Финансирование Стратегии в области развития науки и инноваций
Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
1. Первый сценарий (пороговый или минимально-допустимый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года. Сверх этих объемов также учтены минимально необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры (особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки, региональные венчурные фонды и т.д.). Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования Стратегии в области науки и инноваций.
2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006-2015 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 32%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной Стратегии. Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из (1) потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, (2) необходимости концентрации ресурсов на формировании «технологических коридоров», обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок; (3) актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.
Помимо средств федерального бюджета, финансирование мероприятий Стратегии в области развития науки и инноваций осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и из внебюджетных источников.
Объемы финансирования мероприятий Стратегии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены исходя из прогнозных оценок рационального уровня расходов регионов на формирование и поддержку объектов инновационной инфраструктуры, развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, реализацию региональных приоритетов инновационного и технологического развития.
Объемы финансирования Стратегии из внебюджетных источников определены на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с учетом ожидаемого позитивного эффекта реализации мер Стратегии по развитию частно-государственного партнерства в научно-инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.
Общая сумма расходов на реализацию Стратегии в области развития науки и инноваций (2006-2015 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах текущих лет 4053,5 млрд. руб., объем расходов из федерального бюджета составляет 2688,3 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации – 257,1 млрд. руб., внебюджетных источников – 1107,1 млрд. руб. При этом не учитываются самостоятельно производимые субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами расходы на науку и инновации, не связанные непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.
В основу представления данных по финансированию Стратегии положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.
В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это в большей степени связано с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем - с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.
Предполагается, что с 2007 года будут сформированы 4-6 целевых программ технологического профиля, ориентированных на эффективную коммерциализацию и распространение в экономике передовых технологий. Основным инструментом реализации данных программ станут объектно-ориентированные мегапроекты. Финансирование прикладных разработок будет консолидироваться в рамках этих программ. В то же время предусматривается умеренный рост расходов на прикладные разработки, не вошедшие в эти «прорывные» программы, в интересах формирования «инновационного пояса» в академическом секторе и обеспечении перехода от экспорта знаний к экспорту технологий.
Динамичное расширение расходов по реализации предметно-ориентированных мегапроектов призвано обеспечить достаточно широкую технологическую базу для реализации федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля в 2007-2011 годах, а также для определения возможных направлений увеличения числа и масштабирования «технологических коридоров» с 2011-2012 годов.
Основные затраты по развитию инновационной инфраструктуры связаны с развитием системы венчурного финансирования и формированием технико-внедренческих зон, технопарков и инновационно-технологических центров.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Сводная таблица млрд. руб., в ценах текущих лет | |||||||||||
Минимально-допустимый вариант | |||||||||||
Объемы финансирования*) - всего | 72,9 | 99,5 | 121,1 | 150,9 | 188,7 | 237,4 | 290,7 | 352,5 | 426,9 | 510,0 | 607,5 |
в том числе по источникам: | |||||||||||
федеральный бюджет | 59,1 | 79,6 | 95,1 | 116,7 | 143,8 | 178,0 | 211,9 | 247,9 | 286,0 | 320,2 | 353,8 |
бюджеты субъектов Российской Федерации**) | 4,5 | 6,1 | 7,6 | 9,5 | 11,7 | 14,2 | 17,0 | 20,2 | 24,9 | 30,3 | 36,7 |
внебюджетные источники***) | 9,3 | 13,8 | 18,4 | 24,7 | 33,2 | 45,2 | 61,8 | 84,4 | 116,0 | 159,5 | 217,0 |
Рациональный вариант | |||||||||||
Объемы финансирования - всего | 72,9 | 99,5 | 142,4 | 186,8 | 242,6 | 311,6 | 390,7 | 484,4 | 595,2 | 725,5 | 874,8 |
в том числе по источникам: | |||||||||||
федеральный бюджет | 59,1 | 79,6 | 113,1 | 144,1 | 182,0 | 227,8 | 275,8 | 328,6 | 385,5 | 445,3 | 506,5 |
бюджеты субъектов Российской Федерации | 4,5 | 6,1 | 8,2 | 11,2 | 15,1 | 19,7 | 25,0 | 31,0 | 37,8 | 46,5 | 56,5 |
внебюджетные источники | 9,3 | 13,8 | 21,1 | 31,5 | 45,5 | 64,1 | 89,9 | 124,8 | 171,9 | 232,7 | 311,8 |
*) Здесь и далее – без учета ассигнований на исследования и разработки военного назначения.
