Актуальность энергосбережения и повышения эффективности использования ТЭР
Семьдесят лет советский народ строил новое общество в огромной стране, будучи убежденным, что природные ресурсы ее неисчерпаемы. Главным показателем считалась не эффективность производства, а объемы выпускаемой продукции и справедливое распределение благ. Пренебрежение экономической целесообразностью стало одной из главных причин расточительства в использовании ресурсов, в т.ч. и энергетических. Это привело, во-первых, к тому, что при сравнении вариантов строительства промышленных объектов часто использовались не относительные, а натуральные показатели – расходы металла, цемента, трудозатрат и пр., – не дающие целостного представления об истинной экономической эффективности. В экономических взаимоотношениях между предприятиями и предприятий с государством использовались директивные цены на энергоресурсы и другие виды продукции. Это способствовало тому, что заложенные в проекты энергосберегающие мероприятия и технологии на практике оказывались экономически невыгодными и в большинстве случаев не реализовывались.
Кроме того, государство занижало цены на энергоресурсы, несмотря на высокую и растущую их стоимость на мировом рынке. Делалось это для искусственного создания экономической конкурентоспособности производимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А на практике получалось, что экономические просчеты, связанные с низкой производительностью труда и неэффективностью управления, во многом оплачивались перерасходом дешевых энергоресурсов, ложась дополнительным бременем на топливно-энергетический комплекс и народное хозяйство в целом.
Во-вторых, государством был установлен приоритет плана над экономической эффективностью. Когда не хватало денег на строительство запланированных объектов, то урезались запланированные сметные затраты, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине чаще всего не осуществлялась установка устройств, предназначенных для улавливания загрязнений, использования уходящего тепла, регулирования энергопотребления и т.д. Российский энергетический сектор - один из основных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится более 50 процентов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и более 20 процентов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, а также более 70 процентов суммарной эмиссии парниковых газов в Российской Федерации.
В-третьих, при определении проектных показателей эффективности энергоиспользования не учитывались в полной мере реальные условия эксплуатации. В действительности реальные показатели эффективности теплофикации оказывались намного ниже заложенных в проекте.
Немаловажное значение в использовании энергоресурсов отводится человеческому фактору. Основную негативную роль здесь играли отчужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономического стимулирования труда вообще и вознаграждений за принятие и реализацию более экономичных решений. Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов.
Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2–2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5–4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.
Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, что снижает финансовую стабильность.
Сохранение высокой энергоёмкости российской экономики приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.
В связи с этим Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена глобальная задача снижения энергоёмкости ВВП России к 2020 году не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.
Кроме того, при определении Президентом Российской Федерации основных направлений модернизации и технологического развития экономики России в июне 2009 года, первым из пяти этих направлений определены энергоэффективность и энергосбережение. Энергосбережение – процесс многогранный и охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это культура и образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Развитие экономики невозможно без выработки психологии бережного и экономного использования имеющихся энергетических и сырьевых ресурсов, использования опыта, наработанного в этой области другими странами. Это важнейшая на сегодня сфера деятельности, ресурс повышения конкурентоспособности промышленного производства, способ интеграции экономики в международный рынок.
Энергосбережение – это процесс, при котором сокращается потребность в энергоресурсах и энергоносителях в расчете на единицу конечного полезного эффекта, на единицу веса продукции, на единицу площади производственных и жилых зданий для поддержания в них требуемых температуры и влажности. Энергосбережение – это не только экономия энергии, но и обеспечение условий для наиболее эффективного ее использования а также повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Традиционно потребление энергии разделяют на три направления: потребление электроэнергии, потребление теплоэнергии, сжигание топлива.
Сбережение электроэнергии, благодаря высокой степени оснащенности приборами учета и квалификации обслуживающего персонала, имеет потенциал около 30 % от величины потребления. Резервы экономного расхода электроэнергии – это автоматизация технологических процессов и оборудования, применение прогрессивных технологических процессов, использование для привода совершенных электродвигателей, применение при электронагреве способов и устройств, имеющих высокий КПД, уменьшение потерь при передаче электроэнергии.
Сбережение теплоэнергии (худшая оснащенность, больший объем потребления) имеет потенциал около 40 % от уровня. Сбережение топлива при непосредственном его сжигании (химическая промышленность, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, коммунально-бытовой сектор) имеет потенциал 45 % от уровня потребления.
