Олимпийский совет богов

Аналогом «Королевского двора» является игра «Олимпийский совет». Только главными героями являются не царедворцы, а боги-олимпийцы.

В Олимпийский совет входят восемь мужских божеств (братья и сыновья Зевса) и семь женских (дочери и сестры Зевса).

Зевс (Юпитер)— верховный бог, громовержец. Представляет высшую силу. Стал верховным богом после убийства собственного отца. Вел войну с титанами, непокорных свергнул в Тартар. Имеет немало любовных приключений, старается покровительствовать и спасать своих внебрачных детей от гнева жены — Геры. Среди самых известных сыновей Зевса — Геракл.

Посейдон (Нептун)— брат Зевса, бог морей. Могущественный бог. Известно, что он бывает мстителен (например, преследовал Одиссея). Без его покровительства невозможно отправиться в плавание (вода — одно из важнейших средств сообщения).

Аид (Годес)— брат Зевса, бог подземного царства мертвых. Олицетворяет скрытые, тайные процессы. Известна история похищения Персефоны, дочери бо­гини плодородия Деметры. Аид похитил Персефону и увез ее в свое подземное царство. Деметра, потеряв дочь, забыла о своих обязанностях богини плодоро­дия, и на земле наступил голод. Зевс вмешался в эту ситуацию и велел Аиду отпу­стить Персефону. Аид так и сделал, но на прощание угостил Персефону гранато­выми зернами, благодаря чему она никогда не смогла забыть Аида. С тех пор полгода Персефона живет с матерью Деметрой — и природа расцветает и плодо­носит (весна и лето), а полгода — со своим мужем Аидом. В это время Деметра печалится и вся жизнь в природе замирает (осень и зима). Аид не делает лишних движений, его решения всегда хорошо продуманы, действует он наверняка.

Аполлон— сын Зевса, солнечный бог, оракул, покровитель творчества, ис­кусств, обычно появляется в окружении Муз. Бог-красавец. Дельфийский оракул был посвящен Аполлону.

Гермес (Меркурий)— сын Зевса, бог торговли, коммуникации, самый быст­рый из богов, бог-посланник. Ловок, хитер, изобретателен.

Марс (Арес)— сын Зевса, бог войны, в мирное время покровительствуеттанцам.

Гефест (Вулкан)— сын Зевса, бог ремесел, бог-труженик, бог-мастер. Хромой и неразговорчивый. Известна довольно трагичная история его рождения. Когда он родился, его мать, богиня Гера, была настолько раздосадована его некрасивостью, что сбросила новорожденного с Олимпа. Гефест рос на Земле и обучался ремес­лам. Став взрослым, он выковал чудесный золотой трон, который и преподнес в подарок своей матери. Как только Гера села на золотой трон, сработал невиди­мый механизм, и она не смогла с него встать. Таким образом Гефест получил место на Олимпе и красавицу жену — богиню любви Венеру.

Дионис— сын Зевса, причем Зевс родил его сам — из бедра. Любимец Зевса, бог виноделия, увеселений. В древности существовали особые культы Диониса, в ос­нову ритуалов входило так называемое священное безумие. Поклоняясь Дионису, люди доводили себя до экстатического состояния, и таким образом избавлялись от напряжения, накопленного в обыденной жизни. Согласно некоторым версиям, со­временная карнавальная культура является преемницей древних культов Диониса.

Гера (Юнона)— жена и сестра Зевса, богиня брака и семьи. Покровитель­ствует родам и роженицам. Любит своего супруга и коварно мстит его пассиям и незаконнорожденным детям. Главная богиня на Олимпе.

Деметра— сестра Зевса, богиня плодородия. История о ее дочери Персефо-не нам уже известна.

Персефона (Прозерпина)— дочь Деметры, жена Аида. Хранит в подземном царстве божественную красоту, которая может потребоваться даже самой Вене­ре. Ведает тайным. О ней известно, что живет «на два дома»: полгода с матерью, полгода — с мужем.

Артемида (Диана)— дочь Зевса, богиня охоты. Быстрая, решительная, лов­кая. Любит животных, мстит людям за скверное к ним отношение. Согласно неко­торым источникам, покровительствовала амазонкам.

Афина— дочь Зевса, богиня мудрости, знаний, опыта и воинов. Родилась из головы Зевса.

Веста (Гестия)— сестра Зевса, Богиня домашнего очага, богиня-отшельница. Покровительствует тем, кто ищет в браке и для себя лично духовного пути.

Венера (Афродита)— богиня любви и красоты. Необычна история ее рожде­ния: семя оскопленного Крона упало в океан, и из образовавшейся пены роди­лась Венера.

Если участников игры больше 15 человек, можно ввести дополнительные пер­сонажей.

Мойры— богини, ткущие нить судьбы; они слепы, чтобы быть беспристраст­ными, им подвластны судьбы не только людей, но и богов.

