Методы энергосбережения в разных секторах экономики
Глобальное потепление является твердо установленным научным фактом. За последние 20-25 лет зафиксированное увеличение температуры составило 0,35 °С. По прогнозам специалистов пик глобального потепления будет зафиксирован на уровне 1,5-2,0 °С выше современного примерно через 200 лет.
Основной причиной глобальных процессов, которые приводят к изменению климата на нашей планете, являются существующие технологии, оказывающие негативное воздействие не только на климат, но и на здоровье людей, выбрасывая в атмосферу парниковые газы, обуславливающие возникновение парникового эффекта, который был описан ещё в начале XIX века.
Парниковый эффект– это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию (ультрафиолетовое излучение), но частично задерживать земное (инфракрасное) излучение и, тем самым, способствовать аккумуляции тепла Землей, средняя температура которой в настоящее время составляет около 15 °С. При данной температуре поверхность планеты и атмосфера находятся в тепловом равновесии.
До вмешательства человека в глобальные процессы Земли изменения, происходящие на её поверхности и в атмосфере, были связаны с содержанием в природе газов, которые и были названы «парниковыми».
К парниковым газам принято относить такие компоненты атмосферы естественного и антропогенного происхождения, которые поглощают и излучают радиацию в том же инфракрасном диапазоне, что и поверхность Земли, атмосфера и облака. К ним относятся: водяной пар (Н2О), диоксид углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), тропосферный озон (О3) и некоторые другие, например, антропогенные хлорфторуглероды (ХФУ), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), шестифтористая сера (SF6), которые под воздействием солнечного излучения распадаются, поставляя активные радикалы хлора, разрушающие озоновый слой. Без такого газового «покрывала», окутывающего Землю, температура на её поверхности была бы ниже на 30-40 °С, что обусловило бы проблематичность существования живых организмов в таких условиях (рис.3.1).
Углекислый газ является наиболее важным по влиянию на климат парниковым газом. Согласно докладу МГЭИК после 1750 г. отмечается беспрецедентный по скорости рост концентрации СО2 в атмосфере (на 35 %): с 280 ppm в 1750 г. до 379 ppm в 2005 г. [25].
Рисунок 3.1. Парниковый эффект
Метан – второй по значимости после CO2 парниковый газ, концентрация которого увеличилась с 715 ppb в доиндустриальный период до 1774 ppb в 2005 г., т.е. в 2,5 раза. В конце 1970-х и начале 1980-х годов наблюдалась максимальная скорость роста концентрации метана в атмосфере – около 1 % в год. [25]. Однако сначала 1990-х годов она значительно уменьшилась. Несмотря на среднегодовое замедление роста концентрации метана за последние 15 лет, наблюдается его значительная межгодовая изменчивость, причины которой не совсем понятны и порой необъяснимы.
Концентрация закиси азота по сравнению с доиндустриальным периодом (270 ppb) увеличилась на 18 % и в 2005 г. составила 319 ppb. В течение последних десятилетий этот рост был примерно линейным и составлял 0,8 ppb/год. В настоящее время примерно 40 % N2O поступает в атмосферу в результате хозяйственной деятельностью (удобрения, животноводство, химическая промышленность), однако существует большая неопределенность в оценках эмиссии, как от антропогенных, так и природных источников. N2O принадлежит важная роль в химии атмосферы, ибо этот газ является источником диоксида азота NО2, разрушающего стратосферный озон. В тропосфере NО2 способствует образованию озона и в значительной степени определяет химический баланс. [25].
Тропосферный озоноказывает как прямое влияние на климат через поглощение инфракрасного излучения Земли и ультрафиолетового излучения Солнца, так и через химические реакции, которые изменяют концентрации других парниковых газов, например, метана (тропосферный О3 способствует образованию важного окислителя парниковых газов – радикала ОН). [25].
На протяжении XXI века из-за увеличения антропогенной эмиссии предшественников озона в результате развития мировой экономики и роста населения (особенно в Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке, Африке) влияние тропосферного озона на климатическую систему будет оставаться значительным.
Водяной пар – важнейший естественный парниковый газ, вносит значительный вклад в парниковый эффект с сильной положительной обратной связью. Так, увеличение температуры воздуха вызывает рост влагосодержания атмосферы при примерном сохранении относительной влажности, что вызывает усиление парникового эффекта и тем самым способствует дальнейшему повышению температуры воздуха. Влияние водяного пара также может проявляться через увеличение облачности и изменение количества осадков. Вклад хозяйственной деятельности человека в эмиссию водяного пара незначителен и составляет менее 1 %. Водяной пар, наряду со способностью поглощать радиацию практически во всем инфракрасном диапазоне, также является источником образования ОН-радикалов, являющихся чрезвычайно активными окислителями и в значительной степени (несмотря на малые концентрации) определяющими химический состав тропосферы. [25].
В результате техногенной деятельности человека изменяется общий баланс тепла, влаги и веществ в атмосфере Земли. Это касается, прежде всего, углекислого газа, содержание которого в связи колоссальным ростом потребления углеводородного топлива неуклонно растет. Примерно на 50 % парниковый эффект вызван углекислым газом, на долю ХФУ приходится 15-20 %, на долю метана – около 18 %.
