Какая польза от квантовой теории обычному миру?
Квантовая механика содержит в себе немало головоломных парадоксов, но для нас особенный интерес представляет контраст между впечатляющими практическими результатами теории, с одной стороны, и ее таинственной, пугающей и явно алогичной природой — с другой. Никто бы не поверил в квантовую теорию, если бы ее научные предсказания не оправдались так много раз или если бы она не изменила нашу жизнь настолько сильно. Квантовая теория способна предсказывать результаты экспериментов с многоразрядными десятичными дробями. Благодаря квантовой теории (и теориям относительности), у нас есть транзисторы, микрочипы, ядерная энергия и лазеры. Без квантовой теории современная космология была бы невозможна.
Что же получается? У нас есть поразительно успешная физическая теория, но перспективы использования квантов — пусть даже в рамках науки в целом или науки о микроскопических частицах материи в частности — кажутся слишком неясными, необычными и ошибочными даже таким выдающимся физикам, как Эйнштейн и Шредингер. Похоже, и нам пора задать вопрос: какая польза от квантовой механики всему остальному, и особенно бизнесу?
И тут нам придется погрузиться в мутные воды полемики. Новоявленные авторитеты в области «поп"-науки дают нам множество различных далеко ведущих интерпретаций квантовой теории, а некоторые из них претендуют на создание новой «квантовой» теории общества и бизнеса, которой предстоит заменить считавшиеся незыблемыми «ньютоновские» теории. Подобные претензии кажутся мне неубедительными по причинам, о которых я расскажу дальше в этой главе. Но, прежде чем привести достойный образец экстраполяции квантовой теории на бизнес и подвергнуть анализу такую интерпретацию, мне хотелось бы сначала привести два примера, когда применение квантовой теории в качестве метафоры, на мой взгляд, вполне оправданно и полезно для целей бизнеса.
Избавление от тирании принципа «или... или"
Как принцип неопределенности- Гейзенберга, так и принцип комплементарное™ Бора являются прямыми следствиями того, что когда-то, в 1920-х годах, считалось последним словом в науке— замены подхода «или... или» на «не только..., но и». Такая методология стала ответом на реальность природы квантов. В то время как глупо было бы заявить, например, что кошка одновременно может находиться и гостиной и в спальне, утверждение о возможности нахождения частицы в двух местах одновременно имело, как считал Гейзенберг, определенный смысл. Во всяком случае, при условии существования квантовых прыжков в пределах атомов мы не можем точно определить их координату и импульс. К тому же, добавил Бор, свет может одновременно быть и последовательностью волн и потоком частиц. Оба этих описания, по мнению Бора, необходимы и дополняют друг друга, помогая нам понять, что происходит.
Открытие принципа «не только..., но и» как разумной альтернативы принципу «или... или», на мой взгляд, привело к развитию весьма продуктивного и сравнительно нового типа мышления, который можно считать производным, хотя бы в широком смысле, от квантовой механики. Конечно, если бы даже квантовой механики никогда не существовало, мы все равно могли бы совершить прорыв к мышлению в стиле «и то... и то».
Начнем с того, что мы смогли бы вывести принцип «и то... и то» из современного бизнеса. Назовите практически любую ситуацию, в которой по обыкновению следовало бы сделать выбор «или... или», и я докажу вам, что, по крайней мере в определенных обстоятельствах, можно избежать выбора и найти решение в духе «не только..., но и». Например, при наличии достаточно сильного творческого порыва или удачи мы можем не только доставить удовольствие фондовой бирже, но и проявить социальную ответственность. Мы можем не только нацеливаться на получение высокой прибыли, но и поставлять потребителям то, что имеет для них наибольшую цену. Мы можем производить продукцию не только высокого качества, но и по низким ценам; качество может быть не просто «бесплатным», но даже «антизатратным». Вы можете получить выгоду от конкретной сделки, и я могу тоже. Если взять экономику в целом, то в наши дни она вполне может сочетать высокие темпы роста и низкий уровень безработицы, высокие темпы роста и низкую инфляцию или низкий уровень безработицы и низкую инфляцию. Те препятствия, которые раньше «неизбежно» ставили нас перед выбором, сегодня можно — иногда — перепрыгнуть. Каждый раз, когда нам предлагают выбирать, мы должны сначала предположить, что существует обходной путь, который позволит нам и волков накормить, и овец сохранить. И такой путь вполне может существовать, если мы проявим достаточно изобретательности.
Проверка множества возможных вариантов
Вторым полезным, правда, не столь ярким примером является аналогия между поведением электронов (или фотонов) и пользой проверки множества возможных вариантов. Тут я хотел бы процитировать Данах Зохар и Йена Маршалла, авторов популярных книг о теории квантов и ее социальных применениях:
«Атом может стать нестабильным без всяких видимых причин... Совершенно внезапно электроны ранее стабильного атома могут начать перемещаться на другие энергетические орбиты... узнать, какой путь выберет некий конкретный электрон, невозможно... Неопределенность —недостаточность любой физической базы для предсказания результата событий — характерна для царства квантов. Электрон может передвинуться на соседнюю позицию, или перескочить через несколько промежуточных позиций, или даже возвратиться на прежнее место... квантовая физика говорит нам, что электрон фактически проходит все возможные варианты пути и делает это одновременно. Он ведет себя так, словно распределен по всему времени и пространству и в одно и то оке время находится везде. Почти так же, как мы проигрываем в уме множество возможностей или запускаем « пробные шары «, чтобы посмотреть, какой из них может оказаться удачным, электрон выпускает «щупальца»... чтобы посмотреть, какой из путей подходит ему лучше всего "*.
Аналогия с бизнесом заключается в том, что прежде чем остановиться на конкретном варианте важного решения, полез-
* Данах Зохар и Йен Маршалл. Квантовое общество (Danah Zohar and Ian Marshall. The Quantum Society. 1993, Bloomsbury, London).
но провести несколько мысленных и реальных экспериментов. Представьте, что вы действуете по вариантам а, Ъ и с и одновременно по вариантам х, у и z. Ни вам, ни вашей фирме не предопределен один и только один из них. У вас очень много степеней свободы, ограниченных исключительно вашим воображением. Всегда есть другой путь, другой способ сделать что-то, всегда есть другое место, куда можно пойти. Создайте как можно больше возможностей. Проиграйте их все в уме. Посоветуйтесь с коллегами. Думайте о невероятном. Думайте о немыслимом. Сужайте поле выбора, но пока не останавливайтесь на чем-нибудь одном. Держите при себе несколько вариантов.
А теперь обратите свое внимание на партнеров и рынок. Расспросите торговых агентов, поставщиков и заслуживающих доверия экспертов. Что вы думаете о варианте х! Какова будет реакция, если мы объединим варианты w и z и прибавим к этому вывернутый наизнанку вариант Ы И даже сейчас не принимайте окончательного решения.
Организуйте пробные рынки, чтобы посмотреть, смогут ли концепция, технология и варианты товара оправдать надежды потребителей, и устойчив ли товар (достаточно ли высок уровень повторных покупок). Посмотрите, какой из пробных шаров взлетит и останется на высоте, какой упадет на землю, а какой не сможет оторваться от земли. Экспериментируйте, не давая обязательств. А теперь пересмотрите ваши планы. Проведите новые эксперименты. Повторите все снова.
Когда будете готовы, стартуйте. Но не раньше, чем попробуете вести себя так, словно вы — электрон.