И конкурентные преимущества 1 страница
Технологический прогресс — один из главных «двигателей» конкуренции. Он играет важную роль во всем, что касается структурных изменений в той или иной отрасли, а также в появлении новых отраслей. Технологический прогресс также выступает в качестве «уравнителя»: развитие технологий нивелирует конкурентные преимущества даже тех компаний, которые прочнее всех закрепились на рынке, в то же время выдвигая другие компании на передовую конкурентной битвы. Многие из сегодняшних компаний-лидеров вышли на ведущие позиции благодаря умелому применению достижений технического прогресса. Среди всех факторов, влияющих на исход конкурентной борьбы, развитие технологий, безусловно, принадлежит к тем, чье действие наиболее заметно.
Однако, несмотря на всю важность технологической стороны, часто от-
ношение между техническим прогрессом и конкуренцией понимается в
корне неверно. Прогресс в области технологий рассматривается как име-
ющий ценность сам по себе и для себя — в итоге любое технологическое
изменение, которое компания внедряет первой из всех, работающих на рынке, представляется благотворным. Конкуренция в «высокотехнологичных» отраслях часто видится своего рода «пропуском» в область высоких
244 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
прибылей, тогда как менее технологичные отрасли становятся объектом высокомерного отношения. Последние достижения иностранных компаний на арене международной конкуренции — в основном за счет технологических инноваций — еще больше заставляют многие компании вкладывать деньги в новые технологии, причем порой слепо и бессистемно.
Технический прогресс важен не сам по себе, а в той степени, в какой его достижения способствуют получению конкурентных преимуществ и улучшают структуру отрасли. Не все технологические достижения благоприятно влияют на отраслевую структуру: некоторые могут негативно отразиться как на конкурентной позиции отдельно взятой компании, так и на прибыльности отрасли в целом. Высокие технологии не являются гарантией прибыльности. Более того, многие высокотехнологичные отрасли гораздо менее прибыльны, чем менее технологичные, — и все это в силу особенностей структуры той или иной отрасли.
Технологии пронизывают всю цепочку создания стоимости компании, ведь технологии в широком смысле существуют не только в тех видах деятельности, которые непосредственно относятся к производству материального продукта. На самом деле, при такой точке зрения нетехнологичных отраслей не существует. Представление о прибыльности отрасли только при условии высоких вложений в новые технологии часто ведет к стратегическим катастрофам. Более того, многие важные инновации, дающие определенные конкурентные преимущества, имеют вполне «земной» характер и не требуют капитальных научных прорывов. Инновации могут быть значимыми со стратегической точки зрения как в более технологичных, так и в менее технологичных отраслях.
В этой главе будет описана связь между техническим прогрессом и конкурентными преимуществами, а также структурой отрасли. Я буду говорить не о конкретных технологиях и не о способах управления исследованиями и развитием, а о том, как распознать стратегическую значимость той или иной технологии и использовать ее для получения конкурентных преимуществ. В этой главе технология понимается очень широко, ведь все технологии, так или иначе присутствующие в цепочке создания стоимости компании, потенциально влияют на позиции компании в конкурентной борьбе.
В начале главы показано, как связаны технологии и конкуренция. Я исследую отношения между технологиями и конкурентными преимуществами — эти отношения зависят от роли, которую технологии играют в це- почке стоимости компании: благодаря использованию определенных технологий в деятельности по созданию стоимости компания может добиться снижения затрат или дифференциации своих продуктов. Затем будет показано, как технологии влияют на формирование структуры отрасли. С помо-
Технологии и конкурентные преимущества 245
щью данной методики можно будет проанализировать способы и подходы к выбору стратегии в области технологий. Такая стратегия должна включать решение вопроса о том, в какие важнейшие технологии стоит вкладывать деньги, надо ли стремиться к лидерству в области технологий, как и когда лицензировать технологии. На следующем этапе изложения показывается, как компания может предвидеть направление технологического прогресса по мере развития индустрии, что является жизненно важным вопросом для выбора стратегии в отношении технологий. Наконец, я суммирую материал главы, изложив последовательно стадии разработки технологической стратегии.
