Формированиевзаимосвязей
Для многих компаний создание взаимосвязей на практике оказалось непомерно сложной задачей. Отчасти это происходит потому, что при некоторых видах взаимосвязей затраты на совместную деятельность по созданию стоимости настолько высоки, что это никак не способствует укреплению конкурентных преимуществ; такие взаимосвязи не должны использоваться. Но даже если тот или иной вид взаимосвязей очевидно служит получению конкурентных преимуществ, огромное количество самых разных препятствий, начиная от организационных и заканчивая препятствиями из области корпоративной культуры и особенностей управления, не позволяет сформировать и выгодно использовать эти взаимосвязи. На самом деле создание взаимосвязей между подразделениями компании открыто противоречит той философии, которая господствует в большинстве диверсифицированных фирм.*
* В литературе, посвященной вопросам организационного поведения, часто обнаруживается глубокое понимание проблемы создания взаимосвязей между подразделениями, но исследований, специально посвященных именно этому вопросу, совсем немного. В большинстве работ по организационному поведению исследуются организационные проблемы координации внутри одного подразделения или методы проведения границ между подразделениями. Лучше всего вопросы координации работы разных подразделений освещаются в работах Lorsch & Allen (1973), а также Galbraith (1973), но взаимосвязи не принадлежат к числу основных тем этих работ. — Прим. авт.
520 ЧАСТЬ III. КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА
Большинство крупных диверсифицированных фирм сделали подразделения, на которые возлагается ответственность за получение прибылей, не зависимыми от центрального руководства компании в соответствии с принципами автономии. Некоторые компании «практикуют» децентрализацию с почти религиозным рвением. Однако неконтролируемая децентрализация подрывает основы выгодного использования взаимосвязей, так как руководители автономных подразделений стремятся к реализации таких стратегий, которые нацелены на максимально эффективную работу отдельного подразделения, а не всей корпорации. Более того, активное использование техник портфельного планирования только укрепило позиции тех, кто считает, что подразделения — это слабо связанные между собой генераторы наличной прибыли или ее потребители. Есть многие другие установки из организационной практики крупных диверсифицированных фирм, которые также препятствуют формированию взаимосвязей, например, это система стимулирования сотрудников и политика внутреннего ценообразования. Организационные трудности создания взаимосвязей, даже таких, которые явно служат благосостоянию компании, возможно, являются главной и единственной причиной того, что многие руководители напрочь отвергают концепцию синергии.
При работе со стратегически значимыми взаимосвязями любые организационные сложности, препятствующие созданию таких взаимосвязей, должны быть устранены, иначе горизонтальную стратегию реализовать не удастся никогда.* В этой главе я буду исходить из предположения о том, что компания смогла обнаружить взаимосвязи и в их отношении проведены тесты на стратегическую значимость, описанные в главе 9. В настоящей главе основной акцент будет сделан на использовании взаимосвязей.
Сначала я охарактеризую препятствия организационного характера, присутствующие в большинстве компаний и мешающие созданию взаимосвязей. После этого я покажу, как компания может преодолеть эти препятствия, прибегая к такому понятию, которое я называю горизонтальной организацией. В настоящее время превалирующей формой корпоративной организации диверсифицированных компаний является вертикальная организация, посредством которой высшее руководство направляет действия различных подразделений. Информация, принятие решений и ресурсы идут сверху вниз, от высшего руководства к подразделениям, и в обратном направлении. Промежуточные организационные
* Следовательно, книга, посвященная стратегии, неожиданным образом должна включать также главу об организационных вопросах. — Прим. авт.
Формирование взаимосвязей 521
единицы, которые часто именуют группами или секторами, создаются в первую очередь для того, чтобы координировать этот вертикальный процесс и сокращать расстояние до высшего руководства. Стратегическое планирование, охватывающее всю компанию, и система стимулирования сотрудников только укрепляют вертикальные системы принятия решений и контроля.
