Неопределенность среды
Эффективная деятельность организации предполагает наличие у менеджмента навыков ведения операций в условиях неопределенности среды. Неопределенность означает, что менеджеры не обладают достаточной информацией для того, чтобы точно прогнозировать динамику потребностей потребителей и изменения внешней среды. Как показано на рис. 3.3, уровень неопределенности характеристик среды определяется как набором воздействующих на организацию факторов, так и степенью их изменения. Во внешней среде крупной транснациональной компании (такой, например, как Nortel Networks) таких факторов тысячи, и все они влияют на уровень неопределенности среды. Когда скорость изменения внешних факторов возрастает, компания сталкивается с очень высоким уровнем неопределенности (телекоммуникационные и авиакосмические фирмы, производители компьютеров и электроники, е-коммерческие организации). Адаптация организации к быстрым изменениям требует значительных усилий. Если же речь идет о влиянии на компанию ограниченного числа относительно стабильных внешних факторов (как, например, в производстве тары для прохладительных напитков или в пищевой промышленности), менеджеры работают в условиях незначительной неопределенности и могут уделять внесшим аспектам меньше внимание.
Вы готовы стать менеджером в организации, которая действует Т в условиях очень неопределенной внешней среды? Выполните тест для самопроверки. Узнайте, готов ли ваш управленческий ум к неопределенности внешней среды.
АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ
Если организация сталкивается с повышением уровня неопределенности в плане конкуренции, государственного регулирования отношений с покупателями, поставщиками, менеджеры могут воспользоваться различными стратегиями адаптации, предполагающими, в частности, введение должностей наблюдателей за внешней средой, образование межорганизационных партнерств, а также слияние и создание совместных предприятий.
РОЛИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ-«ДИПЛОМАТОВ»
Отделы и сотрудники, исполняющие роли наблюдателей- -«дипломатов», связывают и координируют взаимодействие организации с ключевыми элементами внешней среды. Они выполняют две функции: во-первых, занимаются поиском и обработкой информации происходящих за пределами организации переменах и, во-вторых, представляют интересы организации во внешней среде, преодолевая существующие границы. Инженеры и сотрудники отдела НИОКР постоянно заняты поисками новых технологий, инноваций, сырья и материалов. Работники отделов маркетинга и закупок преодолевают границы, налаживая контакты с покупателями и поставщиками, как при личных встречах, так и в ходе проведения маркетинговых исследований. Некоторые фирмы поддерживают контакты с покупателями при помощи Интернета, отслеживая сайты с жалобами, общаясь с потребителями на интернет-сайтах компаний и заключая соглашения с фирмами по исследованию рынка, которые используют Сеть для отслеживания быстро меняющихся рыночных тенденций. Еще одним новым подходом к преодолению границ является использование экономической разведки (business intelligence), которая осуществляется в результате использования сложного программного обеспечения для поиска в больших массивах внутренних и внешних данных схем, тенденций и взаимоотношений, которые могут иметь серьезное значение. Например, Verizon использует программное обеспечение для экономической разведки, чтобы активно отслеживать взаимоотношения с потребителями и почти мгновенно фиксировать возникающие проблемы.
Экономическая разведка относится к растущей области корпоративной дипломатии, известной как конкурентная разведка (КР), к которой относится деятельность по сбору максимально возможной информации о конкурентах компании. Специалисты по конкурентной разведке пользуются веб-сайтами, коммерческими базами данных, финансовыми отчетами, анализируют активность субъектов рынка, просматривают подборки новостей, отраслевые издания, используют личные связи и множество других источников информации, чтобы отслеживать внешнюю среду и определять потенциальные возможности или угрозы для организации. У компании Visa есть сотрудник, который ежедневно два часа лазает по Сети в поисках информации о MasterCard и других конкурентах. Компания Harley-Davidson нанимает стороннюю исследовательскую фирмы, чтобы анализировать большие объемы данных и выявлять примеры, которые помогают распознавать и предсказывать действия конкурентов.
Внешняя дипломатия становится все более важной задачей для компаний, потому что в современном мире изменения во внешней среде могут происходить очень быстро. Менеджерам для принятия правильных решений необходима хорошая информация об их конкурентах, потребителях и других элементах внешней среды. Так, наиболее успешные компании используют во внешней деятельности каждого сотрудника. Рядовые работники компании часто могут видеть и осознавать важные изменения быстрее, чем менеджеры, которые отрываются от повседневной работы. Однако высшие руководители тоже должны оставаться в ладу с внешней средой. Том Стемберг, СЕО компании Staples, раз в неделю посещает магазин конкурентов и делится тем, что узнал, с другими членами управленческой команды. Отслеживать изменения в окружающей обстановке, которые могут повлиять на организацию, не всегда легко. Менеджеры должны уметь не только правильно интерпретировать данные, но также замечать слабые сигналы на периферии и отвечать на вопрос: «Что именно из того, чего мы не знаем, может оказаться важным?».
МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРСТВА
В последнее время приобретает популярность еще одна стратегия адаптации к внешней среде, а именно устранение разделяющих организации границ и взаимодействие, сотрудничество с другими компаниями. Вообще говоря, большинство североамериканских компаний привыкли работать самостоятельно, конкурируя друг с другом, однако в неопределенной, взаимосвязанной глобальной среде существуют стимулы к изменению данной практики. Объединение компаниями усилий позволяет им добиться повышения эффективности использования ограниченных ресурсов. Sony, Toshiba и IBM сотрудничают при производстве новых миниатюрных компьютерных чипов. Сети супермаркетов Kroger, Albertsons и Safeway объединились для переговоров с профсоюзами. Компания General Motors объединилась с немецкими автомобилестроителями Daim- lerChrysler AG и BMW AG для создания новой гибридной топливной системы, чтобы конкурировать с японской компанией Toyota.
Таким образом, на смену конкуренции между независимыми фирмами приходит соперничество между сетями альянсов, которые конкурируют за бизнес на глобальной основе. В аэрокосмической отрасли, например, существуют две такие сети, Boeing и Airbus, в каждую из которых входят более 100 поддерживающих партнерские отношения организаций.
Менеджеры переходят из состояния соперничества к ориентации на партнерские отношения (табл. 3.1). Новая парадигма основана на доверии и готовности компаний-участников к поиску справедливого выхода из конфликтных ситуаций, так чтобы партнерство было выгодно всем сторонам. Усилия руководителей направлены на уменьшение издержек и увеличение добавленной ценности каждого из участников партнёрства, а не на максимизацию выгод собственной компании, как раньше. Новая модель характеризуется высоким уровнем обиена информацией. Во многих партнерствах автоматизируются процессы заказов, оплаты и прочие трансакции.Кроме того, увеличивается объем личных контактов, что необходимо для обеспечения корректирующей обратной связи и решения текущих проблем. Например, представители партнерской компании могут постоянно присутствовать на производстве «союзной» компании или участвовать в виртуальных командах. Партнеры нередко объединяют усилия по проектированию и производству товаров и всегда ориентируются на длительную перспективу. Бывает, что участники помогают друг другу и в областях, не предусмотренных соглашением о партнерстве.
Таблица 3.1. Переход к парадигме партнерства
От ориентации на соперничество | К ориентации на партнерство |
Подозрение, конкуренция, отсутствие доверия | Доверие, увеличение добавленной ценности для обеих сторон |
Цена, производительность, собственные прибыли | Равенство, справедливость, увеличение прибыли для обеих сторон |
Информация и обратная связь ограничены | Электронные бизнес-связи для обмена информации и цифровых трансакций |
Конфликты разрешаются в судебном порядке | Тесная координация, виртуальные команды и обмен работниками |
Минимум участия и инвестиций | Участие в товарных разработках и производстве партнера |
Краткосрочные контракты | Долгосрочные контракты |
Отношения ограничены требованиями договоров | Деловое сотрудничество выходит сотрудничество выходит за договорные рамки |
Слияния и создание совместных предприятий
Следующий шаг в сторону уменьшения неопределенности внешней среды после установления стратегического партнерства — слияние компаний или создание совместных предприятий. Захлестнувшая в последние годы США и другие развитые страны волна слияний и поглощений лишний раз демонстрирует нам, насколько сложной и нестабильной стала среда. Под слиянием понимается объединение в одну организацию двух или более компаний. Например, банк Wells Fargo объединился с Northwest Corp. с целью создать четвертую по величине банковскую корпорацию в США.
Совместное предприятие (СП) представляет собой стратегический альянс или программу, в которой участвуют две или более организации. Как правило, такие предприятия создаются для реализации сложных, связанных со значительными инвестициями проектов, или когда одна из компаний не обладает достаточным для ведения самостоятельных операций опытом. Компания Нагро Inc. Опры Уинфри создала СП с Hearst Magazines для выпуска журнала «О, Oprah Magazine». Несмотря на успех и популярность своего телевизионного шоу, Уинфри понимала всю сложность и неопределенность, связанную с началом выпуска нового журнала. Совместные ресурсы и управленческие таланты партнеров привели к самому успешному новому предприятию в журнальной индустрии.