Музы— богини, сопровождающие Аполлона.

Каллиопа— покровительница эпической поэзии.

Эрато— покровительница лирической поэзии.

Клио— покровительница истории.

Эвтерпа— покровительница музыки.

Мельпомена— покровительница трагедии.

Полигимния— покровительница пантомимы.

Талия— покровительница комедии.

Терпсихора— покровительница танцев.

Урания— покровительница астрономии.

После распределения ролей, создания трона для Зевса и изменения своих ко­стюмов начинается Олимпийский совет. В отличие от «Королевского двора», где ведущий играет активную роль Церемониймейстера, в данной игре ведущий мо­жет быть просто наблюдателем или выбрать для себя роль второстепенного персо­нажа (например, Мойры). Совет ведет Зевс, и от его лидерских качеств зависит качество обсуждения.

Дополнительно оговаривается и олимпийский этикет. Обращение к Зевсу, на­пример, может быть таким: «О, великий и всемогущий Зевс (Громовержец)!». Обра­щение к богам: «О, боги! Выслушайте меня!», «О, боги, прошу вас проявить муд­рость и великодушие!», «О, несравненный (несравненная)!», «О, великая!» и пр.

Перед началом Совета, когда все боги заняли свои места на Олимпе, Гермес или ведущий подает Зевсу свиток, в котором указана тема Совета. Зевс спраши­вает мнение всех богов, может организовать групповую дискуссию, но в конце выносит свое решение.

Возможные темы Олимпийского совета.

О Люди перестали приносить достойные жертвы богам: вместо жертвенных животных они кладут кости, обтянутые кожей, а мясо съедают сами! Люди не уважают богов и глумятся над ними. Что будем делать, о, боги?

□ В наказание мы отняли у людей огонь, они болеют и умирают, что будем делать, о, боги?

Q Прометей коварно похитил огонь, передал его людям! Что будем делать, о боги?

Q Амур полюбил смертную Психею и желает на ней жениться! Сейчас Психея спит мертвым сном, из-за своего любопытства она открыла шкатулку с под­земным сном. Но Амур настаивает на женитьбе, тем более что Психея бере­менна. Что будем делать, о боги?

Обсуждение игры

В игре «Олимпийский совет» участники оказываются в роли «вершителей су­деб», что существенно повышает их ответственность. При обсуждении важно об­ратить внимание на следующие моменты:

□ Легко ли быть богом, особенно Зевсом?

□ Легко ли проводить обсуждение сложных проблем среди богов?

□ Легко ли богам договориться?

□ Какие качества, свойства личности поможет развить каждому участнику игры роль того бога, которого он играл?

Совет Асов

Если по тем или иным причинам пантеон греко-римских богов не подходит чле­нам команды, его можно заменить скандинавскими богами и поиграть в «Совет Асов». У скандинавских богов другой характер, их совет намного демократичнее. Верховный бог — Один — первый среди равных. Образ скандинавских богов боль­ше подходит для демократичного стиля управления в команде.

Поскольку скандинавская мифология (более близка нам, чем греческая) менее известна, имеет смысл специально рассказать о них.

Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один, даже самый зоркий глаз не может ее увидеть, лежит прекрасная страна богов — Асгард. Тонкий, но прочный мост (люди называют его радугой) соединяет Асгард с землей. Но плохо придется тому, кто осмелится подняться по нему. Красная полоса, которая тянется вдоль моста, — это вечное, не гаснущее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который посме­ет к нему прикоснуться.

Посреди Асгарда возвышается крона исполинского ясеня Иггдрасиля. Ветви его рас­кинулись над всем миром. На вершине сидит гигантский орел, а около вершины, на самом высоком месте Асгарда стоит трон владыки мира и старейшего из богов — Одина. С этого трона он видит все, что делается в Асгарде, в мире людей и далекой стране великанов.

Один — отец Асов и мудрейший среди них. Когда-то, еще в молодости, он пришел к грозному великану Мимиру и попросил у него напиться из источника мудрости, который тот стережет.

— Ничего не дается даром, особенно ум, — сказал великан. — Скажи, что я получу от тебя взамен?

— Все, что хочешь, — сказал Один. — Мне ничего не жаль, потому что мудрость дороже всего.

— Тогда отдай мне свой правый глаз, — потребовал Мимир. Один задумался, а потом сказал:

— Хорошо, Мимир, я согласен. Умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя. С тех пор у Одина остался один левый глаз, но зато он испил из источника мудрости, и

для него теперь нет тайн ни в настоящем, ни в прошлом, ни в будущем.

На плечах у владыки мира сидят два ворона, а у ног лежат два волка. Вороны каждый день облетают землю, а волки каждую ночь обегают ее и рассказывают своему хозяину обо всем, что они видели и слышали.