Наоборот, горизонтальная организация диверсифицированной компании — это все то, что относится к взаимодействию подразделений между собой. Горизонтальная организация накладывается поверх деления компании на подразделения и упрощает сотрудничество различных бизнес-единиц. Механизмы горизонтальной организации включают объединение подразделений в группы, образование постоянных комиссий и комитетов, системы управления и контроля, политику управления кадрами, а также целый ряд других формальных и неформальных приемов и процедур, разработанных для координации деятельности подразделений. Любая компания с развитой системой взаимосвязей нуждается том, чтобы ее вертикальная организация органично дополнялась горизонтальной. Взаимосвязи присутствуют во всех видах деятельности по созданию стоимости, и поэтому возрастает необходимость в создании новых организационных форм управления диверсифицированными компаниями — таких, которые строились бы с учетом определенного соотношения вертикального и горизонтального элементов организационной структуры.
Горизонтальная организация ни в коем случае не должна исключать или заменять децентрализацию. Логика децентрализации — весьма здравая, и некоторые диверсифицированные компании, кстати, не добились пока необходимой децентрализации. Горизонтальная организация накладывает на вертикальную организацию ряд механизмов, гарантирующих реальное использование тех взаимосвязей, которые несут конкурентные преимущества.* В результате мы получаем не организацию матричного типа, а независимые подразделения, связанные организационным аппаратом, а также системой совместной деятельности по созданию стоимости. И хотя в этом процессе может быть заложена угроза автономии подразделений, настоящая цель горизонтальной организации состоит в том, чтобы переопределить автономию бизнес-единиц на основе дальнейшего благоприятствования успеху компании.
* Если у диверсифицированной компании нет четко функционирующей децентрализованной организации, ей, скорее всего, потребуется дальнейшая децентрализация, прежде чем она начнет накладывать горизонтальную организацию на сетку своих подразделений. — Прим. авт.
522 ЧАСТЬ III. КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА
Препятствия
к формированию взаимосвязей
Для формирования материальных взаимосвязей необходимо, чтобы подразделение осуществляло тот или иной вид деятельности по созданию стоимости совместно с другими подразделениями, оставаясь при этом отдельной единицей, действующей независимо при осуществлении других видов деятельности в цепочке стоимости и имеющей собственные задачи по получению прибыли. Аналогично формирование нематериальных взаимосвязей требует, чтобы между подразделениями происходила передача знаний и обмен опытом. В процессе использования взаимосвязей вполне может случиться так, что в осуществлении совместной деятельности в разных звеньях цепочки стоимости будут участвовать сразу несколько подразделений. Например, у подразделения будет общий торговый персонал с одним из подразделений и общий завод — с другим.
Использование любых видов взаимосвязей неизбежно предполагает затраты на координацию — независимо от того, как именно организована компания. Однако из-за препятствий организационного характера эти затраты у многих компаний излишне высоки. Эти препятствия имеют некоторое отношение к тем факторам, которые усложняют функциональную координацию внутри отдельного подразделения. И все же организационные препятствия, мешающие созданию взаимосвязей, гораздо сильнее, чем преграды, являющиеся помехой функциональной координации. Никакие факторы не подталкивают подразделения к координации между собой, тогда как функции в рамках отдельного подразделения должны быть скоординированы обязательно — только так можно заниматься делом. Более того, руководители подразделений склонны рассматривать другие бизнес-единицы как соперников, конкурентов в борьбе за ограниченные ресурсы и за повышение эффективности работы с целью завоевания благосклонности высшего руководства.
КАК ВОЗНИКАЮТ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Организационные препятствия, мешающие скоординированной работе подразделений, образуются на базе различий во взглядах между руководством подразделения и корпоративным руководством. Некоторые из наиболее существенных препятствий перечисляются ниже.
Формирование взаимосвязей 523
Неравномерное распределение выгод
Подразделения сопротивляются созданию взаимосвязей, потому что выгоды от взаимосвязей несимметричны или кажутся таковыми. Как я уже говорил в предыдущих главах, различия между подразделениями чаще всего выражаются в размере и стратегии предприятий, а это, как правило, означает, что конкурентные преимущества, получаемые в результате использования взаимосвязей, накапливаются одними подразделениями в большем объеме, а другими — в меньшем. В некоторых случаях использование взаимосвязей может негативно отразиться на чистых доходах одного из подразделений, будучи одновременно несомненно выгодным для компании в целом. И если только система стимулирования и поощрения сотрудников не строится с учетом этих различий, очень трудно будет принудить руководителей подразделений согласиться на использование взаимосвязей и совместными усилиями добиваться выгод от их использования. Вместо этого бизнес-единицы начинают вести нескончаемые бесплодные переговоры по поводу распределения общих издержек или доходов. В результате те взаимосвязи, от которых при их обнаружении все задействованные стороны получили бы однозначные выгоды, быстро идут в оборот, тогда как взаимосвязи, обещающие неравномерное распределение благ, часто так и остаются неиспользованными.