По экспертным оценкам, при выполнении всех организационных и технических мероприятий по энергосбережению можно уменьшить потребление ТЭР почти в 2 раза.
Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Оно достигается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления; повышением качества продукции; использования выгод международного разделения труда и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости ТЭК и улучшению экологической ситуации.
Современное энергосбережение базируется на трех основных принципах:
во-первых, не столько жесткая экономия ТЭР, сколько их рациональное использование, включая поиск и разработку новых нетрадиционных источников энергоснабжения;
во-вторых, повсеместное использование как бытовых, так и промышленных приборов учета и регулирования (желательно автоматического) расхода электрической и тепловой энергии;
в-третьих, внедрение новейших технологий, способствующих сокращению энергетических потерь как при изготовлении элементов зданий, так и при их эксплуатации.
Исходя из этого, в энергосбережении выделяют следующие группы мероприятий, обеспечивающие эффективное энергоиспользование и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов:
– научно-технические;
– организационные и экономические;
– нормативные и технические;
– информационные;
– правовые.
Ключевое значение во всем комплексе ресурсосбережения на данном этапе имеет энергосбережение – по оценкам специалистов, надежно обеспечить потребности страны в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики возможно лишь при снижении удельной энергоемкости ВВП не менее чем вдвое.
Для решения этой задачи Минэнерго России разработан комплексный план действий по повышению энергоэффективности российской экономики. Он включает пять основных направлений:
– формирование современной нормативно-правовой базы;
– формирование организационных структур повышения энергоэффективности;
– государственная поддержка и формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнес-структур;
– взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
– информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По каждому из этих направлений разработаны конкретные мероприятия и уже осуществляется их активная реализация.
Особенное значение имеет промышленная стратегия развития энергетики, предполагающая меры, стимулирующие:
– работу предприятий малого и среднего бизнеса в области создания или эксплуатации локальных энергоустановок, использующих возобновляемые источники (в первую очередь, отходы производства и потребления);
– увеличение производства и повсеместное внедрение приборов учета расхода всех видов энергии, переход на оплату за энергоресурсы исключительно на основе прямых измерений их фактического потребления;
– создание и массовое внедрение промышленных технологий и энергоустановок, обеспечивающих ресурсосбережение и сокращение выбросов парниковых газов с целью улучшения экологии и выполнения Россией обязательств по Киотскому протоколу.
Для реализации энергосберегающих мероприятий требуется вложение финансовых средств приблизительно в 2–4 раза меньше, чем при создании новых энергетических источников. Поэтому повышение энергоэффективности может быть резервным источником роста экономики за счет перераспределения высвобождающихся финансовых ресурсов.
Продолжается активная работа по государственному мониторингу и контролю за эффективным использованием энергоресурсов (в том числе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, удельный вес которой в общем объеме потребления топлива в стране составляет около 70%). Государственной Думой ФС РФ 23 ноября 2009 года принят федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К преимуществам федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» необходимо отнести регулирование вопросов нормирования энергоемкости энергооборудования, проведение обязательного энергоаудита предприятий с государственной долей собственности, разработку программ энергосбережения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, формирования государственного реестра энергосбережения.
По инициативе Минэнерго России создан и функционирует межведомственный Координационный совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами, основной задачей которого является содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий на основе частно-государственного партнерства.
Минэнерго России проводится организационная работа по формированию структуры управления энергосбережением в Российской Федерации, в частности, по созданию Федеральной энергосервисной компании (ФЭСКО) с целью выполнения комплекса энергосберегающих мероприятий, прежде всего, в федеральной бюджетной сфере.
Совместным приказом Минэкономразвития России и Минэнерго России от 13 января 2009 года № 4/1 образована Межведомственная рабочая группа по проблемам энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целях координации деятельности и выработки согласованных решений Минэкономразвития России и Минэнерго России.
Минэнерго России разработана Государственная программа энергосбережения.
Разработан план действий по информационной поддержке энергосбережения и энергоэффективности.
Показатели конечного результата решения тактической задачи по содействию внедрению энергосберегающих технологий – это показатели экономии и удельного потребления энергоресурсов (по основным видам ресурсов). Соответственно, показатели решения данной задачи:
– затраты условного топлива на кВт.ч. отпускаемой электроэнергии
– удельное потребление электроэнергии
– удельное потребление газа
– удельное потребление угля
– доля выработки электрической энергии в общем балансе на ТЭС.
