Педагогическая технология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Институт педагогики и психологии

Кафедра начального и дошкольного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Современные образовательные технологии в начальной школе

Направление подготовки

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

Магистерская программа

Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Форма обучения

очная

Сыктывкар 2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Институт педагогики и психологии

Кафедра начального и дошкольного образования

Утверждено:

Директор института

__________ Антонов В. Г.

«__» _________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Современные образовательные технологии в начальной школе.

Направление подготовки (специальность)

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

Магистерская программа

«Начальное образование»

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Форма обучения

очная

Блок дисциплин (iв соответствии с учебным планом по очной форме обучения)

Семестр ..1.

Всего учебных занятий -72 ... часов, .2.. зач. ед.

В том числе:

Аудиторные -12 ... час, из них:

Лекции - 2...часов

Практические занятия - 10... часов

Лабораторные занятия - ... часов

Самостоятельная работа - 60... часов

Интерактивные и активные - ... часов

Форма текущего контроля - реферат...

Промежуточный контроль - зачет

Сыктывкар 2015

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией)

задачами ООП и учебного плана направления подготовки 44.04.02« Психолого-педагогическое образование»

Составитель рабочей программы

_______________________ К.П.Н. доцент Беланова Э.И.

Сведения о рецензентах (внешняя рецензия, при наличии):

_______________________ _____________ ФИО

Рабочая программа утверждена

на заседании кафедры Начального и дошкольного образования

Протокол заседания №__от «___ »___________ 20... г.

Заведующий кафедрой

_______________________ К.П.Н., доцент Егорова Е.Л.

Содержание УМКД

1. Глоссарий

2. Рабочая программа дисциплины

1) пояснительная записка

2) содержание дисциплины

3) учебно-методическое обеспечение дисциплины

3. Методические указания для студентов

4. Методические указания для преподавателей

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Глоссарий

Действие – операция или совокупность операций, сознательно избранная и выполняемая субъектом для достижения определенной частной цели.

Метод обучения –система совместных действий педагога и субъектов учения, объективно необходимых для возникновения специфических изменений в психике, в действиях субъекта учения, обеспечивающие освоение субъектами учения элементов и подструктур деятельности, которые могут включаться субъектом учения как освоенные объекты в реальные деятельности.

Мотив деятельности (в психологической теории деятельности) – опредмеченная потребность, побуждение к определенной деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе стремления человека к осуществлению этой деятельности.

Обучение –система организации и способа передачи индивиду общественно выработанного опыта. Обучение является формой организации усвоения.

Педагогическая технология

· «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В.М. Монахов)

· «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». (М.В. Кларин1

Развивающее обучение – активно - деятельностный тип обучения, альтернативный объяснительно- иллюстративному типу.

Развитие– характеризуется прежде всего качественными сдвигами в уровне и форме присваиваемых индивидом способностей, видов деятельности и т.д., осуществляется через усвоение (присвоение) индивидом общественно-исторического опыта.

Технологическая модель обучения – последовательность технологически и дидактически обоснованных действий преподавателя и субъектов учения, объективно необходимых для достижения объективно заданной цели обучения на конкретном занятии, в типовых условиях.

Усвоение – процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных способов преобразований предметов окружающей действительности, типов отношения к ним и процесс превращения этих общественно выработанных эталонов в форму индивидуальной субъективности.

Учебная деятельность – деятельность субъекта, специально направленная на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний.

Цель педагогическая – идеальная модель ожидаемого результата решения педагогической задачи, результата учебно-воспитательного процесса.

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Современные образовательные технологии» составлена в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки специального педагогического образования квалификации (степени) бакалавра по профилю НДО и ФГОС общего начального образования. Программа курса разработана на основе современных тенденций реформирования и модернизации Российского образования.

Содержание данного курса обусловлено изменениями в современном образовательном пространстве, появлением новых социальных и педагогических возможностей. Вариативность системы образования, возможность выбора образовательных программ, технологий являются важными условиями изменений в отношениях участников образовательного процесса, повышения уровня мотивации и развития профессиональной компетентности педагогов.

Распространение гуманистической парадигмы образования ориентирует учителя на освоение технологий личностно-ориентированного, развивающего обучения, реализующихся на коммуникативной основе. Это требует внесения определенных изменений в подход к оценке профессиональной компетентности педагога. Формирование профессиональных компетентностей, учителя-технолога является основной задачей подготовки специалиста, способного создать условия для развития, формирования у школьников учебной деятельности, ответственности и самостоятельности. Специалистам, работающим с учащимися начальных классов необходимо знать и осознанно организовывать педагогическую деятельность в разных педагогических системах, Знать возможности использования современных педагогических технологий, уметь разрабатывать соответствующие технологические карты уроков.

Ведущими характеристиками педагога организующего свою деятельность в разных моделях гуманистической образовательной парадигмы являются:

· установка на гуманистические ценности при выборе содержания и способов педагогической деятельности;

· прогнозирование последствий использования способов решения педагогических задач на личность учащегося в условиях обучения в разных методических системах средствами разных технологий;

· открытость педагога к прогрессивным изменениям в образовании, высокий уровень познавательного интереса в области профессиональной деятельности;

· гибкость и критичность мышления;

· способность педагога к рефлексивному осмыслению своего опыта в контексте культуры и современного педагогического опыта.

.Задачи преподавания курса:

1. Создать условия для развития у студентов положительной мотивации усвоения современных педагогических технологий в процессе освоения содержания курса.

2. Обеспечить усвоение студентами основных категорий содержания курса на уровне анализа и сравнения подходов разных авторов.

3. Научить студентов осуществлять анализ учебных занятий с позиции личностно-ориентированного развивающего обучения и характеристик различных методических систем.

4. Познакомить студентов на уровне распознавания и описания основных характеристик с особенностями ряда конкретных развивающих технологий.

Содержание и формы проведения лекций и практических занятий направлены на активизацию познавательных и творческих возможностей студентов, самооценку своих профессиональных способностей.

Цель курса «Современные образовательные технологии в начальной школе»:

формирование профессиональных базовых компетенций на основе расширения и углубления знаний студентов об образовательных технологиях в целом, о сущности развивающего обучения, об отличительных характеристиках развивающих технологий, повышение уровня мотивации к их освоению и использованию в будущей профессиональной деятельности, подготовка к более осознанному использованию методик преподавания дисциплин в начальной школе.

Задачи преподавания спецкурса:

1. Создать условия для развития у студентов положительной мотивации усвоения современных педагогических технологий в процессе освоения содержания спецкурса.

2. Обеспечить усвоение студентами основных категорий содержания спецкурса на уровне анализа и сравнения подходов разных авторов.

3. Научить студентов осуществлять анализ учебных занятий с позиции личностно-ориентированного развивающего обучения и характеристик различных развивающих систем.

·

В процессе преподавания дисциплины предполагается использовать стратегии технологии развития критического мышления, метод проектов, анализ ситуаций. Содержание и формы проведения лекций и практических занятий направлены на активизацию познавательных и творческих возможностей студентов, самооценку своих профессиональных способностей.

Наши рекомендации