Формы франчайзинговых систем
Системы франчайзинга могут классифицироваться по различным признакам. Так, франчайзинговые договоры подразделяются на договоры, заключенные по территориальным соображениям, и на договоры, заключенные по эксплуатационным соображениям.
При территориальной франчайзинговой системе товаропроизводитель или оптовик, чтобы реализовать товары и услуги, предоставляет владеющей необходимой техникой и ресурсами ассоциированной фирме привилегии на определенной территории и на определенный срок фирменным названием и товарным знаком и привилегию получать руководство по всем вопросам хозяйствования.
Напротив, эксплуатационная франчайзинговая система предусматривает получение прибыли не за счет реализации товаров через франчиз, а за счет продажи ему составных частей франчайзингового пакета – фирменного названия, торговой марки, планов коммерциализации, разного рода руководств и консультаций и других. Другими словами, за предоставление франчайза, обещающего определенный объем продаж и эффективное управление, посреднику, обладающему достаточным капиталом, франчайзер получает своего рода роялти.
Типы франчайзинговых систем по хозяйствующим в сбытовой сфере субъектам следующие:
Тип 1: товаропроизводитель – розничный торговец.
Тип 2: товаропроизводитель – оптовый торговец.
Тип 3: оптовый торговец – розничный торговец.
Тип 4: производитель услуг – розничный торговец.
Тип 1: товаропроизводитель – розничный торговец. Системы этого типа были длительное время преобладающими и практиковались в тех случаях, когда в наличии были удобные транспортные сообщения, используя которые товаропроизводитель мог интегрировать в свою систему сеть розничных торговцев на определенной территории. В рамках указанного типа имеются следующие разновидности:
· розничное заведение целиком включается в франчайзинговую систему;
· одна секция розничного заведения включается в франчайзинговую систему;
· в франчайзинговую систему включается лишь одна товарная группа.
Тип 2: товаропроизводитель – оптовый торговец. Системы этого типа практикуются при сильном дроблении рынка, тогда, когда приходится иметь дело с малыми партиями товаров. В этом случае товаропроизводитель передает функции сбыта оптовому торговцу, с которым заключает договор франчайзинга. Характерными примерами являются “Coca Cola”, “Pepsi Cola”, “Seven-Up” и другие производители напитков, которые снабжают оптовые заведения концентратами напитков. Последние, в свою очередь, снабжают готовыми напитками розничных торговцев.
Тип 3: оптовый торговец – розничный торговец. Системы этого типа применяются в тех случаях, когда товаропроизводитель выпускает ограниченный ассортимент товаров и оптовое заведение, получая разнообразные товары от многих производителей, само интегрирует розничных торговцев в систему франчайзинга. Таким образом, оптовые заведения становятся фирмой франчайзинга, а розничные торговцы – ассоциированными его членами. Указанная система наиболее распространена в производстве медикаментов, галантереи, спорттоваров.
Тип 4: производитель услуг – розничный торговец. В системах данного типа сервисная фирма, чтобы эффективно оказывать услуги потребителям, предоставляет розничным звеньям стандартизированные фирменное название, торговую марку, методы производства и продажи услуг. Здесь важным капиталом могут быть известное фирменное название, торговая марка и менеджер.
Этот тип применяется в системах мотелей, ресторанов, закусочных и при прокате автомобилей.
Типы франчайзинга по разновидностям франчайзинговых договоров:
1) территориальный франчайзинг
Обладатель территориального франчайзинга ответственен за обучение и начало деятельности каждого отдельного франчиза и имеет право распоряжаться всей выручкой на данной территории.
2) эксплуатационный франчайзинг
Отдельный самостоятельный ассоциированный торговец ведет хозяйство, используя собственный франчайзинг. При этом он непосредственно контактирует с базовой фирмой или территориальным франчайзером.
3) мобильный франчайзинг
Используется автомашина для продажи товаров в «развоз», при этом она может быть в собственности франчиза или же арендована у франчайзера.
4) договор об оптовом распределении
Франчиз, заполучив товары разных наименований, действует как база снабжения нижестоящих франчизов.
5) франчайзинг совместного владения
Франчайзер и франчиз совместно инвестируют и управляют, полученную прибыль делят между собой.