По звеньям процесса производства энергии энергетические потери рассредоточены крайне неравномерно . Потери распределяются между производством энергоресурсов, включая их транспортировку, и потреблением конечных энергоносителей примерно поровну (10,4 и 10,9 млн. т условного топлива). Большая же часть возвратных потерь (более 60 %) сконцентрирована в процессах потребления. Потери на этой стадии обладают более высоким энергетическим потенциалом, обеспечивающим экономическое преимущество в их реализации, и по уровню понесенных затрат в предыдущих звеньях обходятся дороже. Отсюда следует, что при организации энергосбережения первоочередное внимание должно быть уделено именно данному виду потерь.
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным ТЭК, который является базой развития экономики, способствует консолидации субъектов Российской Федерации и усилению ее геополитического влияния, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы являются не только реальными конкурентными преимуществами, но и национальным достоянием России, а производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики имеют немалые резервы и возможности развития.
Вместе с тем, нынешнее состояние топливно-энергетического комплекса характеризуется рядом негативных явлений и тенденций:
· высокая степень износа основных фондов ТЭК (в электроэнергетике и газовой промышленности – почти 60 %; в нефтеперерабатывающей промышленности – 80 %);
· недоинвестированность развития отраслей ТЭК (за последние 5 лет объем инвестиций в ТЭК составил около 60 % от необходимых по Энергетической стратегии на период до 2020 года);
· монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа (доля природного газа в структуре внутреннего потребления ТЭР за годы реализации Энергетической стратегии на период до 2020 года увеличилась с 52 до 54 % при сокращении доли угля с 17 до 15 %);
· несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню: высокая энергоемкость, устаревшие технологии, нерациональное и неэкономное использование месторождений, потери, загрязнение окружающей среды;
- слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- высокий уровень производственного травматизма, обусловленный, в том числе, аварийностью оборудования, недостаточной квалификацией персонала и недостатками управления;
- существенный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения (общий потенциал энергосбережения составляет 420 млн т у.т.);
- сохраняются препятствия на пути решения проблемы рационального использования ПНГ;
- отсутствуют экономические механизмы стимулирования компаний с целью эффективной утилизации отходов от деятельности энергетического сектора и рекультивации нарушенных земель.
Кризисные явления в мировой и российской экономике, нестабильность энергетических рынков определяют резкие изменения спроса на энергетические ресурсы внутри страны, при этом необходимость наполнения бюджета средствами, требуемыми для решения социальных и экономических проблем, потребует удержания конкурентных позиций на внешних рынках.
Необходимо превратить ТЭК в финансово устойчивый, экономически эффективный, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами комплекс – надежную и эффективную инфраструктуру, обеспечивающую удовлетворение экономически обоснованных потребностей российской экономики и позволяющую решать задачи национальной, региональной и глобальной энергетической безопасности.
Эффективность ТЭК – показатель, выражаемый в виде соотношения между полезным результатом функционирования ТЭК и затратами ресурсов. Это комплексная категория, определяемая техническим состоянием предприятий ТЭК, их энергоемкостью, пропускной способностью инфраструктуры, состоянием сырьевой базы и рациональностью использования ресурсов.
Повышение экономической эффективности энергетики полностью соответствует заявленным Правительством Российской Федерации приоритетным направлениям развития России, Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 года, Положению о Минэнерго России, постановлениям Правительства Российской Федерации, касающимся деятельности ТЭК.
Эффективный ТЭК России – это важнейший элемент национальной конкурентоспособности, обеспечивающий современную инфраструктуру для промышленности, дающий возможность для освоения новых регионов страны и снижающий себестоимость товаров и услуг, произведенных на территории Российской Федерации. Поэтому эффективное развитие ТЭК страны напрямую связано с повышением эффективности промышленного производства и решением ключевых задач социально-экономического развития.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусматривает выполнение ряда действий:
- формирование внутрироссийского энергетического рынка, в том числе электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа;
- реализацию перспективных инфраструктурных проектов;
- стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;
- формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), Дальний Восток);
- совершенствование тарифного, налогового и таможенного регулирования;
- совершенствование механизмов государственного контроля за функционированием энергетических рынков;
- модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, развитие производства сжиженного природного газа, увеличение объемов его экспорта и производства продукции нефтехимической промышленности;
- стимулирование разработки и внедрения источников энергии, альтернативных нефти и газу.
