Значение высшей школы в развитии инновационной экономики
Существует объективный внутренний закон прогресса науки и высшей школы — неразрывная связь образовательного процесса и научных знаний. Сегодня в университетах реализуется программно-целевой метод планирования научных исследований, ориентированных на практический результат.
В последние годы наметился стабильный рост количества подаваемых вузами заявок и получаемых патентов на изобретения, число которых достигло более 300 в год. Их доля составляет примерно 20–25% от доли национальных заявителей. Университеты владеют около 18% действующих патентов на изобретения в Беларуси. Это является самым высоким показателем среди республиканских органов государственного управления и организаций.
Научно-технические разработки и инновационная продукция вузов востребованы как на отечественном, так и на международных рынках. Увеличивается экспорт научно-технической продукции, расширяется его география: за прошедшую пятилетку — на сумму около 29 млрд руб. в 27 странах мира.
Важным аспектом успешной инновационной деятельности является финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности. Сегодня инновационное развитие экономики, способное обеспечить высокие темпы роста производства продукции, в том числе экспортной и импортозамещающей, в определенной степени сдерживает недостаток инвестиций. В этих условиях вузам необходимо активизировать работу с отраслевыми министерствами и промышленными предприятиями.
С этой целью:
§ следует обеспечить концентрацию финансовых ресурсов вузов на приоритетных направлениях научных исследований и первостепенных проблемах предприятий реального сектора экономики;
§ организовать совместно с предприятиями проведение полного цикла исследований и разработок, завершающегося созданием новой продукции;
§ расширить привлечение инвестиций из различных источников;
§ активно использовать средства отраслевых инновационных фондов министерств и ведомств, средства Белорусского инновационного фонда.
Реализация задач по кадровому и научному обеспечению инновационного развития РБ
Решающим фактором дальнейшего развития научно-технической и инновационной деятельности университетов является их кадровый, научный потенциал. Поэтому подготовка научных кадров высшей квалификации в настоящее время представляет собой важнейшую стратегическую задачу развития научно-инновационного потенциала страны, которая решается на основе государственного заказа с учетом потребностей реального сектора экономики.
Совершенствуется нормативно-правовая база деятельности вузов по подготовке кадров высшей квалификации. Разработаны и утверждены дополнения и изменения в нормативные правовые акты, регулирующее правовые нормы деятельности аспирантуры и подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь — Положение о порядке планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации, Инструкция по подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь. Разработан и реализуется в вузах комплекс мер по повышению эффективности работы аспирантуры и докторантуры на 2007–2010 гг. Проводится работа по оптимизации кадрового состава из числа профессорско-преподавательских работников и научных сотрудников научных подразделений. Проведенный мониторинг закрепления молодых ученых в организациях Республики Беларусь, осуществляющих научную деятельность, показал, что сегодня в составе вузов и их научных подразделений работает 4135 молодых ученых.
По инициативе Министерства образования Главой государства учреждены стипендии Президента Республики Беларусь для аспирантов, молодым ученым — докторам наук в возрасте до 45 лет, кандидатам наук в возрасте до 35 лет и молодым ученым без степени в возрасте до 30 лет.
Таким образом, реализация задач инновационного развития страны возможна только в тесном взаимодействии высших учебных заведений, промышленных предприятий и научных учреждений республики при организации научных исследований, опытно-конструкторских разработок, подготовки современных мобильных кадров, в том числе высшей квалификации, обладающих творческим мышлением, способных к созданию инноваций и их внедрению в реальный сектор экономики.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет, цели и задачи курса «Экономика и управление инновациями»
2. Сущность и понятие инноваций и инновационной деятельности как фактора эффективного развития организаций
3. Жизненной цикл инновации
4. Классификация инноваций
5. Состояние и основные проблемы инновационной деятельности в Республике Беларусь.
6. Государственная программа инновационного развития РБ 2007-2010 гг.: цели, задачи
- Инновационное развитие аграрного сектора экономики
- Национальная инновационная система как современная стратегия управления формированием конкурентоспособной экономики
- Принципы развития национальной инновационной системы
- Элементы инновационной инфраструктуры
- Состояние и перспективы инфраструктуры инновационной деятельности РБ
- Научные и инженерные организации
- Производственные и коммерческие организации
- Специализированные малые инновационные организации
- Специализированные инновационные комплексы
- Центры трансфера технологий
- Ключевые факторы технологического прогресса
- Особенности управления инновационной деятельностью
- Элементы механизма управления инновациями
- Особенности функций управления инновациями
- Функции субъекта управления
- Функции объекта управления
- Функции инновации как объекта управления
- Правовое обеспечение инновационной деятельности
- Финансовое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Информационное и кадровое обеспечение
- Принципы функционирования системы финансирования инноваций
- Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования
- Инвестирование в инновационную деятельность
- Источники инноваций
- Общие понятия риска и управления рисками
- Классификация рисков при инвестициях в инновационную деятельность
34. Качественная и количественная оценка рисков
35. Способы снижения риска
- Понятие венчурных фирм. Специфика и преимущества венчурного предпринимательства
- Технология венчурной деятельности
- Венчурное инвестирование
- Основные проблемы венчурного предпринимательства в Беларуси
40. Инновационные проекты, их классификация и участники
- Этапы создания и реализации инновационного проекта
- Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта
- Сущность показателя эффекта инновационного проекта
- Экономическая эффективность инновационного проекта
- Современные проблемы развития инновационной экономики РБ
- Проблема восприимчивости предприятий промышленности Беларуси к инновационным процессам
- Основные направления стимулирования инновационной деятельности
- Информационные технологии
- Биотехнологии
- Нанотехнологии
- Аэрокосмическая техника
- Глобализация науки и технологий
- Международное научно-технологическое сотрудничество
- Мировые тенденции развития инновационной деятельности
- Состояние системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь
- Значение высшей школы в развитии инновационной экономики
- Реализация задач по кадровому и научному обеспечению инновационного развития РБ
ГЛОССАРИЙ