По инновационной деятельности
Авторское право - охраняемое государством исключительное право на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства и способа выражения. А. п. распространяется как на опубликованные, так и на неопубликованные произведения, представленные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результаты творческой деятельности автора, например, в форме рукописи, стенограммы устного выступления, аудио- или видеозаписи, графического, живописного или фотоизображения, объемно пространственного макета и т. п. Не следует путать А. п. с правом собственности на произведение. А. п. - это не право на произведение как вещь, а право, возникающее в связи с авторством этого произведения, определяющее границы, условия, приоритеты его распространения, передачи и использования.
Анализ конкурентных преимуществ продукции - анализ слабых и сильных сторон продукции как товара, ее возможностей удовлетворять интересы потребителя по сравнению с конкурентной продукцией.
Анализ конкурентных преимуществ производителя - анализ слабых и сильных сторон экономического состояния Фирмы-производителя по сравнению с фирмами-конкурентами, ее производственных возможностей и угроз ее положению на рынке.
Анализ конкурентных преимуществ технологии - анализ слабых и сильных сторон технологии, ее возможностей обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и повысить эффективность производства фирмы по сравнению с конкурентными технологиями.
Анализ мотиваций потребителя - анализ причин и условий, определяющих поведение потребителя на рынке.
Антрепренёрство - бизнес, направленный на создание нового предприятия под новую идею.
Безопасность продукции- способность продукции во время эксплуатации, транспортировки, хранения обеспечивать минимально допустимый уровень или полное исключение вредного и опасного ее влияния на здоровье и жизнь людей.
Безопасность технологии (производства) - способность технологии (производства) в ходе реализации обеспечивать минимально допустимый уровень или полное исключение вредного и опасного ее (его) влияния на здоровье и жизнь людей.
Безотказность продукции - один из показателей надежности продукции; свойство продукции сохранять работоспособность в течение некоторого периода времени. Разновидности показателей Б. п.: вероятность безотказной работы, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов.
Бизнес-инкубатор - организация (фирма), предоставляющая малым фирмам помещения, технические средства и услуги, необходимые им для их деятельности; инновационный бизнес-инкубатор - обеспечивает условия для эффективной деятельности малых фирм в инновационной сфере.
Бизнес-план - программа экономической деятельности организации (фирмы), план конкретных мер по достижению конкретных целей, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов.
Бизнес-план проекта НИОК и ОТР - документ, содержащий техникоэкономическое обоснование предлагаемого проекта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИОКиОТР) и программу действий исполнителей по его реализации с указанием необходимых объемов инвестиций и источников финансирования, определением эффективности затрачиваемых средств на разработку и реализацию проекта.
Венчур - рискованное начинание; название венчурной фирмы. Высокая технология - технология, обладающая наивысшими технико-экономическими показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами, пользующаяся повышенным спросом на рынке и удовлетворяющая формирующиеся или будущие потребности человека, общества.
Долговечность продукции - один из показателей надежности продукции; свойство продукции сохранять работоспособность до наступления опpeдeлeннoгo предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Показатели Д. П.: нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого отказа или капитального ремонта.
Жизненный цикл инновации - период времени от появления инновационной идеи, ее практического воплощения в новой продукции ДО снятия продукции с производства и продажи. Стадии Ж. ц. И.: 1) латентный период (появление идеи, разработка, конструирование, испытание, создание опытного образца); 2) зарождение (начало производства, появление продукции на рынке, начало продаж); 3) рост (увеличение объема выпуска, увеличение объема продаж); 4) зрелость (серийное или массовое производство, широкая продажа); 5) критический возраст (максимальный объем выпуска, максимальный объем продаж); 6) старость и смерть (уменьшение объема выпуска и продаж вплоть до полного прекращения производства и продажи). Ж. ц. и. характеризуется формулой «наука -техника- производство- применение,}.