Технологии и конкуренция
Любая компания в своей работе использует множество технологий. Все, что делает компания, требует определенного рода технологии, хотя в производстве конечного продукта может превалировать только одна или несколько из них. Значение технологии для конкуренции не зависит от ее достоинств с точки зрения науки или ее роли в производстве материального продукта. Любая из технологий, применяемая компанией, может оказать определенное влияние на исход конкурентной борьбы. Таким образом, важность технологии с точки зрения конкуренции определяется тем, насколько данная технология может способствовать получению компанией конкурентных преимуществ или повлиять на структуру отрасли.
ТЕХНОЛОГИИ И ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ
Основным инструментом в понимании роли технологий для получения компанией конкурентных преимуществ снова будет цепочка создания стоимости. Если представлять компанию как совокупность определенных видов деятельности по созданию стоимости, то можно сказать, что компания представля-ет также совокупность технологий. Технологии используются во всех видах деятельности по созданию стоимости, а технологический прогресс влияет на каждый из этих видов деятельности, а значит, и на позиции компании в конкурентной борьбе в целом. Рисунок 5.1 иллюстрирует, какие технологии, как правило, присутствуют в любой цепочке создания стоимости.
В каждом виде деятельности используются определенные технологии, позволяющие преобразовывать материальные и трудовые ресурсы в конеч-ный продукт данного вида деятельности. Используемая технология может
246 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
быть очень простой, как, например, определенные правила поведения персонала; обычно технология опирается на несколько научных дисциплин, или подтехнологий. Например, технология погрузочно-разгрузочных работ, применяемая в операциях по логистике, базируется обычно на таких дисциплинах, как организация производства, электроника и технические свойства материалов. Технология, используемая при осуществлении определенного вида деятельности, представляет собой комбинацию нескольких подтехнологий. Технологии включены также во все виды приобретаемых ресурсов — как в расходные материалы, так и в капитальные активы. Технология, реализованная в ресурсах определенного вида, вступает во взаимодействие с другими подтехнологиями этого вида деятельности, что влияет на эффективность этой деятельности в целом.
Технологии реализуются не только в основных, но и во вспомогательных видах деятельности. Например, компьютерная разработка продуктов — это пример технологии, которая начинает вытеснять традиционные способы разработки. Эффективность осуществления вспомогательных видов деятельности также зависит от используемых технологий, включая такие их виды, которые обычно к традиционным не причисляют. Материально-техническое обеспечение включает процедуры и технологии приема заказов и взаимодействия с поставщиками. Последние достижения в области информационных систем выводят деятельность по материально-техническому обеспечению на совершенно новый уровень, изменяя процедуры обработки заказов и облегчая создание прочных связей с поставщиками. Управление кадрами опирается на исследования в области стимулирования работы сотрудников и обучающие технологии. Инфраструктура компании также подразумевает множество разнообразных технологий, начиная от их воплощения в офисном оборудовании и заканчивая исследованиями в области юрисдикции и стратегического планирования.
Технологии информационных систем применительно к цепочке создания стоимости можно назвать поистине всепроникающими, ведь каждый вид деятельности по созданию стоимости одновременно использует (потребляет) и продуцирует информацию. Это особенно хорошо видно на рис. 5.1, где технологии информационных систем присутствуют во всех категориях видов деятельности в цепочке создания стоимости. Информационные системы используются для составления графиков, контроля, оптимизации, измерений и других составляющих того или иного вида деятельности. Например, при операциях внутренней логистики информационные системы применяются для контроля над погрузочно-разгрузочнымй работами, доставок по расписанию, управления расходованием сырьевых запасов. Также информационная система необходима для обработки за-
248 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
казов, управления связей с поставщиками и составления графика работы обслуживающего персонала. Технологии информационных систем играют важную роль в создании и использовании «сцеплений» между всеми видами деятельности, так как их координация и оптимизация требует управления обменом информацией об осуществлении разных видов деятельности. Ускоряющийся прогресс в области технологий информационных систем в последнее время оказывает все большее влияние на конкуренцию и получение конкурентных преимуществ — именно в силу того всеобъемлющего характера, который носит эффект информационных технологий во всей стоимостной цепочке.