На голове у Одина — крылатый золотой шлем, в правой руке он держит копье, которое никогда не пролетает мимо цели. У Одина есть любимый конь — Слейпнир — серый вось-миногий жеребец, который может скакать и по земле, и по воздуху. Владыка мира часто объезжает землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Один любит ходить пешком. Под видом бедного странника в старой широкополой шля­пе и таком же старом синем плаще он бродит по свету, и плохо бывает тому, кто, позабыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

Дворец Одина — Валгалла, самый большой и красивый в Асгарде. В нем пятьсот сорок просторных залов, в которых живут и пируют храбрые павшие воины.

Сам Один не нуждается в пище. Он никогда не ест, а живет лишь тем, что пьет мед. Кроме Одина в Асгарде живут еще двенадцать богов и десять богинь.

Итак, состав Совета Асов таков.

Один— старейший и мудрейший Ас.

Тор— старший сын Одина и богини земли Йорд. Бог грома, могучий рыжебо­родый богатырь. Он не так мудр, как его отец, но зато он — самый сильный из богов, и совершил неисчислимое количество подвигов. Тор покровительствует хле­бопашцам и зорко охраняет их дома от посягательств, в частности от злобных ве­ликанов. Тор велик и тяжел, поэтому его не может выдержать ни одна лошадь — он либо ходит пешком, либо ездит по небу в окованной железом колеснице, запря­женной двумя козлами. У Тора есть волшебный пояс, который в два раза увеличи­вает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы. Тор всегда носит с собой волшебный молот (Мейольнир), разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы. Тор редко бывает в Асгарде, так как все время сражается с велика­нами. Но если Асам угрожает опасность, стоит только произнести вслух его имя, он тотчас является на помощь.

Бальдр— сын Одина и богини Фригг. Он красив и чист душой настолько, что от него исходит сияние. Это бог весны и самый добрый среди Асов. С его приходом пробуждается жизнь и все становится краше и светлее.

Тир— сын Одина и морской великанши. Бог войны, храбрейший и искусней­ший. У него нет правой руки — он пожертвовал ею, спасая Асов от страшного чудовища. Но это не мешает ему быть прекрасным воином.

Хеймдалль— сын Одина, Мудрый Ас. Верный страж радужного моста. Он очень чуток: видит днем и ночью, почти не спит, слышит даже самые тихие шорохи и зву­ки. Его зубы из чистого золота, а его золотой рог слышно во всех странах мира.

Браги— бог поэтов и скальдов. Слагает чудесные стихи и песни, покровитель­ствует поэтам, музыкантам, художникам, всем творческим людям.

Видар— сын Одина и великанши Грид, могуч, молчалив, мудр и храбр. Он один из тех трех богов, которые остались в живых после битвы с великанами (Рагнарек).

Вали— лучше всех владеет оружием, в сражениях не уступает самому Тиру, однако он не отличается мудростью и верным советом. Он также выжил после бит­вы с великанами.

Ульр— пасынок Тора, лучший стрелок из лука, все его стрелы попадают точно в цель. Быстрее всех бегает на лыжах, научил этому и людей. Это третий уцелев­ший в битве с великанами бог.

Ход— сын Одина, слепой Ас. Обладает огромной силой, но никогда не поки­дает Асгард и редко выходит из своего дворца. После Рагнарека вместе с Бальд-ром вернулся из царства мертвых (Хель) и восстанавливал страну богов.

Нийодр— бог морей и мореплавателей. Не из рода Асов, а из рода духов Ванов. Он добр и богат.

Фрейр(или Инг) — сын Нийодра, бог плодородия, бог лета. Красив, добр, чист. Посылает людям богатые урожаи. Не любит войн и ссор, покровительствует миру на земле.

Локи— бог огня. Происходит из рода великанов. Высокий и красивый. Нео­быкновенно хитер и умен, а также коварен и зол. Постоянно подвергает Асов опас­ностям, но благодаря своей изворотливости умеет совершить зло чужими руками или умело оправдаться. Однако нередко богам помогает его сообразительность. От него можно ждать и плохого, и хорошего, поэтому на него невозможно поло­житься. Он был инициатором битвы богов и великанов, в которой выжили только три бога. Он является отцом коня Одина — Слейпнира, а также повелительницы царства мертвых — Хель. Страшный волк Фенрис, откусивший правую руку богу Тиру, также его сын.

Фригг— главная богиня Асгарда, жена Одина. Мудра, но никогда не говорит о том, что знает. Так же, как и муж, Фригг часто спускается на землю и бродит среди людей, помогая им в трудах.

Фрейя—дочь Нийодра, богиня любви. Самая красивая в мире. Имеет доброе и нежное сердце, сочувствует страданию каждого. Имеет волшебное соколиное оперенье, которое позволяет ей часто летать под облаками, а когда она плачет, из ее глаз падают золотые слезы.