Жизненный цикл продукции - период времени, в течение которого производится продукция. Стадии Ж. ц. П.: 1) зарождение (начало производства продукции); 2) рост (увеличение объема выпуска); 3) зрелость (серийное или массовое производство); 4) критический возраст (максимальный объем выпуска); 5) старость и смерть (уменьшение объема выпуска вплоть до полного прекращения производства).
Жизненный цикл технологии - период времени, в течение которого технология используется в производстве. Стадии Ж. ц. т.: 1) зарождение (начало использования технологии); 2) рост (увеличение масштабов использования); 3) зрелость (широкое использование); 4) критический возраст (максимальный масштаб использования); 5) старость и смерть (уменьшение масштаба использования вплоть до полного его прекращения).
Жизненный цикл товара -- период времени, в течение которого товар обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. Стадии Ж. ц. Т.: 1) зарождение (появление товара на рынке, начало продаж); 2) рост (увеличение объема продаж); 3) зрелость (широкая продажа); 4) критический возраст (максимальный объем продаж); 5) старость и смерть (уменьшение объема продаж вплоть до полного их прекращения).
Закон масштаба производства - закон, согласно которому увеличение масштабов производства продукции (ДО некоторого предела) ведет к снижению ее себестоимости.
Закон предложения - закон, согласно которому рост цен на товар приводит к повышению объема предложения товара при прочих равных условиях.
Закон спроса - закон, согласно которому рост цен на товар приводит к снижению величины спроса на него при прочих равных условиях.
Зона свободного предпринимательства (свободная экономическая зона) - часть территории страны, на которой в законодательном порядке разрешено совместное предпринимательство (т. е. работа совместных фирм) ряда стран в различных формах. В З. с. п. вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются «мягкие» режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма.
Изобретение - техническое решение, которое является новым (не содержит общедоступные технические сведения), практически применимым (пригодным для использования в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других сферах деятельности) и имеет изобретательский уровень (для специалиста не следует явным образом из уровня техники).
Имидж товара - устойчивое представление об отличительных или исключительных свойствах товара, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных товаров.
Имидж фирмы - устойчивое представление о фирме, складывающееся у клиентов, партнеров, общественности на основе целенаправленно создаваемого и поддерживаемого стиля деловых и межличностных отношений персонала, а также на основе официальной атрибутики.
Инвестирование - вложение капитала в какую-либо деятельность· (объекты) с целью получения прибыли, дивиденда, других видов дохода или иного эффекта, в том числе: удержания занятой позиции на рынке, улучшения занятой позиции на рынке, восстановления занятой позиции на рынке.
Инвестиционный климат - политическая, экономическая, социальная, экологическая обстановка в стране, регионе, определяющая экономическую эффективность инвестиций, степень инвестиционного риска.
Инвестиционный проект - проект, регламентирующий правовые, экономические, организационные, технические и другие аспекты планирования и осуществления мероприятий по инвестированию.
Инвестиция- 1) см. Инвестирование; 2) капитал, вкладываемый в какую-либо деятельность (объекты) с целью получения прибыли, дивиденда или других видов дохода (средство инвестирования).
Инженерный центр - специализированная организация (фирма) или ее подразделение, осуществляющее услуги в области практического использования новых видов техники и технологий.
Инжиниринг - предоставление инженерно-консультационных услуг, выполнение научно-исследовательских, проектно-конструкторских, расчетноаналитических работ, подготовка технико-экономических обоснований, выработка рекомендаций в области организации производства и сбыта на коммерческой основе (в форме контракта). Важным видом И. является инновационный инжиниринг, осуществляемый в области инновационной деятельности.
Инноваци6нная активность - характеристика степени участия отдельных лиц или организаций (фирм) в инновационной деятельности в течение определенного периода (в зависимости от периодичности статистического наблюдения - например, одного года либо трех-пяти лет). Уровень И. а. организации (фирмы) определяется показателями, учитывающими количество видов выполняемой инновационной деятельности, ее качественные характеристики и результативность. Уровень инновационной активности в стране, отрасли, регионе и т. д. определяется как отношение количества инновационно-активных, т. е. занятых инновационной деятельностью, организаций (фирм) к общему числу организаций (фирм), обследуемых за определенный период в стране, отрасли, регионе и т. д.
