Н а ч е р т а т е л ь н а я г е о м е т р и я
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени императора Петра I»
Агроинженерный факультет
Кафедра прикладной механики
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Методические указания по выполнению контрольной
работы по начертательной геометрии и инженерной графике для студентов заочной формы обучения агроинженерного факультета
по направлению 110800.62 – «Агроинженерия» профилям подготовки бакалавра: 110801.62 «Технические системы в агробизнесе»,
110802.62 «Электрооборудование и электротехнологии в АПК»,
110803.62 «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции», 110804.62 «Технический сервис в агропромышленном комплексе»
В о р о н е ж
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Содержание . . . . . . . . 2
Введение . . . . . . . . . 3
1. Начертательная геометрия . . . . . 4
1.1. Контрольная работа
по разделу «Начертательная геометрия» . . . . 6
2. Инженерная графика . . . . . . 15
2.1.Контрольная работа
по разделу «Инженерная графика» . . . . . 16
В В Е Д Е Н И Е
Контрольная работа по курсу состоит из двух разделов: начертательная геометрия и инженерная графика.
Важное прикладное значение этой дисциплины состоит в том, что она учит грамотно владеть выразительным техническим языком – языком чертежа, создавать чертежи и свободно их читать независимо от языка, на котором говорит разработчик.
Изучение дисциплины способствует развитию пространственного воображения и навыков правильного логического мышления. Совершенствуя нашу способность по плоскому изображению мысленно создавать представление о форме изделия, дисциплина готовит будущего инженера к успешному изучению специальных предметов и к техническому творчеству – проектированию новых высокоэффективных машин.
Невидимая работа мозга – это незримое и часто мучительное вынашивание инженерной разработки, будет тем результативнее, чем свободнее владеет инженер методами изображения пространственных трехмерных тел на плоскости и правилами их выполнения.
Цель изучения курса состоит в том, чтобы овладеть теоретическими основами построения изображений изделий на машиностроительных чертежах, дать знания и практические навыки необходимые для:
1) выполнение чертежей в соответствии со стандартами ЕСКД, включая использование вычислительной техники при создании чертежей;
2) съемки эскизов деталей и их измерений;
3) нанесение размеров с учетом основных положений конструирования;
4) выполнение и чтение изображений предметов, машиностроительных чертежей на основе метода прямоугольного проецирования, а также отдельных видов схем;
5) пользование стандартами и справочными материалами.
Умение представить мысленно форму предметов и их взаимное расположение в пространстве особенно важны для эффективного использования современных технических средств на базе вычислительной техники, для машинного проектирования технических устройств и технологии их изготовления.
В Н И М А Н И Е !
Контрольная работа по курсу выполняется по индивидуальным вариантам. Вариант определяется как сумма двух последних цифр номера зачетной книжки.
Например: номер зачетной книжки 13178, следовательно: 7+8=15 – вариант контрольной работы.
Н А Ч Е Р Т А Т Е Л Ь Н А Я Г Е О М Е Т Р И Я
При освоении раздела «Начертательная геометрия» необходимо предварительно изучить в лекциях соответствующий данной теме материал, и только потом решать свою задачу.
Особое внимание следует обратить на пояснительную записку, которая высылается вместе с контрольной работой. Ее объем не определяется, но к ней предъявляется ряд требований:
1. Пояснения должны относиться именно к тем задачам, которые решены на чертежах, т.е. должно быть полное совпадение обозначений точек, прямых, плоскостей и т. д.
2. Пояснения должны решать вопросы: как решалась та или иная задача и почему именно так.
3. Пояснения не должны содержать условия задачи – они есть в заданиях.
Графическая часть контрольной работы оформляется в полном соответствии с правилами ЕСКД (единой системы конструкторской документации) на типы линий, форму основной надписи, шрифт, масштаб и т. п.
Обводка всех чертежей – карандашом. Допускается выделение результатов решения и промежуточных построений карандашом или пастой иного цвета. Допускается выполнение чертежей в цифровом виде с помощью графического редактора КОМПАС-3D.
1.1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ
«НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Лист 1.
Задача 1. Построить линию пересечения треугольников АВС и ЕДК и показать ее видимость в проекциях. Определить натуральную величину треугольника АВС методом вращения. Данные для своего варианта взять из таблицы 1.1. Пример выполнения листа 1 приведен на рисунке 1.1.
Лист 2.
Задача 2. Построить проекции пирамиды, основанием которой является треугольник АВС, а ребро АS определяет высоту пирамиды. Данные для своего варианта взять из таблицы 1.2.
Задача 3. Построить линию пересечения пирамиды с прямой призмой. Данные для своего варианта взять из таблицы 1.3. Пример выполнения листа 2 приведен на рисунке 1.2.
Лист 3.
Задача 4. . На трех проекционном чертеже построить недостающие проекции сквозного отверстия в сфере заданного радиуса. Вырожденная (фронтальная) проекция сквозного отверстия представлена четырехугольником: координаты проекции точек А, В, С, Д вершин четырехугольника – сквозного отверстия на сфере – известны (см. таблицу 1.4).
Задача 5. Построить линию пересечения конуса вращения с цилиндром вращения. Оси поверхностей вращения – взаимно перпендикулярные, проецирующие скрещивающиеся прямые. Данные для своего варианта взять из таблицы 1.5. Пример выполнения листа 3 приведен на риунке.1.3.
Каждый студент, определив номер своего варианта, выбирает из таблиц 1.1 – 1.5 координаты для построения геометрических фигур.
В правом нижнем углу чертежей следует помещать основную надпись в соответствии с ГОСТ 2. 104-68. Размеры основной надписи, и образец заполнения приведены на рисунке 1.4.
Таблица 1.1