**) Здесь и далее – без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.
***) Здесь и далее – без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.
Общий объем финансирования млрд. руб., в ценах текущих лет | |||||||||||
Минимально-допустимый вариант | |||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 53,5 | 67,1 | 84,0 | 104,7 | 130,0 | 162,1 | 194,4 | 230,0 | 270,0 | 309,0 | 347,0 |
фундаментальные исследования | 32,5 | 41,8 | 54,6 | 70,0 | 88,2 | 111,5 | 134,1 | 159,0 | 186,0 | 211,0 | 235,0 |
прикладные исследования и разработки*) | 21,0 | 25,3 | 29,4 | 34,7 | 41,8 | 50,6 | 60,3 | 71,0 | 84,0 | 98,0 | 112,0 |
2. Реализация приоритетов технологического развития | 16,2 | 21,4 | 26,4 | 34,0 | 44,9 | 60,0 | 79,3 | 103,8 | 136,3 | 178,4 | 235,5 |
целевые программы технологического профиля**) | 12,2 | 17,0 | 21,2 | 27,3 | 36,2 | 49,0 | 65,9 | 87,0 | 116,0 | 154,0 | 207,0 |
важнейшие инновационные проекты | 4,0 | 4,4 | 5,2 | 6,7 | 8,7 | 11,0 | 13,4 | 16,8 | 20,3 | 24,4 | 28,5 |
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере***) | 0,0 | 0,0 | 1,1 | 1,3 | 1,5 | 1,7 | 2,0 | 2,4 | 2,9 | 3,6 | 4,6 |
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 3,2 | 11,0 | 9,6 | 10,9 | 12,3 | 13,6 | 15,0 | 16,3 | 17,7 | 19,0 | 20,4 |
фонды поддержки инноваций****) | 0,3 | 1,1 | 1,5 | 1,9 | 2,3 | 2,7 | 3,1 | 3,5 | 3,9 | 4,3 | 4,7 |
производственно-технологическая инфраструктура*****) | 1,0 | 7,5 | 5,5 | 6,2 | 6,9 | 7,6 | 8,3 | 9,0 | 9,7 | 10,4 | 11,1 |
поддержка развития инновационного МСП******) | 1,9 | 2,4 | 2,6 | 2,8 | 3,1 | 3,3 | 3,6 | 3,8 | 4,1 | 4,3 | 4,6 |
Итого | 72,9 | 99,5 | 121,1 | 150,9 | 188,7 | 237,4 | 290,7 | 352,5 | 426,9 | 510,0 | 607,5 |
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения*******) | 71,6 | 90,9 | 113,0 | 141,5 | 178,0 | 225,4 | 277,3 | 337,6 | 410,4 | 491,7 | 587,1 |
*) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы по прикладным научным исследованиям и разработкам, которые не входят в раздел «Реализация приоритетов технологического развития» и в подраздел «поддержка развития инновационного МСП».
**) Здесь и далее данный подраздел не включает в себя расходы в рамках целевых программ по реализации важнейших инновационных проектов.
***) Здесь и далее данный раздел содержит инвестиции в материально-техническую базу передовых научных организаций, в частности, капитальные вложения в развитие академических институтов, выполняющих фундаментальные исследования мирового уровня, государственных научных центров, исследовательских университетов и др.
****) Здесь и далее данный подраздел учитывает в соответствующей части расходы по поддержке малого предпринимательства, в частности, расходы по формированию региональных венчурных фондов.
*****) Здесь и далее данный подраздел учитывает расходы по формированию инфраструктуры ОЭЗ в части технико-внедренческих зон.
******) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы фондов по поддержке малого предпринимательства в научно-технической сфере, в частности, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
*******) Суммарный объем финансирования по разделам «развитие сектора исследований и разработок», «реализация приоритетов технологического развития» и подразделу «поддержка развития инновационного МСП».