Инноваци6нная восприимчивость - характеристика степени готовности отдельных лиц или организаций (фирм) к участию в инновационной деятельности, их способность воспринимать инновации, выявлять новые достижения научно-технического прогресса и использовать их.
Инновационная идея - совокупность знаний об основных свойствах и принципах создания инновации (новых видов продукции или технологий), в том числе формулировка понятий, построение теорий, экспериментирование, классификация и обобщение полученных результатов, обработка и усвоение информации. Разновидности И. и.: идея инновационной продукции, идея инновационной технологии и др.
Инновационная инфраструктура - совокупность экономических субъектов, которые непосредственно не участвуют в инновационной деятельности, но обеспечивают общие условия для ее осуществления (инновационные бизнес-инкубаторы, научные и технологические парки, технополисы, специализированные фирмы по оказанию организационных, технических, информационных и других услуг в области инновационной деятельности и др.).
Инновационная программа - целевая программа, направленная на реализацию инноваций (на решение важнейших проблем инновационной деятельности). Разновидности И. П.: научная программа, направленная на обеспечение эффективных решений проблем научной деятельности; научно-техническая программа, направленная на обеспечение эффективных решений проблем научно-технической деятельности.
Инновационный маркетинг - маркетинг в инновационной сфере; деятельность по содействию управлению инновационным процессом, связанная с разработкой инновационных идей и концепций инновационной продукции, с ориентацией производства на потребности рынка, с обеспечением реализации плана инновационного развития, прежде всего в части организации материально-технического обеспечения производства и сбыта инновационной продукции.
Инновационный менеджмент - менеджмент в инновационной сфере; деятельность по управлению инновационным процессом, связанная с принятием управленческих решений по вопросам инновационного развития, с разработкой плана инновационного развития, с обеспечением реализации плана инновационного развития, прежде всего в части организации производства инновационной продукции.
Инноваци6нный проект - проект, нацеленный на реализацию инноваций (на решение проблем инновационной деятельности). И. п. может выполняться самостоятельно, т. е. вне целевых программ (отдельный проект), или быть составной частью целевой программы.
Инноваци6нный процесс - процесс последовательного проведения работ по созданию новшества, преобразованию его в продукцию (услуги) и введению продукции (услуг) на рынок для коммерческого применения.
Инновация- созданные и практически использованные (доведенные до потребителя) новые или усовершенствованные виды продукции, технологий или услуг, а также организационные решения административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающие экономический эффект (социальный, экологический или иной эффект); результат инновационной деятельности.
Интеллектуальная собственность - совокупность исключительных прав физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним с точки зрения способов защиты; средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг.
Интрапренёрство - бизнес, направленный на осуществление инноваций в уже существующих предприятиях.
Испытания в рыночных условиях - этап инновационной деятельности, в ходе которого новый товар и стратегию маркетинга опробуют в обстановке реального использования. И. в р. у. проводятся для выявления взглядов потребителей и дилеров на особенности применения товара, установления схемы его продажи, определения емкости рынка.
Исследование производственных возм6жностей фирмы - функция маркетинга, состоящая в определении возможностей фирмы по проведению мероприятий, связанных с изменением характера производства, которые признаны целесообразными при исследовании рынка.
Исследование pынкa - функция маркетинга, состоящая в количественном и качественном анализе рынка сбыта с целью изучения спроса на товары, потенциального объема рынка, конкурентной среды, цен, проявляющихся на рынке.
Качество изготовления продукции - степень соответствия изготовленной продукции (выполненной работы) требованиям технического задания (договора).
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные личные или производственные потребности в соответствии с ее назначением. К. п. оценивается с помощью показателей качества продукции.
