Педагогическая технология
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального и дошкольного образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Современные образовательные технологии в начальной школе
Направление подготовки
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа
Начальное образование
Квалификация (степень) выпускника
магистр
Форма обучения
очная
Сыктывкар 2015
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального и дошкольного образования
Утверждено:
Директор института
__________ Антонов В. Г.
«__» _________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Современные образовательные технологии в начальной школе.
Направление подготовки (специальность)
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа
«Начальное образование»
Квалификация (степень) выпускника
магистр
Форма обучения
очная
Блок дисциплин (iв соответствии с учебным планом по очной форме обучения)
Семестр ..1.
Всего учебных занятий -72 ... часов, .2.. зач. ед.
В том числе:
Аудиторные -12 ... час, из них:
Лекции - 2...часов
Практические занятия - 10... часов
Лабораторные занятия - ... часов
Самостоятельная работа - 60... часов
Интерактивные и активные - ... часов
Форма текущего контроля - реферат...
Промежуточный контроль - зачет
Сыктывкар 2015
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией)
задачами ООП и учебного плана направления подготовки 44.04.02« Психолого-педагогическое образование»
Составитель рабочей программы
_______________________ К.П.Н. доцент Беланова Э.И.
Сведения о рецензентах (внешняя рецензия, при наличии):
_______________________ _____________ ФИО
Рабочая программа утверждена
на заседании кафедры Начального и дошкольного образования
Протокол заседания №__от «___ »___________ 20... г.
Заведующий кафедрой
_______________________ К.П.Н., доцент Егорова Е.Л.
Содержание УМКД
1. Глоссарий
2. Рабочая программа дисциплины
1) пояснительная записка
2) содержание дисциплины
3) учебно-методическое обеспечение дисциплины
3. Методические указания для студентов
4. Методические указания для преподавателей
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Глоссарий
Действие – операция или совокупность операций, сознательно избранная и выполняемая субъектом для достижения определенной частной цели.
Метод обучения –система совместных действий педагога и субъектов учения, объективно необходимых для возникновения специфических изменений в психике, в действиях субъекта учения, обеспечивающие освоение субъектами учения элементов и подструктур деятельности, которые могут включаться субъектом учения как освоенные объекты в реальные деятельности.
Мотив деятельности (в психологической теории деятельности) – опредмеченная потребность, побуждение к определенной деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе стремления человека к осуществлению этой деятельности.
Обучение –система организации и способа передачи индивиду общественно выработанного опыта. Обучение является формой организации усвоения.
Педагогическая технология
· «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В.М. Монахов)
· «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». (М.В. Кларин1
Развивающее обучение – активно - деятельностный тип обучения, альтернативный объяснительно- иллюстративному типу.
Развитие– характеризуется прежде всего качественными сдвигами в уровне и форме присваиваемых индивидом способностей, видов деятельности и т.д., осуществляется через усвоение (присвоение) индивидом общественно-исторического опыта.
Технологическая модель обучения – последовательность технологически и дидактически обоснованных действий преподавателя и субъектов учения, объективно необходимых для достижения объективно заданной цели обучения на конкретном занятии, в типовых условиях.
Усвоение – процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных способов преобразований предметов окружающей действительности, типов отношения к ним и процесс превращения этих общественно выработанных эталонов в форму индивидуальной субъективности.
Учебная деятельность – деятельность субъекта, специально направленная на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.
Цель педагогическая – идеальная модель ожидаемого результата решения педагогической задачи, результата учебно-воспитательного процесса.
Пояснительная записка
Программа дисциплины «Современные образовательные технологии» составлена в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки специального педагогического образования квалификации (степени) бакалавра по профилю НДО и ФГОС общего начального образования. Программа курса разработана на основе современных тенденций реформирования и модернизации Российского образования.
Содержание данного курса обусловлено изменениями в современном образовательном пространстве, появлением новых социальных и педагогических возможностей. Вариативность системы образования, возможность выбора образовательных программ, технологий являются важными условиями изменений в отношениях участников образовательного процесса, повышения уровня мотивации и развития профессиональной компетентности педагогов.
Распространение гуманистической парадигмы образования ориентирует учителя на освоение технологий личностно-ориентированного, развивающего обучения, реализующихся на коммуникативной основе. Это требует внесения определенных изменений в подход к оценке профессиональной компетентности педагога. Формирование профессиональных компетентностей, учителя-технолога является основной задачей подготовки специалиста, способного создать условия для развития, формирования у школьников учебной деятельности, ответственности и самостоятельности. Специалистам, работающим с учащимися начальных классов необходимо знать и осознанно организовывать педагогическую деятельность в разных педагогических системах, Знать возможности использования современных педагогических технологий, уметь разрабатывать соответствующие технологические карты уроков.
Ведущими характеристиками педагога организующего свою деятельность в разных моделях гуманистической образовательной парадигмы являются:
· установка на гуманистические ценности при выборе содержания и способов педагогической деятельности;
· прогнозирование последствий использования способов решения педагогических задач на личность учащегося в условиях обучения в разных методических системах средствами разных технологий;
· открытость педагога к прогрессивным изменениям в образовании, высокий уровень познавательного интереса в области профессиональной деятельности;
· гибкость и критичность мышления;
· способность педагога к рефлексивному осмыслению своего опыта в контексте культуры и современного педагогического опыта.
.Задачи преподавания курса:
1. Создать условия для развития у студентов положительной мотивации усвоения современных педагогических технологий в процессе освоения содержания курса.
2. Обеспечить усвоение студентами основных категорий содержания курса на уровне анализа и сравнения подходов разных авторов.
3. Научить студентов осуществлять анализ учебных занятий с позиции личностно-ориентированного развивающего обучения и характеристик различных методических систем.
4. Познакомить студентов на уровне распознавания и описания основных характеристик с особенностями ряда конкретных развивающих технологий.
Содержание и формы проведения лекций и практических занятий направлены на активизацию познавательных и творческих возможностей студентов, самооценку своих профессиональных способностей.
Цель курса «Современные образовательные технологии в начальной школе»:
формирование профессиональных базовых компетенций на основе расширения и углубления знаний студентов об образовательных технологиях в целом, о сущности развивающего обучения, об отличительных характеристиках развивающих технологий, повышение уровня мотивации к их освоению и использованию в будущей профессиональной деятельности, подготовка к более осознанному использованию методик преподавания дисциплин в начальной школе.
Задачи преподавания спецкурса:
1. Создать условия для развития у студентов положительной мотивации усвоения современных педагогических технологий в процессе освоения содержания спецкурса.
2. Обеспечить усвоение студентами основных категорий содержания спецкурса на уровне анализа и сравнения подходов разных авторов.
3. Научить студентов осуществлять анализ учебных занятий с позиции личностно-ориентированного развивающего обучения и характеристик различных развивающих систем.
·
В процессе преподавания дисциплины предполагается использовать стратегии технологии развития критического мышления, метод проектов, анализ ситуаций. Содержание и формы проведения лекций и практических занятий направлены на активизацию познавательных и творческих возможностей студентов, самооценку своих профессиональных способностей.