Рациональный вариант | |||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 53,5 | 67,1 | 92,7 | 120,5 | 154,4 | 194,6 | 236,8 | 283,8 | 335,3 | 391,5 | 452,0 |
фундаментальные исследования | 32,5 | 41,8 | 60,3 | 79,2 | 102,9 | 132,1 | 161,3 | 193,8 | 229,3 | 266,5 | 305,0 |
прикладные научные исследования и разработки | 21,0 | 25,3 | 32,4 | 41,3 | 51,5 | 62,5 | 75,5 | 90,0 | 106,0 | 125,0 | 147,0 |
2. Реализация приоритетов технологического развития | 16,2 | 21,4 | 30,6 | 42,8 | 59,3 | 81,5 | 110,7 | 148,3 | 197,0 | 259,0 | 334,0 |
целевые программы технологического профиля | 12,2 | 17,0 | 23,7 | 32,9 | 45,4 | 62,3 | 85,0 | 115,3 | 156,0 | 210,0 | 277,0 |
важнейшие инновационные проекты | 4,0 | 4,4 | 6,9 | 9,9 | 13,9 | 19,2 | 25,7 | 33,0 | 41,0 | 49,0 | 57,0 |
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере | 0,0 | 0,0 | 5,7 | 6,8 | 8,2 | 10,0 | 12,3 | 15,3 | 19,2 | 24,2 | 30,5 |
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 3,2 | 11,0 | 13,4 | 16,7 | 20,7 | 25,5 | 30,9 | 37,0 | 43,7 | 50,8 | 58,3 |
фонды поддержки инноваций | 0,3 | 1,1 | 1,8 | 2,9 | 4,3 | 6,2 | 8,4 | 11,0 | 13,7 | 16,4 | 19,2 |
производственно-технологическая инфраструктура | 1,0 | 7,5 | 8,7 | 10,2 | 11,9 | 13,6 | 15,3 | 17,0 | 18,8 | 20,6 | 22,4 |
поддержка развития инновационного МСП | 1,9 | 2,4 | 2,9 | 3,6 | 4,5 | 5,7 | 7,2 | 9,0 | 11,2 | 13,8 | 16,7 |
Итого | 72,9 | 99,5 | 142,4 | 186,8 | 242,6 | 311,6 | 390,7 | 484,4 | 595,2 | 725,5 | 874,8 |
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения | 71,6 | 90,9 | 126,2 | 166,9 | 218,2 | 281,8 | 354,7 | 441,1 | 543,5 | 664,3 | 802,7 |
Средства федерального бюджета млрд. руб., в ценах текущих лет | |||||||||||
Минимально-допустимый вариант | |||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 47,6 | 57,9 | 71,7 | 88,4 | 108,5 | 133,5 | 157,0 | 182,0 | 208,0 | 231,0 | 253,0 |
фундаментальные исследования | 30,1 | 38,6 | 50,3 | 64,3 | 80,7 | 101,5 | 121,0 | 142,0 | 164,0 | 183,0 | 201,0 |
прикладные научные исследования и разработки | 17,5 | 19,3 | 21,4 | 24,1 | 27,8 | 32,0 | 36,0 | 40,0 | 44,0 | 48,0 | 52,0 |
2. Реализация приоритетов технологического развития | 9,9 | 13,4 | 16,2 | 20,5 | 26,8 | 35,4 | 45,0 | 55,2 | 66,3 | 76,4 | 86,5 |
целевые программы технологического профиля | 8,1 | 11,6 | 14,1 | 17,8 | 23,3 | 31,0 | 40,0 | 49,0 | 59,0 | 68,0 | 77,0 |
важнейшие инновационные проекты | 1,8 | 1,8 | 2,1 | 2,7 | 3,5 | 4,4 | 5,0 | 6,2 | 7,3 | 8,4 | 9,5 |
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере | 0,0 | 0,0 | 1,1 | 1,3 | 1,5 | 1,7 | 2,0 | 2,4 | 2,9 | 3,6 | 4,6 |
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 1,6 | 8,3 | 6,1 | 6,5 | 7,0 | 7,4 | 7,9 | 8,3 | 8,8 | 9,2 | 9,7 |
фонды поддержки инноваций | 0,3 | 0,7 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,6 |
производственно-технологическая инфраструктура | 0,5 | 6,5 | 4,0 | 4,2 | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 5,0 | 5,2 | 5,4 | 5,6 |
поддержка развития инновационного МСП | 0,8 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,5 |
Итого | 59,1 | 79,6 | 95,1 | 116,7 | 143,8 | 178,0 | 211,9 | 247,9 | 286,0 | 320,2 | 353,8 |
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения | 58,3 | 72,4 | 89,0 | 110,0 | 136,5 | 170,1 | 203,3 | 238,5 | 275,7 | 308,8 | 341,0 |