Потеря автономии и контроля
Помимо сопротивления, вызванного экономическими причинами, руководители часто противодействуют использованию взаимосвязей, чтобы избежать реальной или воображаемой потери автономии. Некоторые типовые причины такого сопротивления следующие.
Защита своей территории. Руководители подразделений очень трепетно относятся к охране своей «территории». Они полностью контролируют деятельность своего подразделения, и это приносит им личное удовлетворение, равно как и то, что они в силу этого, как им кажется, пользуются влиянием в корпорации. Автономия в большинстве компаний ассоциируется с полным контролем за всеми функциями, и руководители не могут смириться с мыслью, что какую-то часть контроля им придется утратить.
Перспективы ухудшении отношений с покупателями. Руководители подразделений сопротивляются формированию взаимосвязей в области рынка, боясь потерять контроль над своими покупателями или испортить с ними отношения. Например, им кажется, что другие подразделения
524 ЧАСТЬ III. КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА
«уведут» их покупателей, подорвут имидж их продукции или запутают покупателей, которые перестанут понимать, в какой отдел компании им обращаться за нужными продуктами. К примеру, брокеры одних подразделений не захотят делиться клиентской базой с брокерами других подразделений своей компании, несмотря на то, что взаимосвязи в финансовой сфере явно обнаруживаются.
Невозможность отказаться от услуг другого подразделения топ же компании. Руководители подразделений часто чувствуют себя гораздо увереннее, имея дело с внешними компаниями, чем если бы им пришлось работать с другими подразделениями той же компании. Они не хотят, чтобы им навязывали услуги других подразделений, систему доставки или проблемы, связанные с продуктом. Работа с другим подразделением той же компании воспринимается как лишение прав, так как корпоративное руководство будет вмешиваться во все споры и не позволит разорвать взаимосвязи в том случае, если одно подразделение будет недовольно работой другого. Руководителям подразделений кажется, что они более свободны, работая с внешними компаниями, так как от услуг внешней компании всегда можно отказаться в случае, если рабочие отношения не сложились.*
Конфликты по поводу приоритетов в совместной деятельности по созданию стоимости. Руководители подразделений заведомо усматривают риск конфликта приоритетов в совместном осуществлении деятельности по созданию стоимости: например, в определении общего торгового персонала, общей системы логистики или общих центров разработок. Например, если два подразделения располагают общим центром разработок, время инженеров распределяется так, как это выгодно той бизнес-единице, у которой самые срочные задачи; торговый персонал, работающий на два подразделения одновременно, неизбежно будет одним продуктам уделять больше внимания, чем другим. И хотя расстановка приоритетов кажется вполне обоснованной с точки зрения корпорации, руководители подразделений без восторга относятся к перспективе принесения в жертву своих планов. Из-за этого руководители подразделений сначала сопротивляются совместному осуществлению деятельности по созданию стоимости, а если решение об этом все-таки принимается, настаивают на создании собственного автономного подразделения для участия в совместной деятельности.
* Согласно формулировкам некоторых экономистов это звучит так: операционны издержки при работе с внешними компаниями для бизнес-единицы оказываются ниже, чем те же издержки в рамках компании. — Прим. авт.
Формирование взаимосвязей 525
Несправедливые обвинения в низкой эффективности работы. Руководители подразделений часто испытывают страх перед ситуацией, если их несправедливо обвинят в неэффективном использовании взаимосвязей. Они уверены, что их будут оценивать по результатам не только их собственной, но и чужой работы. Поэтому они скорее готовы «обойтись» без выгод от использования взаимосвязей, лишь бы иметь возможность самим распоряжаться своей судьбой.