Конкурентоспособность продукции - характеристика продукции как товара, отражающая ее способность удовлетворять конкретные потребности по сравнению с аналогичной продукцией, представленной на данном рынке. К. п. определяется отношением полезного эффекта продукции (например, показателей качества) к ее стоимости (цене) по сравнению с другой аналогичной продукцией.
Конкурентоспособность производителя - характеристика фирмы, производящей продукцию, отражающаяся в совокупности отличий конкурентоспособности продукции и эффективности производства данной фирмы и фирмы-конкурента.
Конкурентоспособность технологии - характеристика технологии, отражающая ее способность обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции по сравнению с другой аналогичной технологией, способность повысить эффективность производства фирмы в случае использования данной технологии вместо другой аналогичной технологии.
Контроль в менеджменте - функция менеджмента, проверка работы организации (фирмы) по выполнению программ, планов, заданий, управленческих решений.
Концепция «подтягивания спросом» - концепция, согласно которой экономическую ситуацию определяет спрос на инновации, поэтому важнейшие инновации происходят в период наибольшего спроса на них.
Концепция «стимулирования иннноваций депрессией» - концепция, согласно которой всплески базисных инноваций происходят в период экономической депрессии (инновации при этом выступают как фактор преодоления депрессии).
Концепция «технологической пропасти»- концепция, согласно которой обмен высоких технологий на высокие технологии, а не их продажа даже за твердую валюту осуществляется группой стран-лидеров, которые развиваются наиболее быстро и занимают доминирующее положение на рынке; другие страны, не вошедшие в эту группу, отстают все больше и больше от стран-лидеров.
Критерии научности - признаки, присущие научному познанию, а также исторически разным этапам развития самого научного познания.
Основной К. н. - объективность знания, т. е. степень истинности знания, его адекватности (соответствия) действительности. Он конкретизируется с помощью дополнительных К. н., уточняющих, как именно обеспечивается рост объективности знания: глубина знания, характеризующаяся глубиной раскрытия внутренних, закономерных связей явлений, законов, которые управляют этими явлениями; доказательность знания, характеризующаяся степенью строгости, обоснованности и логической доказательности научных суждений и определений, зависящая от характера получаемого знания и способов его получения (использование научной литературы, экспериментов, математических расчетов); надежность знания, определяемая количеством информации об исследуемой области явлений, отражающий рост информативного содержания возникающих теорий и возможности их практического применения; системность знания, выражающаяся в наличии сложных, разветвленных концептуальных систем, междисциплинарных и общенаучных теорий.
Критерии оценки результатов инженерной деятельности - признаки, на основании которых производится оценка эффективности результатов технических разработок. К К. о. р. и. д. относятся новизна и значимость технических разработок.
Критерии оценки результатов научной деятельности -признаки, на основании которых производится оценка эффективности. результатов научных исследований. К К. о. р. н. д. относятся новизна и значимость результатов научной деятельности, а также критерии научности.
Критерии привлекательности pынкa - признаки, на основании которых производится оценка эффективности освоения рынка. К К. п. р. относятся: доступность рынка, темп роста рынка, длительность цикла жизни товара, поставляемого на рынок, размер прибыли, острота конкуренции, возможности неценовой конкуренции, концентрация потребителей.
Лизинг- аренда имущества (машин, оборудования, транспортных средств и др.) при сохранении права собственности на него за арендодателем.
Лицензионное вознаграждение - вознаграждение лицензиару за пре·· доставление лицензиату прав на использование лицензии.
Разновидности л. в.: роялти, паушальный платеж, первоначальный платеж наличными, передача ценных бумаг и технической документации, учас·тие в прибылях.
Лицензия - выдаваемое государством в течение определенного срока и за определенное вознаграждение разрешение на осуществление экспорта или импорта; на промышленное или коммерческое использование защищенных патентами изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, сортов растений, технологий, технической и коммерческой информации; на осуществление разнообразных видов деятельности в определенных пределах, выдаваемое государственными органами применительно к тем видам, которые нуждаются в ограничении. Л. выдается на основании лицензионного договора.