Другой всепроникающей технологией в цепочке создания стоимости является технология администрирования или управления работой офиса: ведь секретарские и другие функции, выполняемые работниками офисов, входят составной частью во многие виды деятельности по созданию стоимости. Конечно, можно рассматривать технологии работы офиса как подкатегорию технологии информационных систем, но я разделил эти две технологии в силу того, что большинство исследователей и практиков склонны уделять недостаточно внимания технологии администрирования. Изменения, касающиеся выполнения офисных функций, заметны сегодня в работе большинства компаний, и это одно из самых важных направлений развития технологий в наши дни, хотя мало кто выделяет на это какие-либо серьезные ресурсы.
Технологии, применяемые при осуществлении различных видов деятельности, связаны друг с другом, и эти связи формируют основу для «сцеплений» между видами деятельности в цепочке создания стоимости. Например, технологии, используемые в производстве продукта, связаны с технологиями технического и гарантийного обслуживания, тогда как технологии производства компонентов продукта связаны с технологиями, формирующими конечный продукт в целом. Таким образом, выбор технологий в одном из звеньев цепочки стоимости имеет последствия для многих других ее звеньев. В крайнем случае технологические изменения в осуществлении одного из видов деятельности могут потребовать тотальной перестройки всей цепочки. Например, переход на керамические запчасти к двигателям подразумевает отказ от некоторых стадий производственного процесса помимо того, что в цепочке стоимости требуются и другие изменения. Связи с поставщиками и каналами реализации также часто ведут к использованию взаимосвязанных технологий в осуществлении некоторых видов деятельности.
Хорошим примером взаимозависимостей между технологиями в разных видах деятельности по созданию стоимости является система заказа билетов Sabre компании American Airline. Компания сдает пункты обслуживания в аренду туристическим агентствам, что позволяет осуществлять автоматизацию
Технологии и конкурентные преимущества 249
резервирования и продажи билетов. Эта система стала одним из источников дифференциации услуг компании American. В то же время система используется и в самой компании для продажи билетов и выдачи посадочных талонов, равно как и для организации маршрутов с пересадками. Компания также продает номенклатурные списки в этой системе другим авиакомпаниям.
Совершенно ясно, что технологии компании взаимозависимы с технологиями, используемыми покупателями компании. Зоны потенциального взаимодействия технологий компании и ее покупателей определяются теми точками соприкосновения между цепочками создания стоимости, о которых говорилось в предыдущей главе. Технологии, участвующие непосредственно в создании материального продукта, влияют на продукты и на производственный процесс его покупателей и наоборот; технология обработки заказов, принятая в компании, одновременно оказывает влияние на методы материально-технического обеспечения покупателя и испытывает влияние этих методов.
Таким образом, технологии проникают во все сферы деятельности компании; отчасти они зависят при этом от технологий, используемых поставщиками и каналами реализации. В результате деятельность по развитию новых технологий выходит за рамки традиционно отводимой для нее области — отдела по исследованиям и разработкам; кроме того, эта деятельность практически захватывает поставщиков и каналы реализации.* Некоторые технологии, задействованные в цепочке стоимости, в некоторой степени зависят от типа отрасли, но большинство — нет. Автоматизация работы офиса и транспортировка — всего лишь два примера, когда жизненно важная технология не является специфической для одной отрасли. Это означает, что технологические разработки, представляющие для компании интерес, могут создаваться и за пределами отрасли, в которой работает компания. Все эти характеристики технологического развития имеют непосредственное отношение к той роли, которую технологии играют в получении конкурентных преимуществ.
ТЕХНОЛОГИИ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Технологии влияют на получение конкурентных преимуществ: они в значительной степени определяют, какую позицию компания займет по отношению к конкурентам в отношении издержек или дифференциации. Поскольку тех-
* Таким образом, применительно к типовой цепочке создания стоимости используется термин «технологическое развитие», а не более узкое понятие «исследования и развитие». — Прим. авт.
