Основы конкурентного преимущества
Michael E. Porter
COMPETITIVE ADVANTAGE
Creating and Sustaining Superior Performance
THE FREE PRESS New York London Toronto Sydney Singapore
Майкл Портер
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость
Перевод с английского 2-е издание
Москва
УДК 65.011
ББК 65.290-2
П60
Переводчик Е. Калинина Научный редактор О. Нижельская
Портер М.
Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Портер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 715 с.
ISBN 5-9614-0398-Х
Классическая работа, посвященная анализу конкурентоспособности. Как достичь конкурентного преимущества в условиях современного рынка? По мнению автора, оно достается компании не случайно, а в результате кропотливого труда и слаженности во всех возможных видах деятельности по созданию продукта.
На примере конкретных компаний в книге показано, каким образом следует разрабатывать стратегии получения основных конкурентных преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта, а также эффективно применять их на практике. Автор призывает руководителей компаний уделять особое внимание деятельности в смежных отраслях, доказывая, что только таким образом можно удерживать преимущества достаточно долго.
Книга адресована руководителям компаний, менеджерам-практикам, ученым-исследователям, преподавателям и студентам управленческих вузов и специальностей.
УДК 65.011 ББК 65.290-2
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельца авторских прав.
© Michael E. Porter, 1985
© Michael E. Porter, Introduction, 1998
Впервые издано The Free Press, a Division of Simon & Schuster Inc.
ISBN 5-9614-0398-Х (рус.) © Издание на русском языке, перевод, оформление.
ISBN 0-684-84146-0 (англ.) ООО «Альпияа Бизнес Букс», 2005
Технический редактор Н. Лисицына Подписано в печать 02.08.2006. Формат 70X100 Ч16.
Корректор Н. Барановская Бумага офсетная № 1. Печать офсетная.
Компьютерная верстка А. Фоминов Объем 45 печ. л. Тираж 3000 экз. Заказ № 4323
Дизайн обложки М. Соколова
Альпина Бизнес Букс
123060 Москва, а/я 28.
Тел. (495) 105-77-16
www.alpina.ru; e-mail: [email protected]
Отпечатано в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г.Ульяновск, ул. Гончагова, 14
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................................................... 14
Введение................................................................................................. 21
1 КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ: БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ....................... 25
Структурный анализ отраслей....................................................... 29
Структура отрасли и потребности покупателей...................... 34
Структура отрасли и баланс спроса и предложения................ 36
Общие стратегии конкуренции....................................................... 37
Минимизация издержек.............................................................. 40
Дифференциация......................................................................... 42
Фокусирование........................................................................... 43
«Застрявшие на середине»......................................................... 46
Можно ли одновременно реализовать более одной стратегии? 47
Устойчивость конкурентных преимуществ ............................. 51
Общие стратегии конкуренции и эволюция отрасли................ 54
Общие стратегии конкуренции и организационная структура 56
Общие стратегии конкуренции и процесс стратегического
планирования.............................................................................. 58
Обзор книги..................................................................................... 60
ЧАСТЬ I
ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
2 ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ
И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА............................................. 67
Цепочка создания стоимости......................................................... 70
Виды деятельности по созданию стоимости............................. 75
Определение цепочки создания стоимости............................... 82
Взаимосвязи в цепочке создания стоимости............................. 86
Внешние «сцепления»................................................................ 89
Покупательская цепочка создания стоимости.......................... 92
Масштаб конкуренции и цепочка создания стоимости................. 94
Масштаб сегмента...................................................................... 95
Вертикальный масштаб.............................................................. 96
Географический масштаб........................................................... 97
Масштабы отрасли..................................................................... 98
Коалиции и масштаб.................................................................. 99
Масштаб конкуренции и определение бизнеса....................... 100
Цепочка создания стоимости и структура отрасли................ 101
Цепочка создания стоимости и организационная структура...... 102
3 ПРЕИМУЩЕСТВО В ИЗДЕРЖКАХ............................................. 105
Цепочка создания стоимости и анализ издержек......................... 107
Определение цепочки создания стоимости для анализа издержек .... 108
Распределение издержек и активов.......................................... ПО
Первый срез анализа издержек................................................. 112
Динамика издержек........................................................................ 113
Ключевые факторы издержек................................................... 113
Затраты на приобретение ресурсов......................................... 140
Динамика издержек рыночного сегмента................................ 145
Динамика издержек................................................................... 149
Преимущество в издержках.......................................................... 152
Определение относительных издержек конкурентов............. 153
Как получить преимущество в издержках............................... 155
Устойчивость конкурентных преимуществ............................ 172
Реализация стратегии и конкурентные преимущества .......... 175
Типичные ошибки стратегии, ориентированной на лидерство
в издержках............................................................................... 177
Последовательность стратегического анализа издержек............ 181
4 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ................................................................... 182
Источники дифференциации......................................................... 183
Дифференциация и цепочка создания стоимости................... 184
Ключевые факторы уникальности продуктов......................... 188
Затраты на дифференциацию........................................................ 193
Потребительская стоимость и дифференциация......................... 197
Потребительская стоимость..................................................... 198
Цепочка создания стоимости и потребительская стоимость. 200
Снижение затрат покупателя................................................... 203
Повышение эффективности покупателя.................................. 207
Представления покупателей о стоимости............................... 208
Потребительская стоимость и реальный потребитель........... 211
Покупательские критерии выбора товаров............................. 212
Определение критериев использования................................... 218
Стратегия дифференциации.......................................................... 224
Пути дифференциации.............................................................. 228
Устойчивость преимущества дифференциации...................... 235
Ошибки стратегии дифференциации....................................... 237
Стадии анализа дифференциации................................................. 239
5 ТЕХНОЛОГИИ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА.................... 243
Технологии и конкуренция............................................................ 245
Технологии и цепочка создания стоимости............................ 245
Технологии и конкурентные преимущества............................ 249
Технологии и отраслевая структура........................................ 254
Технологическая стратегия компании.......................................... 259
Какие технологии развивать..................................................... 260
Технологическое лидерство или заимствование?................... 265
Лицензирование технологий.................................................... 278
Технологическая эволюция........................................................... 282
Технологическая эволюция: равномерная и скачкообразная. 286
Прогнозирование технологической эволюции........................ 287
Выработка технологической стратегии........................................ 288
ОТБОР КОНКУРЕНТОВ............................................................... 292
Стратегические выгоды от наличия конкурентов........................ 293
Рост конкурентных преимуществ............................................ 294
Улучшение структуры отрасли .............................................. 300
Помощь в развитии рынка........................................................ 302
Сдерживание новых вхождений............................................... 304
Что такое «хороший» конкурент?................................................ 306
Признаки «хорошего» конкурента........................................... 307
«Хорошие» лидеры рынка....................................................... 311
Как распознать «хороших» конкурентов................................ 312
Как влиять на позицию конкурентов............................................ 314
Ущерб, наносимый «хорошим» конкурентам в борьбе с плохими... 316
Как превратить «плохих» конкурентов в «хороших»............ 317
Оптимальная конфигурация рынка............................................... 318
Оптимальное соотношение конкурентов................................ 318
Поддержание жизнеспособности конкурентов........................ 322
Движение к идеальному соотношению конкурентов в отрасли 322
Поддержание стабильности в отрасли..................................... 323
Ошибки в отборе конкурентов...................................................... 324
ЧАСТЬ II