Коллективные и другие виды контрактов

Одним из наиболее бурно развивающихся секторов рынка коллективных контрактов стали проекты, чересчур крупные для одной компании. Эта ситуация в наибольшей мере проявилась при разработке новых самолетов и систем оружия. С самого начала проекта несколько компаний разных стран согласились разделить между собой высокие издержки и уровень риска, связанные с разработкой компонентов, необходимых для конечного изделия; затем ведущая (головная) компания стала приобретать компоненты у фирм, каждая из которых выполняла определенную часть разработок.

Самые разные коллективные контракты заключают между собой авиакомпании разных стран, если им не хватает маршрутов, ресурсов или пассажиров для расширения деятельности собственными силами.

По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.

Одной из форм технологического обмена, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно, является заключение субконтрактов(subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции.

В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется под товарным знаком иностранной фирмы.

Контракты «продакшн шэринг» (production-sharing) применяются, в основном, в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например, в развивающейся стране разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяется на “cost-oil” и “profit-oil”: первая (обычно 20-40%) предназначается для возмещения расходов иностранной компании на геологоразведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая – представляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной пропорции распределяется между иностранной компанией и государством.

В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и выполняет свои обязательства до момента обнаружения нефти. Существует два типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплуатационный риск несет иностранная компания, а все расходы по эксплуатации – государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство развивающейся страны, а иностранная компания за свои услуги получает вознаграждение в размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки.

Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.

Франчайзинг

Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг(franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Субъектами системы франчайзинга являются две заинтересованные стороны – франчайзер и франчиз. Франчайзер – это, как правило, товаропроизводитель, материнская фирма, продавец, лицензиар, а франчиз – дилер, сбытовая сеть, член сбытовой ассоциации, лицензиат.

Характерными чертами франчайзинга являются:

· наличие в собственности франчайзера фирменного названия, идеи, секретных технологий, оборудования и разрешений на производство и торговлю;

· предоставление франчайзером франчизу прав пользования своими фирменными названиями, торговыми марками и др.;

· наличие договора франчайзинга, определяющего порядок пользования полученными правами и процедур контроля за ним;

· оплата франчизом предоставленных ему прав и поставляемых ему товаров и услуг.

Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получате­лями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес.

Размеры платежей по франчайзингу колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж.

В настоящее время франчайзинг широко применяется в между­народных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое распространение, эти сделки подразделяются на три вида:

· франчайзинг продукта и торговой марки (product and tradename franchising), который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компании, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалко­гольных напитков;

· комплексный франчайзинг (business format franchising), предусмат­ривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой страте­гии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса, рентинга и др.;

· розничный франчайзинг (retail franchising), который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.

В международной практике обычно используются два первых вида сделки. Особенно широко используют франчайзинг американские фирмы.

Наши рекомендации