250 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
нологии присутствуют в каждом виде деятельности по созданию стоимости и участвуют в образовании «сцеплений» между разными видами деятельности, они оказывают мощное влияние как на уровень издержек компании, так и на уровень дифференциации ее продуктов. Технологии влияют на издержки и дифференциацию постольку, поскольку они определяют действие ключевых факторов издержек и дифференциации, о которых говорилось в главах 3 и 4. Технология, применяемая в том или ином виде деятельности по созданию стоимости, часто сама оказывается объектом действия других ключевых факторов — масштаба, расчета времени или взаимосвязей между бизнес-единицами. Например, благодаря масштабу можно ускорить автоматизированную сборку, установка на преимущества первого хода позволяет компаниям получить в свое распоряжение «свободные» источники гидроэлектроэнергии, пока они еще имеются в наличии. В этих примерах технологии не являются источником конкурентных преимуществ, они скорее представляют собой результат обладания некоторыми преимуществами. Однако технологии, применяемые при осуществлении того или иного вида деятельности, часто отражают политические установки компании, принимаемые независимо от действия других ключевых факторов, и в этом случае технологии сами становятся ключевыми факторами издержек или дифференциации. Компания, которой удается овладеть более совершенной, чем у конкурентов, технологией осуществления определенного вида деятельности, получает в свое распоряжение конкурентное преимущество.
Помимо непосредственного влияния на издержки и дифференциацию, технологии воздействуют на конкурентные преимущества, затрагивая или изменяя действие прочих ключевых факторов издержек или дифференциации. В зависимости от технологического развития может расти или, наоборот, падать экономия от действия эффекта масштаба, взаимосвязи между бизнес-единицами начинают возникать там, где до сих пор они отсутствовали, создаются возможности правильного расчета времени; в целом влияние развития технологий затрагивает практически все ключевые факторы издержек или дифференциации. Таким образом, компания может использовать деятельность по технологическому развитию для изменения действия ключевых факторов издержек в том направлении, которое благоприятствует повышению эффективности работы компании. При этом компания имеет все шансы стать единственной, кто использует эффект от действия того или иного ключевого фактора.
Есть два хороших примера того, какую роль технологии играют в изменении позиции компании в отношении издержек; оба примера относятся к алюминиевой промышленности. Из-за резкого повышения цен на электроэнергию затраты на нее стали ведущей статьей расходов при плавке алю-
Технологии и конкурентные преимущества 251
миния; в результате у некоторых производителей значительно подорожал сам продукт — алюминий. Именно в эту категорию попали большинство японских компаний, специализирующихся на плавке алюминия. Чтобы решить эту проблему, японские компании стали активно использовать новую, революционную технологию, а именно метод карботермического восстановления; при этой технологии бокситы, как и другие связанные руды, конвертируются непосредственно в алюминий, без дорогостоящих энергоемких промежуточных стадий. Это позволяет значительно снизить расход электроэнергии. Таким образом, внедрение новой технологии в этом случае подразумевает определенные политические установки, то есть ключевой фактор издержек. Карботермическое восстановление и связанное с ним сокращение потребления электроэнергии также уменьшают значимость таких ключевых факторов, как местоположение и институциональные факторы, поскольку местоположение и государственная политика ценообразования на электроэнергию существенно влияют на стоимость электричества.
Другим примером роли технологии в снижении издержек является производство полупродукта алюминия; в этой области разрабатывается новая производственная технология непрерывных отливок, которая является потенциальным заменителем прокатных станов. Новый производственный процесс вряд ли позволит сократить издержки при достаточно больших масштабах, но он является вообще менее чувствительным к масштабу. Если процесс станет эффективным, преимущества масштаба, имеющиеся у крупных производителей алюминиевых полуфабрикатов, будут сведены к нулю, а размещать заводы можно будет ближе к покупателям. Это, в свою очередь, способствует снижению довольно значительных в настоящее время транспортных расходов в тех регионах, куда до сих пор продукты доставлялись из отдаленных производственных центров. В этом примере технология сама по себе не служит ключевым фактором издержек, но влияет на действие некоторых ключевых факторов (масштаба и местоположения). Это означает, что данная технология будет оказывать влияние на конкурентные позиции тех компаний, чьи издержки в значительной мере зависят от действия именно этих факторов.
