Какой способ оплаты вы предпочитаете, покупая товары и услуги онлайн?
Особенности интернет-торговли в России
Результаты исследования подтверждают, что российские потребители уже оценили преимущества интернет-торговли. Об этом свидетельствует тот факт, что 80% опрошенных когда-либо совершали покупку онлайн. Среди респондентов с уровнем дохода свыше 25 тыс. рублей в месяц доля совершавших покупки в Интернете достигает 90%.
Совершали ли вы когда-либо покупки через Интернет?
- НЕТ — 20 %
- ДА — 80 %
Московский рынок интернет-торговли остается крупнейшим в стране. В Москве и Санкт-Петербурге уровень проникновения интернет-торговли достиг 87% и 79% соответственно. По результатам опроса, в Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону и Самаре доля пользователей, имеющих опыт покупок в сети, ниже среднего уровня на 8–17 процентных пунктов, что во многом объясняется различием в уровне проникновения и доступности Интернета в столице и регионах. По данным исследования компании «Яндекс», самая распространённая скорость по 21 крупному городу России (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет в среднем около 410 Кбит/сек, а в Москве и Санкт-Петербурге — около 7000 Кбит/сек. Кроме того, Интернет в Москве и Санкт-Петербурге дешевле, чем в крупных российских городах, на 93% и 91% соответственно.
Покупали ли вы что-либо через Интернет в течение последних 3 месяцев?
- НЕТ — 26 %
- ДА — 76 %
Из тех участников опроса, кто когда-либо делал покупки в сети Интернет, 74% респондентов приобрели что-то через Интернет в течение последних 3 месяцев.
В США и странах Западной Европы доля потребителей, имеющих опыт покупок в сети, превышает 90%, но на этих рынках интернет-торговля стала естественным продолжением торговли по каталогам.
На Западе дистанционная торговля развивается с конца 40-х годов, и уже несколько поколений выросло на «товарах почтой». Вся логистика обработки и доставки заказов была четко выстроена, поэтому с развитием технологий принцип продаж по каталогам был просто перенесен в Интернет. Еще одной причиной быстрых темпов роста интернет-торговли в США стали налоговые послабления, совершаемые через Интернет продажи освобождались от налога, если продавец и покупатель находились в разных штатах.
Книги и бытовая электронная техника стали самыми популярными категориями товаров для покупок в сети
По данным исследования, чаще всего респонденты покупали в сети книжную продукцию, что соответствует общемировым тенденциям.
(Лишь в США книги не являются самой популярной категорией товаров для интернет-торговли, американские потребители в большинстве случаев покупают в сети одежду и обувь.)
При выборе книги сложнее ошибиться, уже перечень технических характеристик и нет опасности приобрести не тот размер или цвет. Кроме того, книжные магазины являются одними из старейших проектов интернет-торговли на российском рынке B2C (business-to-customers). Это, а также тот факт, что в течение последних лет они активно инвестировали в развитие IT и логистики, позволило книжным магазинам сформировать свою лояльную аудиторию.
Но говоря о самых удачных проектах российского рынка электронной коммерции, нельзя не учитывать сохраняющееся отставание на несколько лет от развитых стран. Интернет-магазин OZON.ru был открыт в 1998 году и является одним из первых отечественных масштабных проектов в электронной торговле сегмента В2С. В то время как в США в 1999 году на Amazon.com уже использовали технологии Веб 2.0; например, была введена функция «список желаний» (wish list), позволяющая пользователям составлять находящиеся в публичном доступе списки товаров, которые они хотели бы иметь.
Какие из перечисленных товаров и услуг вы покупали с помощью Интернет?
Книги | 46 % |
Бытовая электронная техника | 40 % |
Компьютеры и программное обеспечение | 35 % |
Косметика и парфюмерия | 31 % |
Товары для обустройства дома | 25 % |
Бронирование отелей, туров и авиабилетов | 24 % |
Бронирование/покупка билетов в кино/театры/концерты | 23 % |
Одежда и обувь | 23 % |
Детские товары, игрушки | 23 % |
Музыка | 20 % |
Видео | 20 % |
Продукты питания | 15 % |
Лекарства | 15 % |
Спортивные товары | 10 % |
Другое | 10 % |
К другим категориям товаров, которые респонденты чаще всего покупали в сети, также относятся: бытовая электронная техника – 40%, компьютеры и программное обеспечение – 35%, косметика и парфюмерия – 31%.
Несмотря на то, что традиционным продуктовым сетям по-прежнему выгоднее, когда покупатель приходит за продуктами в традиционный магазин, так как в этом случае выше доля незапланированных покупок, с середины 2009 года, помимо «Седьмого континента», еще одна московская сеть супермаркетов, «Азбука вкуса», стала активно развивать продажу продуктов питания через Интернет. В настоящий момент единственный игрок, для которого продажа продуктов питания в режиме онлайн является основным бизнесом, это сеть «Утконос»: свыше 70% всех заказов этой торговой сети идет через Интернет. По результатам исследования, в Москве доля респондентов, заказывающих продукты питания в сети Интернет, выше среднего уровня на 10 процентных пунктов.
Среди респондентов с доходами свыше 25 тыс. рублей в месяц доля совершавших покупки в Интернете выше среднего уровня примерно на 5 процентных пунктов по каждой категории товаров
Какой способ оплаты вы предпочитаете, покупая товары и услуги онлайн?
Наличные курьеру при доставке | 59 % |
Система Интернет-платежей | 49 % |
Банковская карта | 20 % |
Почтовый перевод | 16 % |
Банковский перевод | 11 % |
Другое | 2 % |
В 2008 году свыше 60% интернет-пользователей по всему миру предпочитали оплачивать свои покупки в сети банковской картой, а каждый четвертый воспользовался системой электронных платежей. По данным исследования, 59% респондентов оплачивают покупки наличными курьеру при доставке. В Москве этот показатель достигает 74%.
И только 20% опрошенных расплачивались банковскими картами в сравнении с 49% долей респондентов, использующих системы интернет-платежей, что объясняется низким уровнем распространения банковских карт среди населения в регионах. В то же время из-за проблем правового регулирования и непрозрачности рынка электронных платежей крупнейшие торговые сети электронной и бытовой техники не используют виртуальные деньги для оплаты покупок в регионах.
Во всех городах принимавших участие в исследовании, кроме Москвы, наиболее активно используются электронные деньги и в меньшей степени почтовые переводы, что во многом связано с невозможностью оплатить товар курьеру при доставке (доля респондентов, расплачивающихся наличными, на 15-40 процентных пунктов ниже результатов в Москве).
Источник: http://www.up2go.ru/researches/internet-it/670.html