Сила стремления руководителей подразделений к полной автономии в известной степени определяется историей компании, а также ее организационным устройством. Во многих диверсифицированных фирмах автономия подразделений — это результат долговременной политики и постоянных усилий, когда на протяжении длительного времени акцент делался именно на этом. В таких компаниях, как Consolidated Foods, Beatrice Foods, Johnson & Johnson, Emerson Electric и Hewlett-Packard, например, вера в автономию подразделений всесторонне поддерживается, при этом всячески подчеркивается, что именно в этом причина успеха компаний. И хотя автономия на самом деле играет некоторую позитивную роль, налицо сильная тенденция переоценивания этой роли и игнорирования при этом сдвигов в конкурентных обстоятельствах. Бизнес-единицы в компаниях, где им довольно долго предоставляли автономию, скорее всего, будут всячески сопротивляться даже самым достойным проектам совместной деятельности с другими подразделениями. Например, компания Emerson Electric вынуждена была вести долгую борьбу за то, чтобы заставить подразделения сотрудничать в рамках проектов по использованию таких «несложных» взаимосвязей, как совместные исследования и разработки в области некоторых технологий.
Компании, в течение долгого времени выступавшие как приверженцы идеи автономии подразделений, обучали и продвигали таких руководителей, которые по-настоящему проявляют себя только в обстановке, требующей независимости в суждениях и действиях. Работать в таких компаниях стремились руководители, которые ценили независимость. Более того, приобретение новых подразделений нередко сопровождалось заверениями в предоставлении им автономии. При таком подходе неудивительно, что руководители бизнес-единиц сопротивляются любым попыткам ступить на их территорию или любым принципиальным шагам со стороны корпорации, направленным на централизацию.
Компании, которые насаждали автономию даже самых мелких из жизнеспособных бизнес-единиц, часто оказываются перед лицом весьма серьезных проблем, когда им необходимо начать использовать взаимосвязи. Свою автономию наиболее ревностно оберегают именно небольшие подразделе-
526 ЧАСТЬ III. КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА
ния, несмотря на то, что им больше всего необходим эффект масштаба, а добиться его можно как раз через использование взаимосвязей. Например, у компании American Hospital Supply много мелких подразделений, продающих самые разные товары для медицины одним и тем же покупателям, но через разные группы торгового персонала, хотя эти группы иногда частично пересекаются. Кажется, у компании возникает масса сложностей в том, чтобы добиться координации между ее многочисленными подразделениями, — именно в силу того, что многие руководители этих подразделений упорно отстаивают свою независимость.
Несправедливая система стимулирования
Корпоративные системы стимулирования и поощрения зачастую только усугубляют проблемы создания и использования взаимосвязей, наказывая косвенным образом руководителей за использование взаимосвязей. У подразделений часто отсутствуют всякие стимулы стремиться к организации деятельности по созданию стоимости совместно с другими подразделениями. Они не видят никаких положительных сторон в том, чтобы изменить свою практику создания стоимости, что упростило бы совместную деятельность с другими подразделениями или передачу знаний и обмен опытом, тогда как и то и другое жизненно важно для формирования взаимосвязей. Хуже того, некоторые системы поощрения даже способствуют образованию коалиций с внешними фирмами, которым руководители оказывают предпочтение по сравнению с сотрудничеством с другими подразделениями той же компании.
Вот несколько примеров того, как системы поощрения противодействуют формированию взаимосвязей.
Недооценка вклада подразделения в успешную работу других подразделений. Системы поощрения предусматривают только оценку эффективности работы подразделения и никак не учитывают их вклад в работу других подразделений. Вклад подразделения в создание взаимосвязей, а значит, и в эффективность работы всей корпорации часто трудно оценить количественно. При унифицированных финансовых целях и задачах для всех подразделений и при отлаженной системе внутреннего ценообразования, а также правил распределения ресурсов контроль осуществлять легко, и создается впечатление, что оценки получаются точными. Однако с помощью этих показателей нельзя измерить общий вклад подразделения в эффективность работы всей компании.
Руководители неохотно тратят время и ресурсы на проекты, связанные с использованием взаимосвязей, если они не уверены в том, что их работа бу-
Формирование взаимосвязей 527
дет оценена по достоинству. Для них представляется бессмысленным участие в такой совместной работе, которая несет для их подразделения затраты, связанные с компромиссным решением; еще больше они опасаются того, что их подразделение в процессе сотрудничества получит меньшие выгоды от использования взаимосвязей, чем другое участвующее в совместной деятельности подразделение. Например, в компании Matsushita команды разработчиков из разных подразделений были вынуждены решать проблемы именно такого рода. Участники совместной деятельности не знали, какой вклад внесут в успешную работу их подразделения новые продукты, а соответственно и неохотно принимали участие в разработке этих продуктов.
