Дистанционное обучение
Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "обучение в течение всей жизни". Эти принципы, несомненно, верны, но в суровых российских условиях и под влиянием стереотипов возникает несколько проблем проблем.
1) Проблема неравномерной плотности населения на территории России.Подавляющее большинство высших учебных заведений и высококвалифицированных преподавателей концентрируются в Центральном регионе (Московская и Санкт-Петербургская область), а население рассредоточено по всей необъятной стране, где, бывает, совсем нет ВУЗов. Поступление в ВУЗ в другом городе стоит отнюдь не маленьких денег, поэтому часто недопустимо. А что говорить о существовании потребности в повышении квалификации и образования рабочих, живущих в отдаленных в регионах? Они, кроме всего прочего, часто имеют семьи, и переезд в другой город для них означает возникновение множества значительных проблем.
2) Проблема времени. Сегодня темп жизни большинства современных людей вынуждает их расписывать свое время по минутам. Учиться необходимо всем, но как? И даже такие формы обучения как вечернее и воскресное эту проблему не решают.
3) Проблема денег. О том, сколько стоит сейчас образование, особенно высшее, и говорить не стоит. А так же существует подготовка к поступлению с множеством репетиторов и куча другие расходов! Конкурс на бюджетные места очень трудно выдержать, но ведь платное обучение мало кто сможет «потянуть».
Дистанционное образование является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем.
К плюсам дистанционного образования относится:
· Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний.
· Свобода и гибкость обучения – студент может выбрать любой из предоставляемых на выбор многочисленных курсов обучения, а также абсолютно самостоятельно рассчитывать время и продолжительность своих занятий.
· Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе, поддерживающем данные технологии, что позволяет удовлетворить образовательные потребности любого человека.
· Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения.
· Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.
· Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.
· Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.
Но существуют и очевидные минусы:
· Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус.
· Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента.
· Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.
· Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.
· Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.
· Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.
· В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем
Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.