В эпоху бурного технического прогресса и глобальной конкуренции СП становятся все более популярным способом ведения бизнеса. Для конкуренции с Amazon американская книготорговая компания Barnes & Noble создала СП с немецкой Bertelsmann AG (сайт barnesandnoble.com). Компания MTV Networks учредила совместные предприятия с другими компаниями в Бразилии, Австралии и других странах, чтобы расширить свое глобальное присутствие. Многие небольшие фирмы образуют СП с крупными компаниями или с иностранными партнерами. Крупный партнер может предоставить квалифицированный торговый персонал, каналы распределения продукции, финансовые ресурсы, исследовательскую базу. У небольших фирм обычно нет опыта международной работы, а сотрудничество с зарубежным партнером облегчает вхождение на новые рынки.
повод для РАЗМЫШЛЕНИЙ |
Для нового менеджера важным качеством является умение в интересах сотрудничества устанавливать контакт с теми подразделениями, от которых зависит его успех. В процессе карьерного роста учитесь использовать сотрудничество между организациями и даже слияния или совместные предприятия, чтобы помочь своей организации адаптироваться и сохранить конкурентоспособность в условиях меняющейся внешней среды.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Внутренняя среда управленческой деятельности включает корпоративную культуру, организационную структуру, технологию производства и все принадлежащие компании здания и сооружения, машины и оборудование. Наиболее значимым фактором внутренней среды с точки зрения конкурентных преимуществ компании является корпоративная культура. Внутренняя культура должна соответствовать требованиям внешней среды и стратегии фирмы. И в случаях достижения такого соответствия всецело заинтересованные в своем труде работники формируют эффективно работающую организацию.
Большинство людей не задумываются о культуре; для них это просто «то, как мы здесь работаем» или «то, как здесь делаются дела». Однако менеджеры должны думать о культуре, потому что обычно она играет важную роль в успехе организации. Растущее внимание к корпоративной культуре со стороны менеджеров началось в 1980-х гг., когда усилилась неустойчивость внешней среды, часто требовавшей новых ценностей и предпочтений. Организационная культура определялась и изучалась в различных аспектах. Мы определим культуру как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, она познается менеджерами и другими сотрудниками организации по мере того как им приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Осознание культурных традиций позволяет новым членам организации правильно мыслить, чувствовать, понимать окружающих.
Обычно выделяют три уровня корпоративной культуры (рис. 3.4), при этом каждый последующий является все менее очевидным. Самый верхний, поверхностный уровень составляют видимые объекты, артефакты культуры: манера одеваться, правила поведения, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов. Все это можно увидеть, услышать или понять, наблюдая за поведением других членов организации. Второй уровень — выраженные в словах и делах сотрудников организации общие ценности и убеждения, сознательно разделяемые и культивируемые ее членами, проявляющиеся в их рассказах, языке, используемых символах.
Но некоторые ценности укореняются в корпоративной культуре настолько глубоко, что сотрудники просто перестают их замечать. Эти базовые, основополагающие предположения и убеждения и есть сущность корпоративной культуры. Именно они руководят поведением и решениями людей на подсознательном уровне. В некоторых организациях в качестве базисных предположений выступает допущение о врожденной неприязни людей к труду, из которого вытекает предположение о том, что они будут по возможности уклоняться от выполнения своих обязанностей. Менеджмент такой организации жестко контролирует действия работников, ограничивает степень их свободы, а коллеги подозрительно относятся друг к другу. Культура более «просвещенных» организаций основывается на предположении о том, что каждый индивид стремится на высоком уровне исполнять порученные ему обязанности. В таких компаниях у сотрудников больше свободы и ответственности, коллеги доверяют друг другу и работают сообща.
Фундаментальные ценности корпоративной культуры выражаются в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: символах, преданиях, героях, девизах и церемониях, с помощью которых мы получаем возможность интерпретировать культуру любой фирмы.
СИМВОЛЫ
Символ — это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Под символами понимается богатый невербальный язык, который образно доносит важные ценности организации, связанные с тем, как люди относятся друг к другу и взаимодействуют с внешней средой. Например, менеджеры нью-йоркской фирмы WorldNow, предлагающей интернет-решения для местных телестанций, задумали создать символ неофициального слогана компании, который в вольном переводе звучит так: «Какой бы толстой ни была стена, за которой скрывается решение, в ней всегда можно проделать отверстие». Они купили старую, потрепанную дрель за $2 и назвали ее «Переходящей командной дрелью», которая ежегодно вручается лучшему работнику компании.
