Целевая структура организации
Цель, пожалуй, самая беспокойная и насущная категория управления (и вообще - бытия). Пониманию целеполагания очень мешают всякие очевидности и иллюзии. Они прикрывают тревожную суть этой работы. Между тем многие дисфункции и патологии организаций восходят истоками к качеству их целей.
Целевой характер организаций, иногда с оговорками, признается всеми. Другое дело - интерпретация такой несомненно ключевой категории социологии организаций. Общепризнанна здесь только необычайная трудность выявления и описания целей, трудность, которая довлеет отнюдь не только над исследователями, но и над самими организациями и их работниками.
Поскольку "цель" - одно из центральных понятий социологии организаций и без его точного уяснения мы не сможем продвигаться дальше в изучении предмета, нам придется остановиться на этой проблеме максимально подробно.
ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Наиболее употребляемо понимание цели как планируемого результата.
Оно не из какой-либо научной дисциплины, скорее, оно из здравого смысла и для общего пользования. Вот философский эквивалент того же понимания: "Цель есть... субъективное понятие как существенное стремление и влечение положить себя вовне."1 Или кибернетический: "Утверждение, что система стремится к цели, означает, что ее действия сводят к минимуму рассогласование между наличным состоянием или величиной на выходе и некоторым заданным состоянием. Этому состоянию соответствует величина, обозначаемая термином "цель"2. Психологический: "Осознание, то есть выраженное в словах предвосхищение будущего результата действия, и называют целью"3. Определения высокой абстрактности указывают также на назначение цели: как причины деятельности, как опережающего отражения, как предмета действия.
Видно, что смысл приведенных выражений в чем-то разный. Заметны ударения то на побуждение, то на механизм, то на итог. Разницу можно списать на
1 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Соч. Т. VI. М., 1939. С. 189.
2 Макаров М.Г. Категория "цель" в марксистской философии и критика телеологии. Л., 1977. С. 116.
3 Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. С. 5.
асимметрию профессионального взгляда, чтобы решать вопрос способом "и ты прав". Но такое же распределение акцентов обнаруживается и в определениях, возникающих внутри отдельных дисциплин! Цель действительно выступает как единство мотивов, средств и результатов. Это значит:
- цель есть опредмеченный мотив (потребность)1. Цель так относится к
мотиву, как стакан воды - к утолению жажды, сочинение поэмы - к само
выражению и обладание властью - к самоутверждению, а одна цель мо
жет удовлетворять несколько потребностей, как отдельная потребность мо
жет удовлетворяться через разные цели;
- цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условия
ми, возможностями), то есть при оценке способов удовлетворения соот
ветствующей потребности;
- понятие "цель" не тождественно понятию "результат", ибо взаимодей
ствие мотивов со средствами производит отнюдь не только потребное. Ведь
даже при достижении цели в результат привносятся другие следствия, не
совпадающие с начальным, предполагаемым результатом. Достигнутая
цель способна быть только частью результата;
- важно, что выбор цели субъектом существенно предопределен и ограни
чен "встроенными" мотивами (индивидуальные предпочтения, влияние ок
ружающей среды, побочные цели и т. п.). Поэтому целеполагание не есть
лишь дело свободы воли субъекта.
Один из самых интересных вопросов в теории целей - как именно образуется общая цель? Ведь все кругом - люди, и у каждого своя цель. Как же из индивидуальных целей возникает общая? Наилучший ответ дала когда-то Мария Гиршович2 (тогда она жила в Польше). Она выделяла два способа формирования общих целей из индивидуальных. Первый способ - многократный субъект. Здесь общая цель образуется как повторение, совпадение множества индивидуальных целей. Например: в бизнес-организацию все люди приходят за разным, но заработок нужен всем. Второй способ - тактическая коалиция. Имеется в виду взаимодействие различных индивидуальных целей: их борьба и согласование, в результате которых формируется некоторая интегральная цель, устраивающая всех работников. К примеру: если работникам надо выработать свое отношение к предложениям или требованиям администрации или если управленческая команда вырабатывает стратегию фирмы, то все решается именно через тактическую коалицию.
Простейшее управление стремится иметь дело с группой, подразделением, коллективом прежде всего как с многократным субъектом - это кажется легче и понятнее. Но тогда реальное разнообразие интересов и мотивов игнорируется, и все сводится к чему-то одному, обычно к заработку. На вариант тактической коалиции ориентируются те руководители, кто склонен включать подчиненных в выработку общих решений.
Теперь о носителях цели. Раньше речь шла о цели абстрактного "человека вообще". Применительно же к организации она получает новый смысл. Стихийное представление об организации воспринимает ее, во-первых, как нечто
1 Под мотивом здесь понимается стремление удовлетворить некоторую потребность
2 Когда-то давно я прочитал ее замечательную книжку на польском, но сейчас не смог найти ее
названия и выходных данных Прости, Мария.
единое, во-вторых, очеловечивает ее ("организация нуждается в...", "предприятие стремится к...", "учреждение не заинтересовано в..."). В образе организации проступает особого типа субъект, цели которого, естественно, также несколько отличны от целей "единичного" субъекта.