Макросреда фирмы - экономическая, природная, социальная, политическая среда, в которой функционирует фирма.
Микросреда фирмы - экономическая среда, связанная с функционированием фирмы, а также ее обслуживанием клиентуры, включая поставщиков, покупателей, потребителей и контактные группы, проявляющие интерес к фирме и способные влиять на ее деятельность.
Наукоёмкость продукции - показатель, характеризующий научно-технический уровень разработки продукции, оценивается степенью воплощения в ее конструкции современных достижений научно-технического прогресса. Эффективность экономического развития в значительной мере определяет наукоемкая продукция, т. е. такая продукция, которая отличается высокой наукоемкостью.
Наукоёмкость производства - показатель, характеризующий степень научного обеспечения производства, эффективность использования в производстве результатов научных исследований и технических разработок. Н. п. отражает экономическую пропорцию между научно-технической деятельностью, связанной с созданием продукции, и производством продукции. Н. п. определяется как соотношение между затратами на научные исследования и технические разработки и затратами на производство; соотношение между численностью работников, занятых научными исследованиями и техническими разработками, и численностью работников, занятых в производстве; соотношение между рабочим временем, затраченным на научные исследования и технические разработки, и рабочим временем, затраченным на производство.
Наукоёмкость технологии - показатель, характеризующий научно-технический уровень разработки технологии, оценивается степенью воплощения в технологических процессах современных достижений научно-технического прогресса. Н. т. также определяется наукоемкостью продукции, используемой в качестве технических средств, необходимых для реализации технологии. Эффективность экономического развития в значительной мере определяет наукоемкая технология, т. е. такая технология, которая отличается высокой наукоемкостью.
Научное исследование - деятельность, связанная с получением научных знаниЙ. Н. и. могут быть как теоретическими, так и экспериментальными.
Разновидности Н. и.: прикладные научные исследования, главное назначение которых - изучение возможностеЙ извлечения практическоЙ пользы из полученных научных знаниЙ; фундаментальные научные исследования, главное назначение которых - получение научных знаний путем выявления закономерностей и механизмов процессов и явлений.
Научное обслуживание (научно-технические услуги)- деятельность, направленная на информационное, метрологическое, программное, организационно-методическое, техническое обеспечение проведения научных исследований и технических разработок и способствующая получению, распространению и применению научных знаний. К организациям, осуществляющим Н. о., относятся: научные и научно--технические библиотеки, архивы, музеи, информационные и вычислительные центры, ботанические и зоологические сады, опытные заводы, испытательные лаборатории и полигоны и др.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) - совокупность научно-исследовательских и опытно--конструкторских работ, завершающихся изготовлением и испытанием опытных образцов продукции.
Научно-техническая продукция - законченные научно исследовательские, проектные, конструкторские, технологические работы, отраженные в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, монографиях или других печатных изданиях, конструкторская и технологическая документация, программные средства, изготовленные модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий.
Научный парк - субъект инновационной инфраструктуры; форма территориальной организации науки, образования и производства в виде объединения конструкторских и технологических бюро, наукоемких фирм или их подразделений вокруг крупного научно-образовательного центра, обычно университета. Н. п. обеспечивает органическую связь фундаментальных и прикладных научных исследований, оказывает научные услуги, занимается разработкой технических новшеств.
Неопределённости инвестиционных рисков - неполнота и неточность информации об условиях реализации инвестируемого проекта, связанных с ним затратах и результатах. Разновидности Н. и. р.: нестабильность политической ситуации; нестабильность экономического законодательства и экономической ситуации; неполнота и неточность информации о динамике научно-технического прогресса; колебания рыночной конъюнктуры; неопределенность природно-климатических условий; производственно-технологический риск (аварии оборудования, производственный брак и т. п.); неопределенность целей, интересов и поведения участников проекта; неполнота и неточность информации о финансовом положении и деловой репутации участников проекта; неполнота и неточность информации о потенциальных конкурентах.