Для общей оценки степени достижения данной стратегической цели предлагаются следующие показатели:
- снижение энергоемкости ВВП;
- объем экономии ископаемых топливно-энергетических ресурсов за счет использования возобновляемых источников энергии;
- объем экономии топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий;
- темпы роста инвестиций (ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РусГидро», ОАО «Концерн Энергоатом», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»);
- доля полезного использования попутного нефтяного газа
- глубина переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах.
Представленные выше меры сгруппированы в тактические задачи, решение которых и позволит добиться повышения эффективности ТЭК.
Необходимо продолжение преобразований в отраслях топливно-энергетического комплекса России, что связано, прежде всего, с реформированием естественных монополий в отраслях ТЭК и реструктуризации угольной промышленности.
Целями реструктуризации естественных монополий в отраслях ТЭК в целом являются повышение эффективности и инвестиционной привлекательности этих отраслей, снижение издержек потребителей их услуг при условии надежного удовлетворения платежеспособного спроса, развитие рыночных отношений и механизмов в сфере топливо- и энергоснабжения. При этом преобразования в отраслях ТЭК не должны приводить к нарушению общего единства инфраструктуры страны, потере технологичной целостности, управляемости и надежности систем топливо- и энергоснабжения.
Структурные преобразования в этих отраслях Министерство контролирует посредством реализации мер нормативно-правового характера, разрабатывает концепции, стратегии и программы, проводит согласительные процедуры.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030) как логическое продолжение ЭС-2020 утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
В электроэнергетике цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».
Структурная реформа электроэнергетики позволила перейти к созданию полноценных рыночных отношений и условий развития конкуренции в этом секторе ТЭК. Основным фактором этих процессов является формирование оптового рынка электроэнергии и мощности. Целевая модель рынка электрической энергии предполагает следующие основные принципы работы оптового и розничных рынков:
- функционирование оптового рынка электроэнергии (мощности) в границах единого рыночного пространства на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях);
- конкурентные механизмы торговли электроэнергией: долго- и среднесрочные двусторонние договоры, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок;
- конкурентные механизмы торговли мощностью: долго- и среднесрочные двусторонние договоры, купля/продажа мощности на годовых и долгосрочных конкурентных отборах (на несколько лет вперед);
- конкурентная торговля системными услугами – конкурентный отбор поставщиков и закупка Системным оператором услуг, необходимых для поддержания заданного уровня качества энергоснабжения в единой энергетической системе России;
- «трансляция» цен оптового рынка на розничные рынки – зависимость цен конечных потребителей на розничном рынке от цены приобретения электрической энергии на оптовом рынке;
- возможность выбора конечным потребителем на розничном рынке компании-поставщика электроэнергии.
Минэнерго России утверждено в качестве органа, контролирующего работу Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Далее – Совет рынка) (постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 581 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка»). В этой структуре сосредоточены все рычаги управления рынком электроэнергии, рычаги, в которых представлен и поставщик и потребитель. Основная функция Совета рынка – организация эффективной работы оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности. Эксперты Совета рынка (в их число входят представители Минэнерго России) разрабатывают механизмы регулирования рынка – стандарты, правила и рекомендации, которые позволяют всем секторам отрасли эффективно взаимодействовать на рынке.
В рамках совершенствования правовых и земельных отношений в сфере электроэнергетики, для организации государственного контроля в сфере электроэнергетики в условиях новой структуры федеральных органов исполнительной власти и ликвидации ОАО РАО «ЕЭС России» для реализации Федерального закона от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» (далее – Федеральный закон) Минэнерго России выпущен ряд постановлений и распоряжений.
Преобразования в нефтегазовом комплексе направлены, как и в случае реформы электроэнергетики, на повышение эффективности функционирования как самой отрасли, так и связанных отраслей промышленности, что должно способствовать укреплению энергетической безопасности страны, а так же обеспечить стабильный рост экономики, сопровождаемый повышением конкурентоспособности предприятий, качества услуг и продукции, либерализацию рынка газа.
В соответствии с этим, рабочей группой по вопросам развития независимых нефтедобывающих организаций выработаны предложения и рекомендации по мерам для устранения избыточных административных барьеров с учетом специфики деятельности независимых нефтедобывающих организаций в рамках своей компетенции.
