Внутренняя среда предприятия

Внутренние переменные - основные характеристики внутреннего устройства организации.

Все внутренние переменные, как и организация в целом, - следствие реализации ранее принятых решений. Однако в конкретный момент не все переменные полностью контролируются. В этом плане внутренние переменные могут быть разделены на: а) в основном контролируемые (регулируемые) и б) в основном неконтролируемые, но которые необходимо учитывать. Классическим примером здесь является монотонная работа при использовании конвейерных технологий.

Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда организации.

Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Технология, ресурсы

Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Люди Цели Структура

           
    Внутренняя среда предприятия - student2.ru
  Внутренняя среда предприятия - student2.ru     Внутренняя среда предприятия - student2.ru
 
 

Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru Задачи

1 Цель- это желаемый результат или желаемое конечное состояние организации.

Цели являются инструментом управления когда они:

- Определены и сформулированы

- Известны персоналу

- Приняты работниками управления

Формирование целей и их выбор являются исходным пунктом управления.

Целям присущи следующие свойства:

- соподчиненность, т.е цели подсистем вышестоящего уровня обуславливают цели подсистем нижестоящего уровня ( практический вывод – цели должны формироваться сверху вниз);

- развертываемость, которая выражается в том, что общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными. Развертываемость может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню.

- соотносительная важность, определяющая приоритетность целей всей организации по отношению к целям отдельных подразделений.

При формировании целей различают «точечную» и «траекторную» их формулировки.

При формулировании целей должен выполняться ряд условий:

- ориентированность во времени;

- достижимость

- д.б множественны, особенно для крупных предприятий. Управление означает сбалансированность некоторого набора потребностей и целей;

- цели должны определяться в тех областях, от которых зависит выживание предприятия.

Цели организации образуют сложную систему и могут быть классифицированы по ряду критериев (табл. 1).

Таблица 1Система целей организации

Критерий классификации Цель
1. Характер организации: коммерческая некоммерческая (государственные органы, больницы и т.д.) Получение прибыли, доля рынка, объем продаж Снижение затрат, увеличение числа получателей услуг
2. Уровень организации: организация как единая система подразделение отдельные группы   Цели организации Цели подразделений Цели групп
3. Характер сферы деятельности: производство   маркетинг   финансы   Повышение производительности, качества, освоение новых моделей Анализ рынков, продвижения товаров Рентабельность

2 Структура организации

Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации.

Функциональная область - это перечень работ, выполняемых определенным подразделением организации. Это понятие связано с категорией “функция управления”, но не тождественно ему. Например, в выполнении такой функции, как планирование принимают участие и плановый отдел, и другие подразделения организации, в частности, линейные руководители производственных подразделений.

Формирование структуры организации осуществляется на основе горизонтальногоивертикального разделения труда.

3 Задачи организации

Задача - это работа или ее часть, которая должна быть выполнена способом и в сроки, определенные в плане.

Должностные обязанности включают решение ряда задач, выполнение совокупности работ.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера — это, в основном, работа с людьми. В то же время, задачи казначея корпорации, в основном, связаны с информацией.

По повторяемости различают неповторяющиеся, эпизодически повторяющиеся, постоянно повторяющиеся, однообразные задачи.

По мере углубления разделения труда происходит рост многообразия решаемых задач, повышение уровня сложности, усиление их взаимосвязи.

Технологии

Технология - важная внутренняя переменная - имеет большее значение, чем традиционно считалось.

Технология - это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструмента и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялась тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных линий. Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Именно на этом основано массовое производство товаров и услуг.

Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд - британской исследовательницы управления, которая все технологии производственных фирм разделила на три категории:

1 Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий.

2 Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой вид производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки.

3 Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

ЛЮДИ

Организация- это прежде всего группа людей. В данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации:

- поведение отдельных членов организации;

- поведение людей в группах;

- поведение руководителя;

- поведение лидера и его влияние на поведение других людей.

       
  Внутренняя среда предприятия - student2.ru   Внутренняя среда предприятия - student2.ru
 

Индивидуальные Внешняя среда

Внутренняя среда предприятия - student2.ru характеристики индивида

1. Способности Индивидуальное 1. Группы

Внутренняя среда предприятия - student2.ru Внутренняя среда предприятия - student2.ru 2. Предрасположен- поведение 2. Нормы

ность 3. Ценности

3. Потребности 4. Установки

4. Ожидания 5. Лидеры

5. Восприятие

6. Отношения

7. Ценности

Рис. 6. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение

В процессе взаимодействия работника и его внешней среды формируется шаблон поведения. Задача организации - создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.

Рабочая среда- это совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.

Важнейшими элементами рабочей среды являются группы и лидерство.

Спонтанно возникшие или организованные группы характеризуются разделяемыми членами установками, ценностями и ожиданиями относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие и мешающие достижению этих целей.

Лидерство- это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей.

Эффективность влияния зависит от:

а) характеристик руководителя как лидера (его ценностей, взглядов, отношения к подчиненным, самооценки, личности);

б) характеристик работников;

в) ситуации.

Наши рекомендации