Роль технологий в дифференциации можно рассмотреть на примере компании Federal Express: эта компания перестроила свою цепочку создания стоимости в сфере доставки бандеролей и добилась повышения надежности и скорости доставок. Новые технологии, применяемые в цепочке создания стоимости Federal Express, выбраны благодаря политическим установкам компании, но они при этом также имели значение для усиления действия эффекта масштаба и позволили компании получить преимущества первого хода. В результате компания захватила крупную долю рынка, а это означа-
252 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
ет, что, даже если конкуренты захотят воспроизвести стратегию компании, такой шаг обойдется им слишком дорого. Этот пример также демонстрирует, что серьезные технологические достижения необязательно опираются на научные открытия или технологии, которые до применения их компанией были доступны далеко не всем. Конкурентные преимущества можно получить, даже привнося в осуществление некоторого вида деятельности изменения вполне практического, «земного» характера; можно также по-новому скомбинировать уже известные технологии.
Поскольку технологии компании взаимодействуют с технологиями, применяемыми покупателями ее продуктов, любые технологические изменения у покупателей влияют на конкурентные преимущества компании-продавца, причем в той же степени, в какой на них влияют технологические изменения внутри компании. Это особенно справедливо в случае, если на той или иной технологии основана стратегия дифференциации. Например, компания-дистрибьютор была поставщиком дифференцированных услуг, осуществляя калькуляцию цен и контроль над товарно-материальными запасами для своих покупателей — предприятий розничной торговли. Но если розничный магазин перейдет на компьютеризированную систему учета в режиме онлайн, компания — поставщик услуг лишится основания для дифференциации. Также технологические изменения в деятельности компании-поставщика способствуют получению конкурентных преимуществ компанией, сотрудничающей с этим поставщиком, но могут способствовать и обратному эффекту в том случае, если эти технологические изменения отразятся на действии ключевых факторов издержек или дифференциации компании — партнера данного поставщика.
Как определить необходимость технологического новшества
Наличие связи между технологическими изменениями и конкурентными преимуществами предполагает, что можно провести ряд тестов, которые позволят обнаружить то направление технологических изменений, которое будет максимально благоприятным для эффективной работы компании. Технологические изменения позволят добиться устойчивых конкурентных преимуществ в следующих случаях:
Изменения в технологиях позволяют снизить издержки или усилить диф- ференциацию, при этом технологическое лидерство является устойчивым. Технологические изменения способствуют получению конкурентных преимуществ, если благодаря этим изменениям можно снизить издержки или
Технологии и конкурентные преимущества 253
сделать основание дифференциации более прочным, при этом сама технология должна быть защищена от ее возможного использования конкурентами. Факторы, которые определяют устойчивость технологического преимущества, рассматриваются ниже.
Благодаря технологическим изменениям меняется и направление действия ключевых факторов издержек и дифференциации: они начинают благоприятствовать эффективной работе компании. Изменения в технологии, применяемой в определенном виде деятельности, или изменения в продукте, влияющие на тот или иной вид деятельности, всегда также влияют и на действие ключевых факторов издержек и дифференциации. Конкуренты могут даже воспроизвести ту или иную технологию компании, но эта технология все равно останется источником конкурентных преимуществ, если компания будет в максимально благоприятном направлении использовать действие ключевых факторов издержек. Например, новый процесс сборки, более чувствительный к масштабу, чем предыдущий, позволит получить выгоду компании, обладающей значительной долей рынка, при условии, что компания будет первой, кто введет в действие этот процесс. Преимущество останется у компании даже тогда, когда конкуренты впоследствии внедрят эту технологию в свое производство.
Если компания будет пионером в использовании тех или иных технологических достижений, это дает преимущества первого хода помимо тех, которые присущи самим используемым технологиям. Даже если достижения компании-новатора воспроизводятся конкурентами, первенство в использовании технологических достижений позволяет получить самые разнообразные преимущества первого хода в том, что касается издержек или дифференциации, и эти преимущества можно будет удержать даже тогда, когда технологическое лидерство будет утеряно. Преимущества и негативные стороны первого хода рассматриваются ниже.
Технологические изменения способствуют улучшению структуры отрас-ли. Технологические изменения, которые помогают улучшить структуру отрасли, целесообразны даже в том случае, если конкурентам легко будет их воспроизвести.