В сфере совершенствования налоговой и тарифной политики в отраслях ТЭК Минэнерго России реализован ряд мероприятий.
В целях дальнейшего стимулирования увеличения объемов добычи нефти 27 июля 2008 года принят Федеральный закон № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», согласно которому с 1 января 2009 года, в частности:
– уточняются формула расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, применяемого к ставке налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче нефти;
– уточняется определение количества добытой нефти;
– из главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации исключаются нормы, регламентирующие обязательное применение прямого метода учета количества добытой нефти в целях применения ставки НДПИ в размере 0 рублей и применения к ставке НДПИ коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр;
– устанавливается нулевая ставка НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения определенного накопленного объема добытой нефти при условии соблюдения соответствующих сроков разработки конкретных месторождений.
В целях исчисления налога на прибыль организаций, с 1 января 2009 года сокращается срок признания расходов на приобретение лицензий на право пользования недрами до 2 лет, изменяется механизм и правила начисления амортизации за счет перехода к начислению амортизации по группе объектов основных средств, что позволит значительно ускорить процесс списания стоимости амортизируемого имущества, в том числе в нефтедобывающей отрасли, а также существенно сокращаются сроки полезного использования инструментов, приспособлений, оборудования и иных видов амортизируемых основных средств, используемых при нефте- и газодобыче.
Размеры ставок акцизов на нефтепродукты на 2009 и 2010 годы сохранены на уровне 2008 года. С 2011 года предусмотрена дифференциация данных ставок по принципу снижения ставки акциза на продукцию более высокого качества в соответствии с техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118.
Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» сокращается с 2 до 1 месяца, как период мониторинга цен на нефть на европейских рынках в целях исчисления размера вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты, так и срок их действия, а также вдвое сокращается время принятия соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации.
В газовой промышленности в целях перехода к реализации газа, добываемого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, по нерегулируемым государством ценам с использованием биржевых технологий на постоянной основе Правительством Российской Федерации принято постановление «О реализации газа с использованием биржевых технологий» от 16.04 2012г. №323.
Угольная промышленность в настоящий момент находится в завершающей стадии структурных преобразований. Начиная с 2006 года реализуется программа мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, что сопровождается снижением доли угля, производимого убыточными предприятиями. К настоящему времени осуществлен ряд мер по изменению экономической основы функционирования отрасли. В результате реструктуризации 203 особо убыточных, неперспективных и опасных по горно-геологическим условиям предприятий прекратили добычу угля (шахт – 188, разрезов – 15). На 198 предприятиях завершена техническая ликвидация. Однако в российской угольной промышленности сохраняется существенная доля предприятий, уменьшающая добавленную стоимость вместо ее создания.
Сегодня для повышения эффективности угольной отрасли и ТЭК в целом необходимо своевременное выполнение мероприятий программы реструктуризации предприятий угольной промышленности, обеспечивающей сохранение в отрасли только эффективных производителей. Кроме того, для планомерного обновления основных производственных фондов отрасли необходима государственная поддержка, в частности, для выполнения задач по субсидированию инвестиционных проектов в угольную промышленность.
В рамках осуществляемой государственной энергетической политики одной из приоритетных задач для Минэнерго России является развитие новых, перспективных направлений энергетики, направленных на снижение экологической нагрузки на природный комплекс Российской Федерации. В современных условиях – это важнейший инструмент диверсификации портфеля энергоресурсов по видам топлива и, как следствие, снижения рисков, связанных с энергобезопасностью.
Важнейшими шагами в этом направлении должно стать более широкое использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, разработка и освоение инновационных технологий в области энергетики, развитие низкоуглеродной энергетики.
В 2008 году в указанной сфере Министерством был разработан целый ряд нормативных правовых актов, направленных на создание условий, стимулирующих развитие использования возобновляемых источников энергии для производства электрической энергии, а также использования экологически чистых производственных технологий:
Создан информационно-аналитический комплекс оценки воздействия хозяйствующих субъектов ТЭК на окружающую среду и климат.
Показатели, характеризующие решение этой задачи:
– объем экономии ископаемых топливно-энергетических ресурсов за счет использования возобновляемых источников энергии;
– доля производства электрической энергии генерирующими объектами, использующими возобновляемые источники энергии в совокупном балансе производства электрической энергии.