Новая продукция - продукция, изготовленная впервые в стране (в фирме) или отличающаяся от выпускаемой продукции качеством, а также получающая новое назначение.
Новая технология - технология, разработанная впервые в стране (в фирме) или отличающаяся от используемой технологии улучшенными характеристиками, а также получающая новое назначение.
Новизна в науке и технике - характеристика, выражающая степень оригинальности результатов научных исследований и технических разработок, методов их получения, доказательства и демонстрации.
Новшество - научное знание, обладающее новизной и существенными отличиями по сравнению с существующими знаниями; результат научных исследований, технических разработок, опытных работ, оформленный документально (открытие, изобретение, ноу-хау, техническая документация на новый или усовершенствованный продукт, стандарт и др.) или представленный в вещественном виде (макет, опытный или экспериментальный образец); Н. превращается в инновацию лишь после того, как оно доводится до потребителя, находит практическое применение.
Ноу-хау - информация научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель этой информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности. Частное право на Н.-Х. охраняется законом. В соответствии с этим правом передача, обмен, распространение Н.-Х. происходит посредством лицензионных договоров.
Объекты интеллектуальной собственности - результаты интеллектуальной деятельности (про изведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в том числе секреты производства - ноу-хау), средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки (знаки обслуживания), наименования мест происхождения товаров), другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг предусмотренные законодательством.
Опытная партия - совокупность опытных образцов или определенный объем нештучной продукции, изготовленные за установленный интервал времени по вновь разработанной конструкторской и технологической документации для контроля соответствия продукции заданным треб9ваниям и принятия решения о постановке на производство.
Опытное производство - стадия создания новых видов продукции или технологий; играет существенную роль в завершении опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, в серийном освоении изделий и процессов.
Опытно-конструкторская работа (ОКР) - работа, связанная с созданием или модернизацией продукции, в том числе разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы продукции, изготовление и испытание опытных образцов.
Опытно-технологическая работа (ОТР) - работа, связанная с созданием новых технологий, в том числе новых веществ, материалов или технологических процессов, а также соответствующей технологической документации.
Опытный образец - образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации для про верки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и/или использования по назначению.
Патент - 1) документ, предоставляющий какое-либо право или привилегию (например, право заниматься торговлей, промыслом); 2) свидетельство, выдаваемое автору изобретения, полезной модели, промышленного образца и т. П., удостоверяющее авторство, приоритет и исключительное право на их использование.
Патентная чистота - юридическая безупречность, правовое свойство объекта техники (конструкции, машины, способа производства и т. п.), заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на территории этой страны патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.
Патентоспособность - способность объекта быть защищенным юридическими средствами. П. технического решения заключается в наличии совокупности его свойств, без которых оно не может быть признано изобретением, полезной моделью, промышленным образцом и т. п.
Паушальный платёж - лицензионное вознаграждение, единовременный и производимый В рассрочку платеж, не связанная во времени с фактическим использованием лицензии строго зафиксированная в соглашении сумма вознаграждения.
Планирование - разработка, оптимизация и оценка альтернативных вариантов достижения целей организации (фирмы); разработка планов, программ экономической деятельности или иной деятельности, а также мер по их выполнению.
Показатели качества продукции - показатели, характеризующие качество продукции.
Типы П. к. п.: показатели безопасности и экологичности продукции, характеризующие степень безопасного, безвредного воздействия продукции на здоровье и жизнь людей, а также на природу во время ее эксплуатации, транспортировки, хранения (безопасность продукции, экологичность продукции); показатели конструкции продукции, характеризующие ее конструктивные особенности (размер и масса продукции, стандартность продукции, эстетичность продукции); показатели функционирования продукции, характеризующие особенности ее функционирования (применения) (функции продукции, надежность продукции, эргономичность продукции).
