках, набранных в начале пути и оказавшихся совсем не теми, кто нужен на этом конкретном участке, о провальных проектах, взятых под опеку технопарка по ошибке, о спорах и бессонных ночах в поисках выхода из безвыходной ситуации, в общем, обо всех шишках, набитых на длинном извилистом пути к успеху).
В России ситуация в этом плане ничуть не лучше, чем в других странах, хотя, начав эту страду гораздо позже США и европейских стран (Впрочем, это еще как посмотреть, ведь начиная с военных лет в СССР практиковалось создание специальных условий для инновационной деятельности в тех областях, которые власть считала первостепенными: сначала "шарашки", потом некие образования типа ЛИПАН (Лаборатория Измерительных Приборов АН, а в действительности мощный ядерный центр под кураторством всесильного Л.П.Берия), а также многочисленные ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования), где ковались новейшие виды вооружений. Если закрыть глаза на колючую проволоку, следовую полосу и прочие почти лагерные атрибуты, то в остальном эти образования в тоталитарных условиях выполняли роль, очень схожую с ролью технопарков) (первый технопарк был создан в Томске в 1990 году), наши инициаторы могли воспользоваться (и некоторые действительно воспользовались) опытом американских и европейских технопарков.
Однако неизлечимая болезнь под именем "Мы пойдем своим путем" привела к тому, что в стране возникло неопределенное множество типов организаций, в большей или меньшей степени соответствующих наименованию "технопарк". В книге "Приглашение к партнерству: Научно-техническая и инновационная деятельность (информационный справочник)" (издание Аналитического центра по научно-технической и промышленной политике. М., 1998) утверждается, что на начало 1998 года в стране числилось всего 49 технопарков и бизнес-инкубаторов, но в каталоге вузовских технопарков (того же года издания) дана информация о 75 технопарках только вузовского происхождения, причем эти 75 технопарков представлены 27 базовыми моделями и 4 организационно-правовыми формами. Столь богатый спектр не позволяет сколько-нибудь подробно рассмотреть особенности каждого типа структур, поэтому ограничимся только двумя московскими технопарками.
Международный научно-технологический парк (МНТП) "Технопарк в Москворечье" был создан в начале 1993 года на базе Московского государственного инженерно-физического института (МИФИ) в организационно-правовой форме самостоятельной некоммерческой хозяйственной ассоциации.
Организационная структура МНТП представлена на рисунке 11.3 (по состоянию на 1997 год). На этот момент клиентами технопарка являлись 16 малых фирм, активно работающих в сфере малого наукоемкого бизнеса. Семь инновационных структур, изображенных в нижней части рис. 11.3, располагаются в помещениях, арендуемых у МИФИ; кроме того, институт предоставляет право членам технопарка пользоваться услугами своих вспомогательных подразделений социально-бытового назначения и обеспечивает охрану территории.
Научно-производственная специализация фирм МНТП охватывает следующие направления:
- новые материалы
- технология обработки материалов
- телевидение, связь, радиоэлектроника
- информатика
- измерительная техника, приборы для научных исследований, учебное оборудование
- экология, медицина
- городское хозяйство, товары народного потребления.
"Технопарк в Москворечье" создавался при непосредственной консультационной поддержке европейских организаций, особенно в части учебной и организационно-технической деятельности. Например, бизнес-центр технопарка создавался по концепции, разработанной совместно МНТП и Научным парком Ворвикского университета (Великобритания) и поддержанной в рамках международного проекта ЕБРР и представительством TACIS Комиссии ЕС.
Персонал центра, прошедший подготовку в рамках нескольких международных проектов подготовки команд менеджеров технопарков, оказывает на коммерческой основе квалифицированную помощь фирмам технопарка в следующих областях:
- консультационные и финансовые услуги по бизнес-планированию и сопровождению инновационных проектов,
- информационно-компьютерные и телекоммуникационные услуги по поддержке инновационного бизнеса,
- офисные и рекламно-издательские услуги, менеджмент и маркетинг наукоемкой продукции,
- организационные и сервисные услуги при проведении конференций, семинаров и деловых встреч.
Отметим интересную особенность МНТП - наличие в его структуре Регионального центра сертификации качества материалов и продуктов, созданного на базе четырех лабораторий (лаборатория механических испытаний конструкционных материалов, лаборатория элементного анализа металлов и сплавов, лаборатория радиационного контроля, лаборатория качества воды). Этот опыт может быть полезен для любых учебных и научно-исследовательских институтов, располагающих современным аналитическим оборудованием.
"Технопарк в Москворечье" сотрудничает с более чем 20 научно-техническими парками России и имеет тесные связи с научными парками и бизнес-центрами европейских стран, в рамках которого интенсивно развивается международный трансфер технологий.
Серьезное внимание в МНТП уделяется подготовке менеджеров технопарка и менеджеров инновационных проектов, парк посылает своих сотрудников на учебные курсы российских и международных программ, а в рамках собственного Учебного центра готовит учебно-методические материалы для подготовки на месте менеджеров инновационных проектов, принимаемых в технопарк.
Если "Технопарк в Москворечье" создавался на базе МИФИ - института, долгое время находившегося "под опекой" Минсредмаша, то Научный парк МГУ им. М.В.Ломоносова, созданный в 1991 году, возник в чисто вузовской, университетской среде. Организационно-правовая форма - ЗАО. Ниже приводится без комментариев информация об этом научном парке из каталога вузовских технопарков
"Научно-производственная специализация фирм в составе технопарка:
- компьютерные технологии, программные продукты широкого назначения;
- лазерные, оптоволоконные технологии и техника для биомедицины;
- информационно-поисковые системы (типа "Гарант");
- телекоммуникационные системы;
- электроника и научное приборостроение;
- оптика, спектроскопия, лазерная и волоконная техника;
- электронные системы обработки, обмена и защиты коммерческой информации;
- медицинское приборостроение и инструментарий.
Виды услуг, формы обслуживания
Организационные | Технологические | Консалтинговые |
организационный менеджмент | технологический менеджмент | финансовый менеджмент |
бизнес-планирование | инкубация малых фирм | услуги в области логистики |
профессиональная подготовка менеджеров | управление инновационными проектами | рисковое финансирование и условия страхования проектов |
экспертная система | маркетинговая оценка рынка | правовой консалтинг |
совместное использование и аренда собственности | поддержка и охрана интеллектуальной собственности | коммерциализация и передача технологий |
представительские услуги | услуги в области сертинга | услуги в области лизинга |
конференции, семинары, деловые встречи | технология международного партнерства | инвестиционное проектирование |
телекоммуникационные системы и средства связи | допуск к уникальной научной аппаратуре и технологическому оборудованию | кооперация в области производства продукции |
реклама, выставки, информация, public relations | АБД по проектам, продукции, инновационному потенциалу региона | АБД по отечественным и зарубежным фондам |
офисные услуги, секретариат | компьютерные технологии | аудиторские услуги, бухучет |
Конкурентоспособная продукция технопарка: