Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики Высшей школы экономики: «Надо учиться отстаивать свои права»
Корреспондент «КП» попыталась заработать на очередях в Москве
На дворе — век новых технологий, Интернета и терминалов для оплаты всех на свете счетов, а очереди по-прежнему выстраиваются у окошек налоговых, банков, БТИ. Бороться с ними зачастую никто не хочет. Может, потому что для одних очереди — это мука, а для других — еще один способ подзаработать?
«КП» решила узнать, согласны ли москвичи раскошелиться, чтобы вместо них в очередях постоял кто-то другой.
Для начала я дала объявление в газете. «Хватит тратить драгоценное время в очередях! Доверьте это дело профессионалам», — зазывала я клиентов.
Ранним утром в субботу дозвонился первый клиент Ашот.
- Ви толка по Москвэ работаэшь? — по-деловому поинтересовался он. — Я в Обнынскэ. Сколка?
- 300 за час, — выпалила я, уже собираясь на заработки в Обнинск.
- Бэру два часа! — радостно воскликнул заказчик. — Отдыхат хочу.
- Мне ехать в турагентство?
- Э, зачэм турагэнство, ко мнэ приэзжай. Ви же оказывает интим-услуг?
Так мой бизнес едва не стал широкопрофильным.
Между первым клиентом и вторым прошла неделя. Странно, думала я, как же так? Ведь я готовилась к тому, что мое дело будет процветать, а мне самой благодарные москвичи поставят монумент у входа в какой-нибудь собес...
- Что входит в перечень ваших услуг? — наконец-то услышала я в трубке.
- Я занимаю очередь в нужное учреждение за несколько часов до вашего приезда, ругаюсь с тем, кто лезет вперед. Драку наша фирма организует за отдельную плату. А вы всего лишь приезжаете в назначенное время и на месте отдаете мне 300 рублей за час, — объяснила я потенциальному заказчику.
- Хорошо, если что — обращусь!
ДЕРЖУ ОБОРОНУ В ПУСТОМ КОРИДОРЕ
Вообще-то услуги «наемных постояльцев» из числа моих конкурентов стоят не так уж дешево — от 800 до 1000 рублей за час ожидания. За полдня в налоговой или ОВИРе сумма накапливается приличная.
- Сегодня уезжаю в командировку, у меня всего час свободного времени, а мне надо срочно попасть к судебному приставу по Мещанскому району, — дозвонилась до меня еще одна заказчица, Наталья. — Приезжайте пораньше к приставу и держите очередь до последнего.
Я приехала, полная решимости, и увидела пустой коридор. У дверей кабинета — ни души. Добросовестно отстояв час до приезда клиентки, я получила 300 рублей. Непыльная оказалась работенка.
- Надо же, а обычно тут очередь, — расстроилась Наталья, отдавая мне гонорар.
Еще одна клиентка обратилась ко мне с деликатной просьбой.
- Вы лично будете в очереди стоять? — робко поинтересовалась девушка по имени Любовь.
- Конечно.
- Тогда займите мне очередь к гинекологу. Поликлиника №89. Завтра хочу попасть на прием, время поджимает. Приезжайте пораньше и постойте за меня.
- Хорошо, а к какому доктору?
- Сама не знаю. Я туда впервые иду. Лучше займите сразу к нескольким, а я на месте определюсь.
Я приехала, заняла очередь сразу у трех кабинетов.
- Вам одного врача мало? — заинтересовался народ.
- Я не себе, — призналась я. — Просто за деньги стою в очередях.
- Надо же... Сколько берете? — заволновалась толпа, и парочка женщин тут же записала мой телефон...
Таких «бизнесменов», как я, в столице полным-полно. Через Интернет я познакомилась с одним из них — Дмитрием Марченко.
- Ночные очереди стоят всегда дороже. Можно легко 2 — 4 тысячи заработать, — признался Дима. — Самое сложное в этом деле — распиариться.
Подзаработать на очередях не прочь и чиновники, у кабинетов которых толпится народ. Совсем недавно я поехала в налоговую № 46 как рядовой клиент. Даже к вечеру тут не протолкнуться, очередь — по талончикам.
- Мне бы документы оформить, бизнес свой открываю. Кто тут последний? — интересуюсь у охранника.
- Документы все собрали?
- Нет еще. Некогда мне с этими бумажками возиться и в очереди толкаться, — с видом владелицы свечного заводика отвечаю я.
- Приходите завтра часов в 9 с пустыми бланками, найдите меня. Помогу обойти очередь, — переходит на шепот охранник. А чтобы я не переживала, он добавляет, что люди «свои же», они помогут. И стоит все это дело всего три тысячи. И смысл тогда нанимать «постояльца»?
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Юлия КАПИТАНЧУК, партнер Консантинг-Центра «Шаг»: «В коммерческих структурах столпотворения нет»
- Причина образования очереди всегда одна — мало обслуживающего персонала. Иногда руководство предприятия просто не успевает отреагировать на востребованность предоставляемой ими услуги. Например, посольство может не ожидать небывалого потока туристов. Это так называемый форс-мажор.
Вторая причина — ограниченный бюджет. Руководство компаний или учреждений в целях экономии сознательно выбирает низкое качество обслуживания своих клиентов.
Третья причина длинных и медленных очередей — человеческий фактор. Другими словами, персонал обладает низкой исполнительной дисциплиной.
В-четвертых, сотрудники фирмы, банка, магазина могут быть просто-напросто низко квалифицированными специалистами.
И в-пятых, сегодня просто невыгодно ликвидировать очереди, потому что на них давно зарабатывают деньги. Речь идет о бюджетных некоммерческих организациях, посетители которых согласны платить, лишь бы сэкономить время. Кстати, в коммерческих структурах все в точности до наоборот — столпотворения нет. Здесь зачастую внедряют электронные очереди.
Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики Высшей школы экономики: «Надо учиться отстаивать свои права»
- Очереди — это продукт сознательной политики чиновников. Я имею в виду не ажиотаж на распродаже дорогих компьютеров, а содержательные очереди, от которых зависят наши значимые нужды. Власть на местах, зачастую обладая мизерной толикой власти, пытается унизить человека, сделать из посетителя просителя. Подобное явление переходило из века в век, и перебороть его можно, в первую очередь отстаивая свои права, самостоятельно строя гражданское общество. Также справиться с очередями можно при помощи новых технологий, минимизировав «живые» контакты чиновников с людьми.
|
ВОПРОС ДНЯ
А вы бы за какую очередь заплатили?
Дима БИЛАН, певец:
- За очередь в загс. Шучу, конечно! Не знаю такого человека, который любит очереди. Я очень бережно отношусь к своему времени, поэтому обошел бы очередь стороной, не стал бы прожигать на это бездействие время. И деньги.
Борис НЕМЦОВ, политик:
- Когда из России уезжаешь — в аэропортах очередей нет. А когда въезжаешь — они собираются. Вот за такую очередь — за въезд в Россию — я бы заплатил, чтобы не стоять.
Виталий КЛИЧКО, чемпион мира по боксу в тяжелом весе:
- Я устал добиваться боя с Николаем Валуевым. Этого поединка ждут все любители бокса. Если бы кто-то взял на себя хлопоты уговорить Николая, этому человеку цены бы не было.
Наталья ГУЛЬКИНА, певица:
- За очередь в посольство. Я как раз собираюсь в Италию.
Владимир ВИНОКУР, юморист:
- Какая очередь? Сейчас же дефицита нет.
Оксана КАЗАКОВА, олимпийская чемпионка по фигурному катанию:
- Заплатила бы за очередь, в которой люди стоят, чтобы купить «Мерседес».
Виктор ФЕДОРУК, член координационного совета организации «Жилищная солидарность»:
- Я часто плачу людям, чтобы они стояли за меня, когда оформляю доверенность, скажем, на курьера. Например, делаю так в Мосрегистрации. А также когда прохожу техосмотр.
Ирина АВЕРИНА, сотрудник консалтинговой компании:
- Заплатила бы желающему отмучиться за меня в БТИ. На днях приехала туда утром, передо мной уже было человек сто! Отстояла эту ужасную очередь, чтобы получить талон в другую очередь!
Ольга КАМЕНЧУК, директор по коммуникациям ВЦИОМа:
- Мне самой в очередях стоять не приходится, но вот ВЦИОМ недавно выяснил, что многие, кто пережил бум очередей 20-летней давности, часто готовы сами отстоять очередь. Видимо, у них закалка. А вот молодежь старается избегать очередей.
Иван НОВИЦКИЙ, депутат Мосгордумы:
- Надо не платить кому-то за стояние в очередях, а сделать все возможное, чтобы их было меньше. В этом наша задача как столичных властей.
Сергей, читатель сайта KP.RU, Москва:
- Я тысяч пять (рублей) отдал бы за то, чтобы хоть раз увидеть в очереди тех, кто их собирает, — от начальников городских и муниципальных служб до руководителей всех этих БТИ и жилконтор!