Технологические изменения, которые не проходят этот тест, не будут. Иметь позитивного влияния на конкурентоспособность компании, на ка-ких бы серьезных научных достижениях они ни были основаны. Более того, технологические изменения, которые не просто не проходят тест, но еще и
254 ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
дают отрицательный эффект, могут полностью лишить компанию ее пре-
имуществ; таким обратным эффектом будет, например, изменение направ-
ления действия ключевых факторов издержек и дифференциации. Техноло-
гические изменения часто способствуют тому, что эти факторы начинают
«работать» на конкурентов. Компания с помощью данного теста может так
же обнаружить, что планируемые технологические изменения проходят по
одному из пунктов теста, но по другому пункту они будут способствовать
снижению конкурентоспособности.
ТЕХНОЛОГИИ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА
Если технология, применяемая компанией в том или ином виде деятельности, начинает распространяться за пределы компании, процесс технологического развития становится важным определяющим фактором структуры отрасли в целом. Технологические изменения, затрагивающие отрасль вообще, способны повлиять на все пять движущих сил конкуренции, что в итоге укрепляет или, наоборот, подрывает основы привлекательности отрасли. Так что если даже технология не дает конкурентных преимуществ какой-то одной компании, она может повысить потенциал прибыльности всех компаний отрасли. Наоборот, технологические изменения, укрепляющие конкурентные преимущества какой-то одной компании, могут при воспроизведении конкурентами негативно повлиять на всю структуру отрасли в целом. Наличие у технологических изменений «побочного эффекта» для структуры отрасли означает, что компания не может разрабатывать свою стратегию в отношении технологий, не оценив их потенциального влияния на структуру отрасли в целом.
Технология и барьеры вхождения
Технологические изменения — это мощный фактор, способствующий образованию барьеров для выхода на рынок. Этот фактор может способствовать экономии на масштабе, а может, наоборот, негативно отражаться на действии эффекта масштаба. Например, гибкие автоматизированные производственные системы часто способствуют сокращению экономии на масштабе. Но технологические изменения могут способствовать росту эффекта масштаба в самой деятельности по технологическому развитию, через ускорение разработок новой продукции или повышение объема инвестиций, необходимых для ввода в производство новой модели. Технологический прогресс является также основанием для эффекта кривой обучения.
Технологии и конкурентные преимущества 255
Сама кривая обучения — это результат усовершенствований в таких областях, как планирование, выработка и скорость машинного производства, но все это определенные типы технологических изменений. Технологические изменения ведут к получению и других абсолютных преимуществ в издержках — таких как снижение затрат на разработку продукта. Благодаря технологическим изменениям можно регулировать объем капиталовложений, необходимый для успешной конкуренции в определенной отрасли. Например, переход на непрерывный технологический процесс в производстве кукурузного крахмала и кукурузного сиропа привел к существенному увеличению объема капитала в измельчение увлажненного кукурузного зерна.
Технологический прогресс играет важную роль в том, что касается формирования схемы дифференциации продукта. Например, в производстве аэрозольной упаковки технологический прогресс позволил добиться стандартизации спецификаций, в результате чего аэрозоли получили широкое распространение; однако при этом производители, работавшие по заказу, потеряли возможность дифференцировать свои продукты на основании их технических и эксплуатационных характеристик. Технологический прогресс способствует сокращению или, наоборот, повышению затрат, связанных со сменой партнеров или переходом на другие продукты. От того, какие технологии используются конкурирующими компаниями и какие изменения эти компании вносят в свои технологические процессы, зависит, придется ли компании-покупателю при смене партнера или при переходе на другие продукты переобучать свой персонал или нести дополнительные затраты на приобретение дополнительного оборудования. Изменения, связанные с переходом на другие технологии, могут также повлиять на доступ компаний к каналам реализации: благодаря новым технологиям компания может отказаться от услуг некоторых каналов (например, это происходит в силу распространения такого маркетингового приема, как прямые продажи по телефону). С другой стороны, благодаря появлению новых технологий зависимость отрасли от работы каналов реализации может только усилиться, например, если из-за технологических изменений для продажи будут требоваться дополнительные Демонстрации продукта, а сами продукты станут требовать более интенсивного технического и гарантийного обслуживания после покупки.