Предубеждения в оценках. В некоторых компаниях оценка и распределение доходов, издержек и активов отражают некоторые предубеждения, и это вынуждает руководителей подразделений игнорировать взаимосвязи или сопротивляться их использованию. Например, инвестиции в активы или приобретение новых подразделений капитализируются, тогда как издержки на использование взаимосвязей списываются как расходы. Если эффективность работы подразделения измеряется через доходы от продаж, это подразделение скорее будет вкладывать деньги в активы, чем уменьшать свою прибыльность; если же подразделение в своей работе руководствуется достаточно узко понимаемыми целями роста прибыли, руководители такого подразделения не захотят делить свою прибыль с другими подразделениями в ходе совместной деятельности по созданию стоимости. Вместо этого они лучше будут нести затраты, связанные с заключением контрактов с другими, внешними компаниями.
Разные условия работы подразделений
Взаимосвязи создавать очень трудно, если подразделения работают в разных организационных условиях. Эти сложности влекут за собой проблемы коммуникационного характера, когда руководители подразделений воспринимают другие подразделения той же компании как «другие компании». Некоторые из наиболее часто встречающихся организационных проблем, препятствующих созданию взаимосвязей, перечислены ниже.
Ярко выраженные характерные особенности подразделений. Использование взаимосвязей затруднено, когда у подразделений разная история, отличная от истории компании, и ярко выраженные отличительные особенности. Например, это случается, если подразделения изначально были отдельными компаниями, которые впоследствии приобрела корпорация,
528 ЧАСТЬ III. КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА
или долгое время они пользовались автономией в составе компании и работали под собственным именем. В этих случаях руководители и сотрудники часто считают себя скорее частью подразделения, в меньшей степени осознавая свою принадлежность корпорации. Проблема усугубляется, если в прошлом подразделение было вполне успешным. Например, если в определенный период подразделение было лидером отрасли или первопроходцем по части технологий или продуктов, оно будет сопротивляться любым усилиям, направленным на то, чтобы склонить его к участию в совместной деятельности с другими подразделениями.
Разница в культуре. Добиться успешной кооперации трудно, если у подразделений разная культура работы. Различия в культуре, мешающие успешному сотрудничеству, включают нормы межличностного общения, терминологию, базовую философию бизнеса. Эти различия препятствуют успешной коммуникации и создают сложности при проведении переговоров с целью выработки приемлемых условий работы, но, даже если такие условия в ходе совместных переговоров и найдены, вполне вероятно, что из-за различий в культуре их будет сложно поддерживать. Например, банковский филиал компании American Express всячески старался интегрироваться с фирмой Trade Development Bank, базирующейся в Швейцарии: это оказалось непросто в силу разницы в стиле работы и, помимо всего прочего, языкового барьера.
Руководители корпорации и подразделений иногда беспокоятся по поводу создания взаимосвязей между подразделениями с разной культурой, так как им кажется, что использование взаимосвязей сотрет различия между подразделениями. Им кажется, что взаимосвязи угрожают разнице в культуре — ив первую очередь тем различиям, благодаря которым подразделения добиваются успеха. Этот вопрос с высокой вероятностью будет поднят применительно к тем подразделениям, которые стали частью корпорации в результате покупки; он также возникнет и в диверсифицированной фирме с давними традициями автономии подразделений. Например, именно такие опасения высказывало высшее исполнительное руководство компании Brunswick*. Компания работает в отраслях, связанных с отдыхом и развлечениями, и приобрела ряд широко известных фирм. В данный момент компания нерешительно идет на интеграцию этих новых подразделений из боязни подорвать основы их культуры.
Различия в управлении. Если личностные свойства руководителей подразделений, их навыки и стиль руководства будут разными в разных подразде-
* Пример компании Brunswick обсуждается в работе Stengrevics (1981). — Прим. авт.
Формирование взаимосвязей 529
лениях, формирование взаимосвязей будет трудным процессом. Общение руководителей будет напряженным, а соглашения в такой обстановке станут вырабатываться с большим трудом. Различия в личностных качествах руководителей, которые могут стать препятствием в создании взаимосвязей, включают разницу в возрасте, знаниях, образовании, технических навыках, а также сроке пребывания в должности.