Рациональный вариант | |||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 47,6 | 57,9 | 79,4 | 101,3 | 127,8 | 159,5 | 190,5 | 223,5 | 258,0 | 293,0 | 328,0 |
фундаментальные исследования | 30,1 | 38,6 | 56,0 | 73,5 | 95,3 | 122,0 | 148,0 | 176,5 | 207,0 | 238,0 | 269,0 |
прикладные научные исследования и разработки | 17,5 | 19,3 | 23,4 | 27,8 | 32,5 | 37,5 | 42,5 | 47,0 | 51,0 | 55,0 | 59,0 |
2. Реализация приоритетов технологического развития | 9,9 | 13,4 | 18,5 | 24,9 | 33,0 | 43,0 | 55,2 | 69,3 | 85,0 | 102,0 | 119,0 |
целевые программы технологического профиля | 8,1 | 11,6 | 15,7 | 20,9 | 27,4 | 35,3 | 45,0 | 56,3 | 69,0 | 83,0 | 97,0 |
важнейшие инновационные проекты | 1,8 | 1,8 | 2,8 | 4,0 | 5,6 | 7,7 | 10,2 | 13,0 | 16,0 | 19,0 | 22,0 |
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере | 0,0 | 0,0 | 5,7 | 6,8 | 8,2 | 10,0 | 12,3 | 15,3 | 19,2 | 24,2 | 30,5 |
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 1,6 | 8,3 | 9,5 | 11,1 | 13,0 | 15,3 | 17,8 | 20,5 | 23,3 | 26,1 | 29,0 |
фонды поддержки инноваций | 0,3 | 0,7 | 1,2 | 2,0 | 3,0 | 4,3 | 5,7 | 7,2 | 8,6 | 10,0 | 11,5 |
производственно-технологическая инфраструктура | 0,5 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 9,0 | 9,5 | 10,1 | 10,7 | 11,3 |
поддержка развития инновационного МСП | 0,8 | 1,1 | 1,3 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,1 | 3,8 | 4,6 | 5,4 | 6,2 |
Итого | 59,1 | 79,6 | 113,1 | 144,1 | 182,0 | 227,8 | 275,8 | 328,6 | 385,5 | 445,3 | 506,5 |
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения | 58,3 | 72,4 | 99,2 | 127,8 | 162,8 | 205,0 | 248,8 | 296,6 | 347,6 | 400,4 | 453,2 |
Средства из других источников млрд. руб., в ценах текущих лет | |||||||||||
Минимально-допустимый вариант | |||||||||||
1. Развитие сектора исследований и разработок | 5,9 | 9,2 | 12,3 | 16,3 | 21,5 | 28,6 | 37,4 | 48,0 | 62,0 | 78,0 | 94,0 |
средства хозяйствующих субъектов | 3,6 | 6,5 | 9,0 | 12,2 | 16,4 | 22,3 | 29,6 | 38,5 | 50,0 | 63,0 | 76,0 |
средства субъектов Российской Федерации | 2,3 | 2,7 | 3,3 | 4,1 | 5,1 | 6,3 | 7,8 | 9,5 | 12,0 | 15,0 | 18,0 |
2. Реализация приоритетов технологического развития | 6,3 | 8,0 | 10,2 | 13,5 | 18,1 | 24,6 | 34,3 | 48,6 | 70,0 | 102,0 | 149,0 |
средства хозяйствующих субъектов | 5,4 | 6,7 | 8,5 | 11,3 | 15,3 | 21,1 | 30,0 | 43,3 | 63,0 | 93,0 | 137,0 |
средства субъектов Российской Федерации | 0,9 | 1,3 | 1,7 | 2,2 | 2,8 | 3,5 | 4,3 | 5,3 | 7,0 | 9,0 | 12,0 |
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере | |||||||||||
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП | 1,6 | 2,7 | 3,5 | 4,4 | 5,3 | 6,2 | 7,1 | 8,0 | 8,9 | 9,8 | 10,7 |
средства хозяйствующих субъектов | 0,3 | 0,6 | 0,9 | 1,2 | 1,5 | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
средства субъектов Российской Федерации | 1,3 | 2,1 | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 4,9 | 5,4 | 5,9 | 6,3 | 6,7 |
Итого | 13,8 | 19,9 | 26,0 | 34,2 | 44,9 | 59,4 | 78,8 | 104,6 | 140,9 | 189,8 | 253,7 |
средства хозяйствующих субъектов | 9,3 | 13,8 | 18,4 | 24,7 | 33,2 | 45,2 | 61,8 | 84,4 | 116,0 | 159,5 | 217,0 |
средства субъектов Российской Федерации | 4,5 | 6,1 | 7,6 | 9,5 | 11,7 | 14,2 | 17,0 | 20,2 | 24,9 | 30,3 | 36,7 |