Прогнозирование научно-технического прогресса - прогнозирование основных направлений и темпов развития науки и техники в их взаимосвязи с развитием общества и экологической динамикой природы.
Продукция - продукт производства в вещественной или информационной форме, чаще всего в предметном виде, количественно измеряемый в натуральном и денежном выражении.
Разновидности П. по условиям реализации: готовая продукция - полностью завершенные в данной фирме и в данном периоде готовые изделия и полуфабрикаты, предназначенные к реализации на сторону, за пределы фирмы, или подразделениям своей фирмы; реализованная продукция - поставленная предприятием-изготовителем заказчику и оплаченная им готовая продукция, а также выполненные по заказам других фирм работы производственного характера (услуги) на сторону; товарная продукция - полностью завершенные в данной фирме и в данном периоде готовые изделия и полуфабрикаты, предназначенные к реализации на сторону, за пределы фирмы.
Проект - идея, замысел, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность идеи и возможности ее практической реализации; совокупность документов, определяющих систему обоснованных целей и мероприятий по их достижению.
Проектирование - разновидность инженерной деятельности, связанная с разработкой изделия на уровне чертежей, схем и других проектных знаковых средств (без воплощения в материале, опытных и экспериментальных образцах).
Производственная программа - основная составная часть плана фирмы, определяющая объем и состав продукции, которая должна быть произведена в плановом периоде.
Производственный потенциал - стоимостная и натурально-вещественная характеристика экономической состоятельности фирмы, выражающаяся в ее способности производить продукцию определенного типа, технического уровня и качества в максимальном объеме.
Производственный цикл - период времени между моментами начала и окончания производственного процесс а применительно к конкретному изделию в пределах одной фирмы.
Производство - стадия воспроизводственного цикла; процесс создания различных видов экономического продукта.
Типы П. (совокупности организационно-технических и экономических особенностей производства, обусловленных номенклатурой продукции, масштабом и степенью регулярности выпуска одноименной продукции): индивидуальное (единичное) производство, характеризующееся специализацией фирмы на изготовлении широкой номенклатуры продукции в количестве нескольких единиц каждого вида, повторяющихся через неопределенные промежутки времени; массовое производство, характеризующееся специализацией фирмы на изготовлении небольшой, но относительно устойчивой номенклатуры продукции в больших количествах; серийноепроизводство, характеризующееся специализацией фирмы на изготовлении серий одинаковых изделий, повторяющихся через определенные промежутки времени. В зависимости от масштабов, номенклатуры продукции, уровня специализации подразделяется на мелкосерийное и крупносерийное.
Разновидности П. по роли в выпуске продукции: 8спомогательное производство, обеспечивающее основное производство энергией (электричеством, паром, газом), технологическим оснащением рабочих мест (инструментами, приспособлениями, оснасткой, транспортными устройствами, нестандартным оборудованием), а также осуществляющее ремонт и восстановление основных средств производства; ОСНО8ноепроизводство, обеспечивающее выпуск готовой продукции.
Разновидности П. по форме организации: гибкое производство, обеспечивающее возможность оперативной пере наладки на выпуск новой продукции в достаточно широких пределах ее номенклатуры и параметров на основе широкого использования средств автоматизации; поточное производство, основанное на глубокой специализации, при которой каждое рабочее место, станок или агрегат специализируется на выполнении только одной или нескольких однородных операций обработки деталей или сборки изделий.
Промышленная собственность - часть более широкого понятия «интеллектуальная собственность». П. с. включает права на нематериальные объекты: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, товарные знаки (знаки обслуживания), фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара.
Промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия и являющееся новым, оригинальным, промышленно применимым. К существенным признакам П. о. относятся признаки, определяющие эстетические и эргономические особенности внешнего вида изделия, его формы и конфигурации, орнамента и сочетания цветов.