6) франчайзинг совместного управления
Франчайзер контролирует большую часть инвестиций, полученную прибыль делят с соуправляющим по заранее установленной пропорции.
7) лизинг
Франчайзер отдает в аренду франчизу землю, строения, оборудование и другое. В договоре лизингового франчайзинга используют в сочетании статьи обычного франчайзингового договора.
8) лицензирование
Является способом снабжения товарами путем предоставления франчайзером франчизу разрешения пользоваться собственной торговой маркой и методами хозяйствования.
9) франчайзинг разрешения на производство
Франчайзер предоставляет франчайзинг на производство товара с использованием его специальных материалов и технологии. Франчиз, используя предоставленную ему франчайзером технологию, производит и пускает в обращение товар. Этот способ применяется крупномасштабным товаропроизводителем с целью экономии транспортных и сбытовых затрат путем рассредоточения производства на территории страны.
10) франчайзинг сервиса
Для оказания специализированных услуг франчайзер устанавливает с франчизом отношения найма. Подобного рода франчайзинговые системы весьма различны по результативности. Факторами результативности являются правильные решения вопросов вознаграждения, сохранения самостоятельности, предоставления ноу-хау и т.п.
Инжиниринг
Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.
Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:
1) услуги по подготовке производства:
· предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, исследование почв, разведка полезных ископаемых, подготовка технико-экономических обоснований и т. п., а также консультации и надзор за проведением указанных работ);
· проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабочих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);
· послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.);
2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;
3) услуги по обеспечению реализации продукции.
Существует три основных метода строительства, в соответствии с которыми различается содержание контрактов на оказание инжиниринговых услуг.
При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта.
Второй метод предполагает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.
Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций.
Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инжиниринговой фирмы в строительстве объектов за рубежом. К ним относятся:
· обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ;
· сроки и графики выполнения работ;
· численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;
· степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств;
· условия и ставки оплаты;
· условия заключения субподрядных контрактов и др.
Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг, чаще всего, происходит в результате проведения торгов. При оплате инжиниринговых услуг используются три основных метода.
1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов
Этот метод применяется для оплаты таких видов персональных услуг, как консультирование, обучение специалистов, и других работ неизменного характера, объем которых зачастую невозможно определить. Расценки по данному методу устанавливаются на основе рыночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы, включая различные доплаты, затраты на социальное обеспечение, начисления на зарплату и т. п. Эти ставки дифференцированы в соответствии с характером работы, уровнем квалификации, служебным положением работника и т. п. Совокупные затраты на оплату труда персонала инжиниринговой фирмы, рассчитанные на основе фактически отработанного времени каждого работника, умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется фактическая сумма прямых материальных и других затрат. В результате получается общая сумма оплаты за услуги, предоставленные инжиниринговой фирмой.
Ставки оплаты труда и размеры коэффициента изменяются в зависимости от национальной принадлежности, а также престижа и опыта работы данной фирмы. Коэффициент, устанавливаемый фирмами промышленно развитых стран, колеблется в пределах 2-3, а ставки оплаты персонала различаются еще больше.
2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение
Этот метод применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенными заранее объемом и структурой. При данном методе оплаты заказчик возмещает инжиниринговой фирме все фактические расходы, как прямые, так и накладные, и в соответствии с условиями контракта выплачивает фиксированную сумму или процентную надбавку, установленную с учетом общего объема работы, конъюнктуры и других факторов. Доля такой надбавки в совокупных расходах инжиниринговой фирмы колеблется от 10% для особо крупных проектов до 25% для небольших проектов.
3. Оплата в процентах от стоимости строительства
Этот метод применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг (полный инжиниринг). На международном рынке данный тип контрактов занимает ведущее место, поэтому этот метод оплаты наиболее часто используется при определении цены инжиниринговых услуг в экспортных сделках.
Цены на экспортируемые инжиниринговые услуги обычно выше внутренних на 40—50% для импортеров в промышленно развитых странах и в два раза для импортеров в развивающихся странах. Такая ценовая политика объясняется, с одной стороны, повышенным спросом на инжиниринговые услуги в развивающихся странах, а с другой — фактической монополией на предоставление этих услуг со стороны промышленно развитых стран.
Среди экспортеров инжиниринговых услуг доминирующее положение занимают американские компании, их основными соперниками являются фирмы Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых других промышленно развитых стран.