Символами также могут служить здания и планировка офиса компании. 'Штаб*кьартиры RcidioShack Со/р. обычно имеют 22 отдельных входа и пять парковочных площадок, благодаря которым сотрудники, занимающие более высокое положение в управленческой иерархии, имеют более удобные парковку и доступ в здание. Когда компания строила новые штаб-квартиры, старшие менеджеры попросили, чтобы была спроектирована одна парковка и единственная входная дверь для всех 2400 сотрудников. Эта дверь выходит в один главный коридор, который соединяет все отделы. Руководители, которые когда-то пользовались частным лифтом, чтобы подняться в свой, расположенный на верхнем этаже, отделанный мрамором кабинет, теперь поднимаются на лифте вместе с рядовыми сотрудниками и располагаются рядом с рабочими местами рядовых сотрудников. Новые офисы символизируют новые культурные ценности RadioShack — равенство, горизонтальное сотрудничество, командную работу и новаторский дух.
ПРЕДАНИЯ
Предания — это основанные на происходивших в компании реальных событиях часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они в неявной форме выражают основные ценности корпоративной культуры. Подобные истории очень распространены в торговой компании Nordstorm. Здесь вы можете услышать рассказ о продавце отдела мужской одежды, который безо всяких вопросов взял обратно двухлетнюю 'куртку. В компании UPS популярна история о том, как один из сотрудников самостоятельно заказал дополнительный «Boeing 737» для доставки партии посылок с рождественскими подарками, которую в предпраздничной суматохе забыли погрузить на самолет. Как гласит предание, работник не только"не был наказан, но и получил некую награду. Пересказывая эту историю, сотрудники UPS убеждают друг друга и самих себя в том, что в их компании поощряется самостоятельность и преданность интересам клиентов.
ГЕРОИ
Герой — человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры. Герой — это модель, образец личности, подражать которой стремится большинство сотрудников. Иногда речь идет о реально существующих фигурах вроде женщины—контролера службы безопасности, которая однажды не пропустила председателя совета директоров IBM, потому что он не предоставил правильный идентификационный код для входа в закрытую зону. Но чаще всего мы имеем дело с символическими персонажами, такими как никогда не существовавший торговый представитель компании Robinson Jewelers, якобы доставивший слишком поздно заказанные новобрачными обручальные кольца прямо в церковь. Поступки, которые совершают герои, выходят за рамки обычных, но не настолько, чтобы простые работники не могли их повторить. В компаниях с сильно развитой культурой многие достижения становятся основой для появления героических персонажей и тем самым для поддержания корпоративных ценностей на должном уровне.
В компании ЗМ Corp. руководство не забывает и о непризнанных героях, разработавших проекты, впоследствии отклоненные высшими менеджерами. Одним из них был вице-президент фирмы, уволенный в самом начале своей карьеры за то, что настаивал на новом продукте, даже после получения «резолюции» своего начальника: «Это дурацкая затея., Остановись!» Сотрудник получил извещение об увольнении, но продолжил работу над продуктом в одном из свободных помещений лабораторного корпуса. В конце концов его взяли, обратно, а предлагаемый продукт оказался настолько успешным, что впоследствии сотрудник занял пост вице-президента компаний. Этот урок является важнейшим элементом культуры настаивай на том, во что веришь.
ДЕВИЗЫ
Девиз (он же слоган, он же лозунг) – это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры. Так, Росс Перо из Electronic Data Systems стремится нанимать на работу в компанию лучших работников, но поскольку найти их не так-то просто, компания руководствуется лозунгом: «Орлы не летают стаями. Больше одного за раз не поймать». Компания Averitt Express использует слоган «Люди — наша движущая сила», чтобы подчеркнуть свою приверженность хорошему обращению с работниками и клиентами. Культурные ценности могут выражаться и в форме декларации о миссии организации. Так, компания Hallmark Cards, например, заявляет о том, что она ориентируется на такие ценности, как превосходство, этичное и нравственное поведение во всех ситуациях, инновации в бизнесе и социальная ответственность.
ЦЕРЕМОНИИ
Корпоративные церемонии — это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы продемонстрировать наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Они призваны укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев. Основатель Wal-Mart Сэм Уолтон в 1962 г. инициировал церемонию, которая продолжается до наших дней и остается сердцевиной корпоративной культуры Wal-Mart.
КОМПАНИЯ WAL-MART
Туманным субботним утром в городке Бентонвилль, штат Арканзас, около 600 человек, среди которых иногда бывают знаменитости, политики или звезды бизнеса, заполняют аудиторию в домашнем офисе Wat-Mart для участия в церемонии, которая проходит вот уже более 45 лет. Ровно в 7:00 СЕО компании Ли Скотт открывает собрание, прося группу гостей руководить толпой, выкрикивающей речевку Wal-Mart: «Дайте мне W! Дайте мне А! Дайте мне L! Дайте мне Squiggly!..» и т. д.
После вступления Субботнее Утреннее Собрание компании Wal-Mart открывается обзором показателей продаж предыдущей недели и выделением определенных магазинов или менеджеров, которые поработали особенно хорошо. Далее следуют ряд презентаций товаров и предложения по организации розничной торговли, часто основанные на идеях, которые руководители компании получили от менеджеров и работников магазинов по всему миру. Затем представляются специальные гости, включая сотрудников магазинов, которые недавно получили награды. Встреча завершается своего рода наставлением от Скопа в духе этики «потребитель всегда на первом месте».
Эта церемония Субботнего Утреннего Собрания служит моделью для других церемоний компании, все начинаются с речевки Wal-Mart — ежедневные собрания в магазинах, ежедневные встречи операционных менеджеров и пять ежегодных мегасобраний всей компании, в каждом из которых принимают участие более 10 тыс. человек. Эти частые встречи и церемонии, отчасти деловые, отчасти развлекательные, помогают руководству компании вести огромный и сложный глобальный бизнес, быстро принимая необходимые меры в еженедельном, а иногда и повседневном режиме, чтобы обойти конкурентов. Но помимо всей своей важности они служат способом усиления и персонификации сильной корпоративной культуры. Как сказал бывший вице-президент Дон Содерквист: «Когда ваша компания станет такой же большой, как наша, вам по-прежнему нужно будет чувствовать, что это семья, что вы в курсе всего».
Субботнее Утреннее Собрание позволяет крупнейшей в мире компании розничной торговли ощущать себя подобно небольшому местному магазинчику мелких товаров, ко цсреп КОторый Сэм Уолтон открыл в Бентонвилле, Арканзас, в 1962 г. Эта и другие церемонии компании стали еще более важными в последние годы, когда корпоративная культура Wat-Mart испытывала поток жесткой общественной критики, направленной на компанию буквально по всем вопросам, начиная от ее размера м доминирования на рынке и заканчивая тем, как она обращается с покупателями и поставщиками. Ее интенсивность принесла моральный ущерб и угрожала почти протестантской культуре. Руководство уверено, что такие встречи являются самым эффективным средством для исправления неблагоприятного общественного мнения о компании, укрепляющим основополагающие ценности, которые внесли свой вклад во впечатляющий успех Wat-Mart, и помогающим найти способы, чтобы определить и откорректировать неизбежные проблемы, связанные с управлением этим огромным международным предприятием.
Многие церемонии могут включать вручение премии или награды. В компании Mary Kay Cosmetics такие мероприятия носят тщательно продуманный и сложный характер: выдающимся торговым консультантам, как их здесь называют, вручают золотые и бриллиантовые заколки, меха и главную награду — престижный автомобиль. Церемония награждения проводится в большом зале, на нее собирается множество сотрудников в вечерних нарядах. Представление лучших работников происходит в форме демонстрации видеороликов (вспомните церемонию презентации претендентов на «Оскар», Американской киноакадемии). Главное — на таких церемониях подчеркивается мысль, что за хорошую работу человек получает достойную награду. Впрочем, награждение можно проводить и по-иному: отправить приз (или банковский чек) на дом сотруднику. Но в этом случае не может быть и речи об.общественной значимости события как для награждаемого работника, так и для остальных сотрудников.
Итак, к элементам корпоративной культуры относятся общие для сотрудников компании герои фирмы, ценности, убеждения и нормы, которые выражаются в форме символов, преданий, девизов и церемоний. Какие именно образы и объекты будут олицетворять культуру компании, определяют менеджеры.
СРЕДА И КУЛЬТУРА
Внешняя среда оказывает большое влияние на внутреннюю корпоративную культуру. В разных организациях формируются специфические внутренние культуры. В то же время культурные ценности предприятий одной и той же отрасли нередко совпадают, так как фирмы работают, в одинаковых внешних условиях. Внутренняя культура должна способствовать достижению целей компании. Если внешняя среда требует высочайшего уровня обслуживания покупателей, значит, организационная культура должна поощрять качество сервиса; если среда «взывает» к тщательно продуманным техническим решениям, в том же направлении должны быть ориентированы и культурные ценности.
Будучи новичком в деле управления, обращайте внимание на корпоративную культуру. Определите те направления, в которых культурные ценности могут помочь или навредить эффективности вашего отдела. Сознательно формируйте подходящие ценности посредством использования символов, преданий, героев, церемоний и слоганов.