Парниковые газы различаются «силой» воздействия своего парникового эффекта, а также длительностью присутствия в атмосфере. Для сравнения парникового воздействие различных газов вводится эквивалент: их эффект пересчитывается в эффект от наиболее распространённого парникового газа – углекислого газа СО2. Численные оценки выбросов всех парниковых газов даются в тоннах СО2 эквивалента, получаемых в результате такого пересчета (обозначение – т СО2-экв).
Именно концентрация антропогенных парниковых газов (прежде всего, углекислого газа и метана) в атмосфере существенно изменилась в течение последнего столетия в результате деятельности человека, т.е. в век углеводородного топлива, что доказано изотопным и корреляционным анализами.
Конечно, вряд ли Земля может превратиться в Венеру или Марс (ведь и так уже порядка 90 % излучения поглощается), однако, если не предпринимать никаких мер, повышение средней температуры Земли на несколько градусов вполне возможно. А это уже грозит серьёзными последствиями: по оценкам специалистов увеличение средней температуры Земли на 2 ºС может привести в росту температуры в Арктике более чем на 5 ºС, а диапазон колебаний, т.е. скачков температуры, может достигнуть 20 ºС. [12].
На рис. 3.2 представлены глобальные антропогенные выбросы парниковых газов. [2].
Рисунок. 3.2. а) Глобальные антропогенные выбросы ПГ с 1970 г. по 2004 г.
b) Доля различных антропогенных ПГ в суммарных выбросах в 2004 г.
с) Доля различных секторов в суммарных выбросах антропогенных ПГ.
В связи с необходимостью изучения среды обитания человека, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция с участием первых лиц 156 государств, которые подписали так называемую Рамочную конвенцию об изменении климата. Развитием её является межправительственный Протокол, подписанный в 1997 г. в японском городе Киото – поэтому он и был назван Киотским Протоколом. Это первый в истории человечества случай, когда практически всё мировое сообщество подключилось к решению такой сложной научной задачи, как охрана окружающей среды.
По состоянию на сентябрь 2011 г. Протокол был ратифицирован 191 страной мира. Заметным исключением из этого списка являются США.
Цель – сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, закись азота N2O, SF6) на 5,2 % в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
- Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %;
- Япония и Канада – на 6 %;
- Страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %;
- Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года.
Президент РФ Владимир Путин подписал Киотский Протокол 4 ноября 2004 года.
Благодаря КП темпы роста эмиссии диоксида углерода в атмосферу резко замедлились. Анализ перспективных структур мирового энергобаланса позволяет заключить, что пик этой эмиссии будет зафиксирован в течение ближайших 20-25лет на уровне, не слишком отличающемся от современного. В настоящее время выбросы составляют около 7 млрд. т в год, а ожидаемый пик по прогнозам составит примерно 9 млрд. т в год.
Киотский протокол обязывал большинство из промышленных стран мира к 2012 г. сократить свои объёмы выбросов ПГ в среднем на 5,2 % от уровня 1990 г. Тем не менее, не все страны справились с принятыми обязательствами.
Наибольших успехов в снижении выбросов ПГ достигли страны Прибалтики (особенно, Латвия), в то время как на противоположном полюсе «лидируют» Испания и Канада. Удивительно, но Испания входит в четвёрку стран, наиболее развитых в сфере освоения ВИЭ. Что касается Канады, то в 2011 г. они вышли из Киотского протокола. [8].
В приложении к климатической Конвенции ООН названы технологические процессы, приводящие к эмиссии парниковых газов:
- сжигание топлива – энергетика, обрабатывающая и строительная промышленности;
- добыче и транспортировке топлива – уголь, нефть и природный газ;
- промышленные технологии – горнодобывающая, химическая, металлургическая, производство и использование галогенизированных углеродных соединений;
- сельское хозяйство – интенсивная ферментация, хранение и использование навоза, производство риса и других с/х культур, управляемый пал травы;
- хранение и сжигание отходов, обработка сточных вод.
Основным загрязнителем атмосферы является СО2, образующийся в результате сжигания органического топлива при выработке электроэнергии и тепла. Евросоюз с населением 16 % от общего населения в мире является в настоящее время одним из основных загрязнителей атмосферы (26 %).
Среди стран мира самым крупным загрязнителем окружающей среды в начале ХХI века являлись США – 7,7 млн. тонн СО2 (более 20 % от суммарной общемировой эмиссии углекислого газа), Китай – 7,6 млн. т, России – 6,2 млн.т. [14].
По относительным показателям эмиссии СО2 (выбросы в тоннах на 1 МВт установленной электрической мощности ТЭС) крупнейшим загрязнителем воздуха можно считать Россию (80 т/МВт), затем следует Индия и Великобритания (по 65 т/МВт), Китай (61 т/МВт). Наиболее низкие показатели в Германии и Японии – всего 7 т/МВт. [14].
Одним из самых загрязнённых мегаполисов в мире является Пекин с его 12-милионным населением. Основной причиной загрязнения являются промышленные предприятия, густо разбросанные по городу. Во многом способствует загрязнению Пекина и отопление домов углем.
