Классификация по форме

Тренинговое упражнение на выработку понятийного аппарата.

Описание технологии

Формирование понятийного аппарата – стандартная процедура обеспечения эффективной коммуникации. Его отсутствие осложняет диалог, приводит к значительной потере времени. Принятие какого-либо понятия осложняется, если в обществе не сложилось его общепринятого значения.

Мыследеятельностная игра «Хорошее определение» позволяет относительно конкретной категории:

  • выработать к ней собственное понимание и отношение,
  • представить спектр существующих определений,
  • определить её существенные признаки,
  • сформировать групповой язык коммуникации.

Кроме того, игра знакомит участников с логическими правилами определения объектов.

Игра «Хорошее определение» проводится в несколько этапов. Общее время игры от 30 до 90 минут.

Этап Задания Визуализация Время, мин
Собственное определение Попытаемся понять что такое … Возьмите лист бумаги. Напишите на нем крупными буквами собственное определение этого понятия. Не забудьте подписать свое имя и дату. Ваше определение может войти в историю. нет
Выставка Кто готов, может прикрепить свой лист на доску. Здесь же поместим определения других авторов. Коллекция определений российских и зарубежных авторов
Мини-лекция Логика* определяет несколько правил «хорошего определения»: - Определение должно быть соразмерным. - Определение не должно заключать в себе круга. - Определение должно быть ясным. - Определение не должно быть отрицательным * В.Кириллов, А.Старченко. Логика – Москва. Юристъ. 2004 Диаграммы Эйлера
Экспертиза Прочитайте определения и выберите три, которые вам наиболее понравились. Отметьте их маркером. Выставка определений
Счетная комиссия Попросим двух человек выбрать определения, набравшие максимальное количество выборов. Перевесим их на отдельную доску. Три лучших определения
Мозговой штурм Давайте выделим и запишем существенные признаки определяемого понятия. Список признаков
Резюме Итак, мы выделили существенные признаки и определили понятие… нет
       

Коллекцию определений, включая собственные, рекомендуется предоставить участникам в раздаточном материале по итогам тренинга.

Опыт применения

Первоначально игра была разработана и апробирована в рамках базового курса организационно-деятельностного тренинга для Национальной общественной образовательной программы «Кадровый резерв гражданского общества»™. Сейчас авторская коллекция содержит более 50 определений тренинга.

В дальнейшем сфера применения технологии значительно расширилась.

Авторские права

Дмитрий Сергеев (2005, Челябинск, Россия)

Алгоритм социального проектирования НСПТ-2007

Автор: Сергеев Дмитрий #NSPT#

Классификация по форме

Технология обеспечения системного подхода в социальном проектировании

Проблема и цель

Социальное проектирование на основе образования, интуиции и опыта не всегда приводит к эффективным решениям, особенно если задачи носят инновационный характер. Повысить качество принимаемых решений на основе обеспечения системного подхода к социальному творчеству – цель предлагаемого алгоритма.

Стратегия

Данная технология включает в себя ряд последовательных действий, обеспечивающий полный цикл разработки социального проекта:

Шаг 1. Разработка технического задания

Шаг 2. Поиск ключевой социальной проблемы

Шаг 3. Определение цели проекта

Шаг 4. Анализ применимости существующих социальных технологий

Шаг 5. Разработка инновационных стратегий

Шаг 6. Выбор стратегии достижения цели проекта

Шаг 7. Разработка проекта

Шаг 8. Оформление проекта в соответствии с требованиями заказчика

Шаг 9. Экспертиза и утверждение проекта

Детализация каждого проектного шага обеспечивается необходимыми инструкциями и позволяет определить стратегии и выбрать оптимальный вариант решения социальной проблемы.

Опыт применения

Технология была впервые применена автором при разработке программы лагеря актива Черноголовского отделения Общероссийской детской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего» в январе 2007 года. Повторное использование состоялось при разработке проектов «Команда» и «Успех в твоих руках» в рамках Стратегии государственной молодежной политики России утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.

Опыт применения показал, что алгоритм можно использовать как для разработки проектных решений, так и для создания глобальных социальных систем.

Авторские права

Генрих Альтшуллер, Алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ (1965, Петрозаводск, Россия), Дмитрий Сергеев, Алгоритм социального проектирования – АСП (2007, Обнинск, Россия)

Алгоритм социального проектирования НСПТ-2007

Наши рекомендации