Различия процедурного характера. У подразделений могут различаться операционные процедуры, что также затрудняет создание взаимосвязей; эти различия включают разницу в системах бухгалтерского учета и аудита, разницу в информационных системах, различные требования к утверждению норм, разные условия соглашения с профсоюзами. Различия процедурного характера являются источником трений и непонимания, когда подразделения пытаются сотрудничать, что ведет к росту затрат на координацию.
Географические барьеры. Подразделения, расположенные слишком далеко друг от друга, вряд ли смогут добиться постоянной координации усилий, требуемой для успешного использования взаимосвязей. Расстояние затрудняет коммуникацию, что негативно сказывается на решении возникающих в ходе совместной работы проблем.
Нежелательные последствия децентрализации
Препятствия к созданию взаимосвязей, которые обсуждались до сих пор, возникают по большей части в силу определенных установок и мотивов поведения руководителей подразделений. Корпоративное руководство в равной степени может колебаться, когда перед ним в действительности стоит задача подрыва децентрализации. Наиболее часто встречаются следующие причины этих опасений.
Ослабление духа предпринимательства. Корпоративное руководство часто думает: все, что разрушает основания децентрализации, подрывает тем самым предпринимательский дух подразделений.* Однако никаких фундаментальных противоречий между предпринимательством и взаимосвязями просто не существует — если только не ставить знак равенства между предпринимательством и независимостью. И хотя некоторые оправдания для крайней степени децентрализации существуют у предприятий на стартовом
* Предпринимательству во многих компаниях придается такое большое значение, что подразделения получают стимулы для конкуренции друг с другом. — Прим. авт.
530 ЧАСТЬ III. КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА
этапе, на последующих этапах руководители скорее получат максимальные конкурентные преимущества благодаря предпринимательству, основанному на обнаружении и использовании взаимосвязей. И тем не менее та точка зрения, что самые большие стимулы к предпринимательской деятельности возникают при децентрализации в чистом виде, прочно укоренилась в большинстве компаний. Руководители подразделений склонны в качестве аргумента против использования взаимосвязей приводить именно отсутствие стимулов к активизации предпринимательского духа.
Стремление к последовательности в организации. Многие диверсифицированные компании предпочитают однотипно организовывать работу своих подразделений. Это в некотором отношении упрощает задачи руководства подразделениями, но несовместимо с использованием взаимосвязей. Наличие взаимосвязей предполагает, что различные подразделения (и группы подразделений) в разной степени обладают автономией и в разной степени контролируют осуществление тех или иных видов деятельности по созданию стоимости; предполагается также разный подход к количественным оценкам эффективности работы и разная постановка задач и формулировка целей.
Сложности количественной оценки эффективности работы. Во многих компаниях система стимулов базируется исключительно на объективных критериях, таких, соответствие которым можно оценить количественно, — например, это критерии роста и прибыльности. Взаимосвязи практически неизбежно привносят в оценки эффективности некоторую субъективность, так как вклад подразделений в работу компании в целом бывает трудно достаточно точно оценить количественно. Однако в некоторых компаниях субъективность оценок представляется нежелательной.
Опасения использования взаимосвязей как оправдания. Взаимосвязи неизбежно стирают четкие границы сфер ответственности и области применения полномочий в той сфере, где работают подразделения. Поэтому высшее руководство будет опасаться, что руководители подразделений станут использовать взаимосвязи как оправдание низкой эффективности своих подразделений.
ВЗАИМОСВЯЗИ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Многие организационные проблемы создания взаимосвязей основаны на представлении о том, что взаимосвязи несовместимы со справедливостью -принцип справедливости, или беспристрастности, так или иначе реализуется
Формирование взаимосвязей 531
в деятельности многих компаний. Это часть организационной «ткани», именно этот принцип позволяет разрешать конфликты и является мотивом поведения руководителей. И все-таки в представлении большинства руководителей взаимосвязи несправедливы и необъективны по определению. Выгоды от использования взаимосвязей будут разными для участвующих в совместной деятельности подразделений. Кроме того, использование взаимосвязей предполагает, что у руководителей задействованных подразделений будет разная степень автономии, разные цели и основания для оценок и поощрений. Руководители вполне могут начать жаловаться, что им приходится «волочь за собой» другие подразделения, а награды при этом получают те руководители, чьи подразделения не отличаются самой высокой эффективностью.