Идун— богиня вечной юности, нежная и кроткая, жена Браги. Благодаря тому что Идун угощает богов яблоками вечной молодости, они являются долгожителя­ми. Корзина с яблокам волшебная — она никогда не пустеет. На месте каждого съеденного яблока появляется новое.

Эйр— богиня здоровья, покровительница врачей. Она излечивает любые раны и болезни.

Йорд— богиня земли, мать Тора.

Сиф— богиня плодородия, жена Тора. Сиф очень красива, у нее прекрасные волосы.

Лефн— богиня брака.

Син— богиня домашнего очага. Защищает дома от воров.

Сийофн— богиня согласия в доме. Старается, чтобы домочадцы жили дружно.

Вар— богиня истины. Выслушивает и записывает клятвы людей.

Асы часто спускаются на Землю и помогают людям. Кроме того, они нередко усмиряют великанов. Состав Совета Асов может быть непостоянным. Это дает воз­можность играть при небольшом составе участников. Однако если группа больше 23 человек, можно ввести дополнительные божества.

Другие божества Асгарда:

□ Фулла, Сага, Глин, Гна— богини, прислуживающие Фригг и выполняющие ее поручения;

□ Валькирии— девы-воительницы. Подчиняются Фрейе, невидимо присутству­ют в бою, даруют победу тому, кому ее присуждают боги, уносят души пав­ших храбрецов в Валгаллу.

Совет Асов демократично и мудро ведет Один. В отличие от олимпийцев, кото­рые могут конкурировать друг с другом, разделяться на фракции, Асы вниматель­но прислушиваются к мнению каждого, сотрудничают, отстаивая свою позицию, но в то же время легко идут на компромисс. Асы сами вырабатывают общее реше­ние. Задача Одина — поддерживать Асов. Он часто отмечает мудрость выступаю­щих Асов, оригинальность, осторожность, дальновидность, здоровую критичность и другие качества. В конце обсуждения Один не выносит собственный вердикт, а обращается к богам: «Итак, Асы, к какому же решению мы пришли?» Решение Совета Асов оглашает кто-то из богов (неформальный лидер обсуждения).

Возможные темы

О Великан-каменщик предложил построить вокруг Асгарда стену, которую не сможет преодолеть ни один враг. Взамен он просит в жены Фрейю, в при­даное хочет Луну и Солнце. Он будет строить стену ровно полтора года, а помогать ему будет только его верный исполинский конь. А еще он тре­бует, чтобы Тор не причинял ему никакого вреда. Соглашаться ли нам на это предложение, Асы? (В данном случае применима технология оценки рисков.)

Замечание для ведущего. Согласно мифу, боги приняли предложение великана и дали клятву выполнить свое обещание. Но чтобы помешать великану достроить стену (так как нельзя же было отдать ему Фрейю!), Локи превратился в кобылицу и соблазнил исполинского коня великана. Без помощника великан не

смог достроить стену и, почувствовав себя обманутым, кинул в Асов громадный камень. Явившийся на зов Тор метнул в него молот и убил. Стену вокруг Асгарда достроили сами Асы. Но они чувствовали себя невесело, так как нарушили дан­ную великану клятву. Локи же заколдовал себя в кобылицу на такой долгий срок, что, находясь в ее образе, произвел на свет восьминогого жеребенка, на котором ездит Один. Эту историю можно рассказать участникам игры уже после того, как Совет Асов будет завершен и группа перейдет к обсуждению впечатлений.

□ Бог огня Локи, в очередной раз обманув нас, собирает против нас войско великанов. Согласно пророчеству, предстоит великая битва. Что будем де­лать, Асы?

□ На земле родился герой, но он еще не знает об этом. Какой судьбой наде­лим мы его, Асы?

□ Огромный орел похитил золотые яблоки Идун. Вернуть их уже не удастся, ибо за границей Асгарда они потеряли волшебную силу и были выброшены в море. Теперь мы, Асы, лишились вечной молодости. Что нам делать?

Обсуждение игры

lJ обмен впечатлениями;

Q анализ хода Совета;

□ сравнение демократического стиля ведения Совета у Асов и более автори­тарного на Олимпе.

Каждый участник проговаривает, какие качества поможет ему развить в себе сыгранная им роль Аса и каким образом это поможет ему в реальной жизни.

Время, необходимое для проведение игр, тренирующих навыки ситуационного анализа, — полтора, иногда — два часа вместе с обсуждением. Первые игры могут занять больше времени, так как потребуется объяснить членам команды условия игры и ее назначение. Практика сказочно-мифологических игр актуализирует со­зидательные, творческие ипостаси личности членов команды, формирует культуру взаимодействия. К несколько неожиданному, быть может, стилю игры участники быстро привыкают.

Глава 5

Наши рекомендации