Культура межличностной коммуникации
Данный показатель отражает качество вашего общения с членами команды и другими людьми (клиентами, партнерами, сослуживцами). Чтобы оценить данный показатель по 10-балльной шкале, вам необходимо честно и объективно ответить на следующие вопросы:
— Всегда ли вы корректны, деликатны в общении?
— Не допускаете ли вы необдуманных высказываний, грубости, бестактности по отношению к другим?
— Всегда ли вы внимательны к мыслям и чувствам, состоянию другого?
— Всегда ли ваша речь, одежда, поведение адекватны ситуации и ожиданиям партнера по общению (например, если вы являетесь членом команды, работающей в банке с клиентами, не бывает ли так, что вы приходите на переговоры в «гавайской» рубашке и шортах и используете сленговые выражения)?
— Бывает ли так, что вы сознательно или неосознанно применяете манипуляцию по отношению к членам своей команды (провоцируете чувство вины, стыда, деструктивные переживания, а после используете это в собственных целях)?
— Всегда ли вы корректно и этично распоряжаетесь чужой личной информацией, сообщенной вам «по секрету»? (Имеется в виду, что вы не обсуждаете личную информацию, доверенную вам третьими лицами.)
Балл
Критерии
1-2
Вы считаете, что за истекший период регулярно проявляли себя как человек грубый, бестактный, некорректный и неэтичный
3-4
Вы считаете, что качество межличностного взаимодействия у вас находится еще на достаточно низком уровне. Нередко вы бываете грубы, бестактны. Часто используете давление, манипуляцию. Не бережете доверенную вам личную информацию. Часто используете «вольные» высказывания, ставите коллег и других людей в неудобное положение
5-6
Вы считаете, что ваше качество межличностной коммуникации находится на среднем уровне. Бывает, что вы допускаете грубость, некорректность, бестактность. Однако «задним умом» понимаете это, переживаете, и даете себе слово следить за собой
7-8
Вы уверены, что за истекший период качество вашей межличностной коммуникации стало довольно высоким. Вы всегда были корректны, деликатны в общении. Вы не допускали «вольных» высказываний, грубости, бестактности по отношению к другим. Вы всегда были внимательны к мыслям и чувствам, состоянию другого. Ваша речь, одежда, поведение всегда были адекватны ситуации и ожиданиям партнера по общению. Вы старались бережно и этично распоряжаться чужой личной информацией
9-10
Вы считаете себя мастером общения, высококультурным, деликатным, тактичным человеком; тонко чувствующим другого
Умение строить конструктивный конфликт
Конструктивный конфликт— это противостояние мнений, суждений, идей, при котором каждый его участник имеет цель аргументированно и спокойно отстоять свою точку зрения, не задевая чувств и не унижая оппонента.
В команде единомышленников каждый имеет право на собственное мнение. Истина рождается в споре, участники которого не стремятся добиться поражения
партнера. В контексте конструктивного конфликта каждый член команды имеет возможность совершенствовать искусство аргументации в защиту своей позиции, проявляя смелость, ответственность и понимание конечного результата. Главное отличие такого конструктивного конфликта — акцент на разностороннее исследование проблемы на фоне отсутствия личных обид.
Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает, что член команды владеет искусством поведения в условиях конструктивного конфликта. Фактически конструктивный конфликт складывается к ходе острой групповой дискуссии, когда сталкиваются мнения, подходы, идеи, сценарии реализации задуманного.
Поведение в условиях конструктивного конфликта— это, прежде всего, знание техник и умение ими пользоваться. Именно поэтому многие команды специально проходят тренинг коммуникативной компетентности.
Для того чтобы оценить собственное умение строить конструктивный конфликт, Вам необходимо честно и объективно ответить на следующие вопросы:
— Умеете ли вы внимательно слушать партнера и использовать техники активного слушания («вербализации» ступеней А, Б, В: повторение, перефразирование, интерпретация слов партнера)?
— В какой степени вы владеете техниками снятия напряжения (подчеркивание общности с партнером, вербализация эмоционального состояния, проявление интереса к проблемам партнера и др.)?
— Умеете ли вы подбирать и формулировать аргументы, отражающие вашу позицию?
— Умеете ли грамотно, конструктивно и эффективно строить контраргументацию?
— Умеете ли вы находить общее в своей позиции и суждениях, идеях, предложениях своих коллег?
— Владеете ли вы техниками эффективного общения, противостояния манипулированию и цивилизованного влияния?
Балл
Критерии
1-2
Вы считаете, что не имеете представления и не владеете техниками конструктивного конфликта
3-4
Вы считаете, что плохо владеете искусством конструктивного конфликта. Вы знаете, но не используете техники активного слушания (вербализации), техники снятия напряжения, техники контраргументации и пр. Вы довольно сумбурно строите собственную систему аргументации, а подбирать контраргументы для вас чрезвычайно сложно. Столкновение мнений вы воспринимаете как личную обиду, вас переполняют эмоции, которые мешают конструктивно работать с информацией. Вы считаете, что вам необходимо длительное упражнение в техниках эффективного общения ____________
5-6
Вы считаете, что делаете успехи в овладении техниками конструктивного конфликта. Вы пробуете включать в общение техники активного слушания, снятия напряжения. Готовясь к дискуссии, продумываете систему аргументации собственной позиции с учетом восприятия и ожиданий ваших коллег. Вам еще непросто находить контраргументы, вы не всегда успеваете быстро отреагировать контраргументом на аргументы партнера. Вы считаете, что вам нелегко быстро искать общее в разных позициях. Вы активно тренируете себя, совершенствуете свое владение техниками эффективного общения_____________
Балл
Критерии
7-8
Вы считаете себя довольно успешным в условиях конструктивного конфликта. Вы владеете и успешно применяете техники вербализации, снятия напряжения, аргументации, контраргументации, противостояния манипулированию. Вы успешны в искусстве переговоров, умеете убеждать, оказывая цивилизованное влияние. Однако бывает, что вы недовольны собой, считая, что можно было провести дискуссию или переговоры более эффективно
9-10
Вы считаете себя мастером конструктивного конфликта, переговоров, цивилизованного влияния. Вы неизменно техничны и адекватны ситуации. Вас уважают, слушают, соглашаются. При этом вы умеете подчеркнуть значимость позиции, предложения, суждения другого, оказать ему эмоциональную и информационную поддержку