В последние годы по «экологическим» причинам в Китае было закрыто 73 тыс. предприятий. К 2001 г. более 90 % из 238 тыс. производств, которым были предъявлены претензии со стороны государства, осуществили необходимые мероприятия по обеспечению экологической безопасности и стали соответствовать государственным экологическим стандартам. В результате, за годы бурного экономического роста загрязнение окружающей среды удалось сократить на 10 % по сравнению с 1995 г. В первой декаде ХХI века Китай намерен снижать количество вредных выбросов на 10 % ежегодно путём внедрения новых технологий и экологически чистых процессов производства.
Выброс парниковых газов зависит от вида сжигаемого топлива и содержания углерода и составляет примерно 1,4 кг на 1 кВт∙ч. Наиболее высокие уровни выброса СО2 имеют электростанции, работающие на угле.
Киотским протоколом закреплены количественные обязательства как развитых стран, так и стран с переходной экономикой по ограничению и снижению поступления парниковых газов (прежде всего СО2) в атмосферу. По состоянию на февраль 2011 г. его ратифицировали 191 страна.
Производство электроэнергии на основе безэмиссионных технологий в настоящее время связано со значительными материальными затратами, которые, в свою очередь, обуславливают повышенные энергозатраты, а значит, сопряжены с дополнительной эмиссией тех же парниковых газов.
Очевидно, что выбросы парниковых газов надо снижать. Встаёт закономерный вопрос: кто, где, когда и как? Почти как в популярном интеллектуальном телешоу «Что, где, когда?». В научных докладах самого различного уровня, в правительственных материалах различных стран и в межправительственных отчётах можно встретить, например, численные показатели: 50 % снижения выбросов ПГ к 2050 г. для мира в целом и 80 % – для наиболее развитых стран. Но чтобы судить о действиях той или иной страны в этом направлении, необходимо, но не достаточно замерить концентрацию СО2 в её городах: это будет не показательно, поскольку для ПГ, также как и для других токсичных газов, не существует межгосударственных границ и «таможенных пунктов», они могут достаточно долго находиться в атмосфере и хорошо там перемешиваться. Поэтому их концентрации в Санкт-Петербурге, в Детройте или в Пекине, как правило, очень близки и не характеризуют ту или страну как источник парниковых газов. Здесь необходимы расчёты расхода использованного топлива, количества той или иной продукции, производство которой сопровождается выбросами и т. п. Кроме того, очень важен мониторинг состояния лесов и других экосистем, которые, как выясняется, могут не только поглощать углекислый газ, но и сами являться источниками СО2 и метана.
Численно оценить суммарный объём выбросов ПГ вообще проблематично, поскольку достаточно хорошо изучена только наибольшая составляющая – выбросы СО2 от сжигания ископаемых видов топлива, которая дает примерно 65 % от общего количества, а также выбросы различных промышленных химических процессов (производство цемента, металлургия и др.), которые дают только около 3 % общих выбросов парниковых газов. Таким образом, относительно точно известно лишь порядка 70 % от общего объёма глобальных выбросов ПГ, в связи с чем в каждом конкретном анализируемом случае необходимо обращать внимание на то, что же имеется в виду под понятием «выбросы парниковых газов».
Экологическая обстановка в мире в последние два десятилетия существенно изменилась. Если в 1990 г. на долю развивающихся стран приходилась 1/3 выбросов ПГ, а на долю промышленно развитых – 2/3, то к 2013 г. наблюдается почти зеркальное отображение, чему виной сильнейший рост выбросов в Китае, Индии, Бразилии, ЮАР и Индонезии, которые и определяют в настоящее время динамику глобальных выбросов (рис. 3.3).
Рисунок 3.3. Динамика выбросов ПГ по 2013 г.
В большинстве развитых стран выбросы либо стабильны, либо незначительно снижаются. Это объясняется тем, что внедрение новых энергоэффективных технологий и товаров идет быстрее, чем расширение объёмов производства и потребления. Существенным фактором является и невысокий рост численности населения в развитых странах по сравнению с развивающимися.
Что касается России, то у нас наблюдается медленный рост выбросов ПГ, поскольку энергоэффективность растёт пока медленнее, чем объём производства и потребления.
Остаётся только надеяться, что в ближайшие годы или десятилетия РФ встанет на путь устойчивого развития, что приведёт и снижению выбросов СО2 и других парниковых газов.
Президент и премьер-министр РФ регулярно отмечают, что Россия будет предпринимать шаги по снижению выбросов, если столь же активно в этом процессе будут участвовать два главных «вредителя»: Китай и США. До недавнего времени Россия была на третьем месте по объёму выбросов парниковых газов, но на сегодняшний день по выбросам СО2 в энергетике и промышленности наша страна уже четвертая (нас «опередила» Индия). Если же добавить ещё и данные о рубке лесов, то впереди нас и Бразилия (рис. 3.4). Относительный вклад РФ в глобальные выбросы ПГ сократился до 3 %.
Рисунок 3.4. Вклад отдельных стран в выбросы парниковых газов
в середине 2000-х г.