Государственные закупки
В настоящее время государственные закупки не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.
Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала государственных закупок будут являться:
формирование федеральной контрактной системы (ФКС), включающей не только стадию размещения заказа, но и стадию планирования и контроля за исполнением контрактов, позволяющей осуществлять средне- и долгосрочной планирование госзакупок и формирующей сигналы рынку в части разработки инновационной продукции, которая будет востребована в рамках перспективного государственного заказа;
расширение способов и процедур осуществления закупок, учитывающих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры запроса предложений, предквалификацию и т.д.) через корректировку законодательства о госзакупках с минимизацией коррупционных рисков за счет радикального повышения прозрачности всей процедуры размещения заказа в рамках ФКС и установления требований к закупщикам в части квалификации и исключения конфликта интересов и повышения административной отвественности;
повышение эффективности конкурсных процедур при размещении госзаказов на исполнение НИОКР, включая совершенствование квалификационных критериев для исполнителей, повышение значимости критериев, связанных с качеством заявки с одновременной детализацией и повышением открытости процедур проведения экспертной оценки;
формирование органами государственной власти и субъектами Российской Федерации прогнозов (5-7 лет) и планов госзакупок, включающих инновационный компонент. В рамках разработки таких документов с участием экспертов, ученых, участников рынка будут идентифицированы текущие и перспективные нужды органов власти и возможности их удовлетворения через закупку уже имеющейся на рынке инновационной продукции, либо через разработку новой. Экспертная и профессиональная оценка использования инновационных продуктов будет основанием корректировки планов закупок будущих периодов.
При идентификации перспективных нужд будут широко использоваться результаты научно-технологического прогноза (в том числе по методологии Форсайт) для данной сферы, а также «отраслевые» документы стратегического планирования (отраслевые стратегии, государственные программы, федеральные целевые программы и т.д.). Будут сформированы перечни современных инновационных технологий и решений, которые должны/могут быть использованы при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечня технологий и продуктов (устаревших, энергорасточительных, неэкологичных и т.д.), запрещенных к использованию для создания продуктов, выполнения услуг при госзакупках.
Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок. Указанная база будет использоваться при формировании условий контрактов.
Большое внимание будет уделено обеспечению инновационного поведения оборонной промышленности, сферы разработки оружия и систем вооружений. В этих отраслях Россия имеет значительные достижения мирового уровня, и развитие оборонных разработок будет не только определяющим фактором национальной безопасности, в том числе экономической, но и локомотивом развития многих гражданских отраслей.
Таблица 4. Целевые индикаторы реализации поставленных задач по направлению «Инновационное государство»
Наименование индикатора | ||||
Доля федеральных государственных услуг, которые население может получить в электронном виде, % | - (2008) | |||
Доля городских округов и муниципальных районов, на территории которых созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг | 6,6 | |||
Доля лиц старше 50 лет, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, % | ||||
Доля государственных служащих, свободно владеющих иностранным языком, % | Нет данных | Не менее 3 | Не менее 10 | |
Доля государственных служащих, получающих ежегодно дополнительное образование за рубежом, % | 0,1 | 0,4 | ||
Доля лиц, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, получивших высшее профессиональное образование за рубежом, % | >0,5 | 1,6 | ||
Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий | в числе 45 ведущих стран мира | в числе 10 ведущих стран мира | в числе 10 ведущих стран мира | |
Уровень соответствия международным стандартам нормативно-правовой базы в Российской Федерации в области инновационной деятельности, % |