Многие диверсифицированные компании явно или скрытно приняли узкий взгляд на справедливость, логически вытекающий из особенностей работы с децентрализованными организационными структурами. Справед-ливость означает единый подход ко всем подразделениям и объективные основания принятия решений — особенно в таких «опасных» сферах, как система стимулов и трансфертные цены. Кроме того, принцип справедливости применительно к взаимосвязям гласит, что использование взаимосвязей должно быть согласовано со всеми задействованными подразделениями.
Такой узкий взгляд на справедливость в корне неверен; кроме того, при такой точке зрения создать взаимосвязи можно только в тех редких случаях, когда все подразделения получают равные выгоды от их использования или когда эти взаимосвязи могут сформироваться даже при отсутствии тесного контакта между участвующими подразделениями, не теряющими автономии. Предпосылкой успешного формирования взаимосвязей является, однако, более конструктивный взгляд на справедливость, который акцентирует внимание именно на беспристрастности, а не на одинаковом подходе высшего руководства к подразделениям. Таким образом, важнейшей задачей горизонтальной организации является выработка именно такого взгляда на справедливость при одновременном воспитании верности целям высшего, корпоративного уровня.
РАЗЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ПРЕПЯТСТВИЙ
В различных компаниях организационные препятствия к формированию и использованию взаимосвязей будут в разной степени серьезными — это зависит от истории компании, качественного состава портфеля, организационной структуры, политических установок. Наибольшие сложности при формировании взаимосвязей возникнут при наличии следующих условий:
532 ЧАСТЬ III. КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА
• Компания характеризуется значительной децентрализацией при большом количестве мелких подразделений.
• У компании сильные традиции автономии подразделений.
• Компания создана в результате приобретения нескольких независимых фирм.
• Компания не прилагает усилий (или прилагает мало) к созданию единого «лица» корпорации.
• У компании нет опыта создания и использования взаимосвязей или
этот опыт был неудачным.
Организационные механизмы создания взаимосвязей
Если корпоративная организация характеризуется вертикальной структурой в чистом виде, этого недостаточно для того, чтобы многообещающие взаимосвязи были обнаружены и с выгодой использованы. Организационные препятствия не только мешают реальной работе по использованию взаимосвязей и совместной деятельности по созданию стоимости, но также являются для руководителей источником аргументов, с помощью которых они будут противостоять усилиям руководителей групп или всей корпорации отстаивать важные взаимосвязи. Руководители подразделений обычно сразу видят компромиссы, требуемые для создания взаимосвязей, и будут подозрительно относиться к распределению выгод от использования взаимосвязей. В этой ситуации вполне может оказаться, что высшее руководство недостаточно хорошо вооружено глубоким пониманием и хорошим знанием соответствующих отраслей, чтобы противостоять такому сопротивлению.
Руководство компаний обычно реагирует на такие организационные препятствия к созданию взаимосвязей одним из двух типичных способов. Некоторые компании приходят к выводу, что, несмотря на всю стратегическую логику, взаимосвязи никогда не будут работать на благо компании. Столкнувшись с подобными проблемами, руководители подразделений отказываются работать с другими подразделениями той же компании и вместо этого решительно отстаивают свое право на независимую работу. Руководители корпорации впадают в отчаяние от того, что им приходится разрешать постоянные конфликты в ходе совместной деятельности подразделений и иметь дело с ситуациями, в которых не ясно, на ком лежит ответственность за то, что эта ситуация создалась, и они начинают выступать за крайнюю степень децентрализации. Однако в других компаниях все-таки признают:
Формирование взаимосвязей 533
выгоды взаимосвязей важны настолько, что традиционные способы управления многообразием должны быть изменены, чтобы приспособиться к использованию взаимосвязей.
Взаимосвязи не возникают сами по себе, по счастливой случайности или по постановлению руководства. Должны существовать позитивные организационные механизмы, которые бы подталкивали руководителей подразделений к тому, чтобы стремиться к использованию взаимосвязей и к преодолению коммуникативных и координационных сложностей, — только так взаимосвязи начнут работать на благо компании. Я называю организационную практику, упрощающую образование и использование взаимосвязей, горизонтальной организацией. Горизонтальная корпоративная организация связывает подразделения в рамках вертикальной структуры. Необходимо соблюдать баланс между элементами горизонтальной и вертикальной структуры в диверсифицированной фирме, если мы хотим высвободить потенциал взаимосвязей.
Горизонтальная организация включает четыре широкие категории: