Подготовительный период

В.В. Базанов

Работа над новой постановкой

(технологияоформления спектакля)

учебное пособие

Санкт-Петербург 1997

Утверждено к печати Советом постановочного факультета 19 апреля 1996 года.

4S02040000 34Д(01)-97

Рецензенты:

доцент Л. Я. Славин

заведующий постановочной частью АБДТ

им. Г.А. Товстоногова Ю.А. Шеремет.

© В. В. Базанов, 1997 © СПбГАТИ, 1997

Содержание:

1. Подготовительный период. 3

Разработка проектно-расчетной документации. 8

Рабочие чертежи. 10

Подсчет затрат. 12

Костюм.. 14

2. Производственный период. 16

3. Репетиционный период. 18

Подгонка готовых декораций. 18

Монтировочные репетиции. 19

Установка света. 20

Работа мебельно-реквизиторской группы.. 21

Работа над гримом.. 22

4. Выпускной период. 24


Подготовка и выпуск спектакля является самым важным и ответственным процессом работы театра, охватывающим все театральные цеха: творческие, производственные, монтировочные. Этот процесс разделяется на четыре главнейших этапа.

Первый этап носит название Подготовительного периода.В течение этого периода осуществляется формирование постановочной бригады, разработка художественной идеи спектакля, а также его оформления в эскизах и макете; подготовка проектной и производственной документации.

Второй этап — Производственный период.Он охватывает время, необходимое для изготовления оформления и костюмов.

Третий этап — Репетиции на сцене.Во время этого периода назначаются сценические репетиции в выгородке, подгонка и монтировка декораций на сцене, установка света.

Четвертый этап — Выпускной период.Он является завершающим этапом работы над выпуском новой постановки. Этот отрезок времени состоит из прогонных и генеральных репетиций, сдач спектакля и завершается первым представлением на публике — премьерой.

Продолжительность каждого периода и объем работ, совершаемых на том или ином этапе, зависят от многих причин — от сложности пьесы, режиссерского замысла, сложности декорационного оформления, мощности мастерских и прочих условий работы конкретного театра. Но в каждом театре, независимо от его масштаба — от большого оперного до маленького театра, работающего в подвале дома, — количество этих периодов, их последовательность остаются неизменными и обязательными. Рассмотрим подробнее содержание каждого периода.




Подготовительный период

Подготовительный период начинается с работы режиссера и художника над выработкой художественной идеи постановки и поиска декорационного эквивалента идеи. Режиссер и художник спектакля возглавляют так называемую постановочную бригаду.

Состав постановочной бригады, а в нее, кроме названных лиц, входят помощник режиссера, композитор, балетмейстер, в иных случаях и консультанты из числа специалистов в какой-нибудь области (например, этнограф, военный специалист, юрист и т. п.), утверждается приказом по театру. В сущности, приказ по театру является юридическим документом, регулирующм деловые и правовые отношения между всеми участниками творческо-производственного процесса. От того, насколько грамотно и полно составлено содержание приказа, зависит не только реальное планирование всех работ, но и успешное разрешение возникающих конфликтов. Приказ по театру является юридическим началом работы театра над выпуском новой постановки.

Для соблюдения всех этих условий приказ по театру должен содержать:

— дату начала работы над спектаклем;

— фамилии членов постановочной бригады;

— распределение ролей между актерами;

— даты сдачи художником эскизов и макета, эскизов костюмов, бутафории и реквизита;

— дату премьеры.

Даты сдачи макета и премьеры необходимы, во-первых, для планирования работы художника и постановочной части, а во-вторых, для проведения финансовых расчетов с режиссером и художником, работающих на условиях постановочного договора.

Художник должен активно участвовать во всех этапах и периодах работы театра над спектаклем — от первых встреч с режиссером до дня премьерного спектакля. Однако самым существенным моментом его работы является сдача эскизов и

макета. Ибо самое ценное — это идея. Идея, воплощенная зримо на плоскости эскиза или в пространстве макета. Участие художника в процессе реализации этой идеи, авторский надзор над материальным воплощением художественного замысла чрезвычайно важен, но это уже другой процесс, процесс не рождения идеи, а ее реализации, тяжесть которой ложится на работников художественно-постановочной части.

Вот почему художникам, оформляющим спектакль по договору, после сдачи эскизов и макета выплачивается 50% гонорара, не считая 25% договорной суммы, выплаченной театром автору в виде аванса. Таким образом, процесс реализации макета оценивается в объеме 25% гонорара, которые выплачиваются после выпуска спектакля. Более того, театр может заключить договор с художником только на представление эскиза или макета, беря таким образом на себя ответственность за качество исполнения декораций и костюмов. Однако новый типовой договор с художником предусматривает процедуру официальной приемки готового оформления художником-автором и его согласия на показ спектакля в данной декорации. Таким образом новая форма договора предусматривает значительное повышение роли авторского права и ставит перед театром довольно жесткие условия в этой области.

Итак, работа над спектаклем юридически начинается со дня опубликования соответствующего приказа. Но фактически работа режиссера с художником берет свое начало несколько ранее. Режиссер, назначенный на постановку, должен иметь время на формирование идеи спектакля, на выбор художника, который разделил бы с режиссером трактовку данной пьесы. Кроме того, режиссеру необходимо время для обдумывания и отбора кандидатур из числа актеров на исполнение ролей будущего спектакля. Следовательно, к моменту выхода приказа режиссер и художник уже ведут активный творческий поиск зримого образа спектакля в его принципиальном решении.

Материализация первоначального художественного замысла начинается в макете. Классически работа над макетом протекает в несколько стадий. Сначала изготавливается черновая выгородка — пространственное воплощение замысла в первом приближении. После уточнения некоторых деталей и согласования

с режиссером выстраивается чистовая выгородка — уже более детально проработанная композиция с окраской всех ее частей. Затем начинается работа по изготовлению чернового и чистового макета. Далеко не всегда есть необходимость во всех этих стадиях. В зависимости от сложности декорационного решения и иных условий количество стадий иногда сокращают до изготовления черновой выгородки и чернового или чистового макета. В случаях, когда художник имеет намерение выставлять макет на выставках, заказывается так называемый выставочный макет, который отличается от чистового макета большей выделанностью, более тщательной росписью и другими изменениями, диктуемыми условиями выставочной экспозиции.

Для того, чтобы осуществить макетные работы, нужны подмакетник и напечатанные в типографии планы данной сцены. Подмакетник — это уменьшенная в двадцать раз копия игрового пространства сцены. Точное повторение в подмакетнике всех архитектурных особенностей сцены, ее размеров, наличия механического и светового оборудования совсем не обязательно. Хотя некоторые театры и делали подмакетники в виде прямой копии сцены. Практика показала, что для нормальной работы над макетом достаточно выдержать размеры портала и глубины сцены. Ширина и высота сводятся к размерам игровой зоны и высоты нормального задника, принятого для этой игровой площадки. Передняя часть подмакетника должна отражать размеры и архитектуру портала, авансцены и начала стен зрительного зала.

Что касается механического оборудования, то в подмакетнике необходимо устройство поворотного круга и съемных частей настила для получения имеющихся на сцене люков, а также габаритных обозначений портальных башен. Штанкетные подъемы обозначаются гвоздиками, вбитыми в верхние поперечные рейки, соединяющие портальную стенку с задней. Против каждого гвоздя ставится номер подъема или софита. Подвесные декорации в макете изготавливаются из бумаги или тонкой ткани, приклеиваются на деревянные брусочки, которые вставляются между вбитыми гвоздями. Это позволяет быстро и легко «навешивать» задники и падуги, а также быстро менять их во время демонстрации макета. Для удобства установки макета в

подмакетнике и замены одних его частей на другие боковые стенки подмакетника оставляются открытыми.

Уточнение планировочного решения, развески декораций по штанкетам, проверка достаточности закулисного пространства для заготовки фурок, установки рабочих лестниц и других монтировочных надобностей осуществляется на плане сцены.

В отличие от подмакетника, на бланк плана сцены должны быть перенесены с возможно большой точностью все габариты сцены, включая карманы и арьерсцену, оркестровую яму и авансцену, а также все архитектурные особенности в виде дверных проемов, выступов в стенах и т. п. Точно так же как и все виды механического оборудования сцены.

На бланке плана сцены показываются:

— габариты сценической коробки;

— расположение и габариты карманов сцены;

— расположение и габариты арьерсцены;

— расположение и ширина проходов на сцену;

— строительные выступы и ниши в стенах сцены;

— размеры, форма авансцены и прилегающие к ней стены зрительного зала (в чертеж авансцены включаются габариты щели оркестровой ямы);

— ширина галерей сцены;

— расположение и ширина переходных мостиков;

— крайние места первого ряда партера.

Толщина капитальных стен показывается условно двумя сплошными линиями с заливкой или штриховкой пространства между ними. Проемы в стенах обозначаются также сплошными линиями. Плоскость проема оставляется не заштрихованной и не залитой.

Габариты галерей (как правило самой широкой) показываются сплошной линией. Такой же линией очерчиваются границы ширины переходных мостиков в местах их примыкания к рабочим галереям. Если карманы сцены имеют большие размеры, то ради сокращения площади бланка плана допускается условное сокращение ширины кармана с указанием действительного размера.

Обозначения механического оборудования делаются следующим образом:

Поворотный круг сцены и кольцо очерчиваются сплошной линией с точным соблюдением их расположения по отношению к порталу сцены и диаметр». Если в настиле круга имеются съемные щиты, то их площадь очерчивается более тонкой линией или пунктиром с проведением пунктирной диагонали на каждом щите. Так же показываются и подъемно-опускные площадки, только с двумя пересекающимися диагоналями.

Стационарные накатные площадки (фурки) вычерчиваются в местах их постоянного расположения, то есть в карманах сцены. Опознавательным знаком площадки являются две диагонали, проведенные на каждой площадке и отдельной секции тонкой сплошной линией.

Сейф для хранения мягких декораций, находящийся на заднем плане сцены, обозначается тонкими сплошными линиями.

Портальные башни показываются проекцией башни на планшет сцены. Величина хода башни обозначается пунктиром.

Антрактовый занавес изображается волнистой линией, не выходящей за пределы портала сцены, в месте его расположения. Если при подъемно-опускном занавесе длина этой линии выбирается произвольно, то при раздвижном она должна быть равной той ширине, которую занимают полотнища полностью открытого занавеса в запортальной зоне.

Огнестойкий занавес обозначается двумя линиями по бокам портала со сплошной заливкой соответственно его толщине.

По сторонам сцены показываются шахты штанкетных подъемов. Ширина шахты на плане сцены должна в точности соответствовать ее подлинной ширине. Это важно, потому что реальная ширина сцены для работы равна не расстоянию между боковыми стенами, а расстоянию между противолежащими шахтами штанкетных подъемов.

Расположение и номера штанкетных подъемов и софитов показываются в пределах шахты. Желательно записывать номера штанкетных подъемов с той стороны сцены, с которой ими управляют в действительности. Точное положение штанкета по глубине сцены обозначается риской, проведенной вне шахты. Такие же риски рекомендуется наносить на осевую линию сцены.

Софиты, помимо номера, обозначаются буквой «С» или сокращенно «Соф.» Вся нумерация подъемов и софитов должна в точности соответствовать нумерации подъемов, принятой на данной сцене.

Линия стационарного горизонта прочерчивается сплошной или пунктирной линией с обозначением барабанов привода в виде круга.

Для того, чтобы избежать перекрытая декорациями осветительских лючков, врезанных в планшет сцены, их необходимо показывать на плане в виде небольших кружочков с перекрестием либо другим понятным условным знаком. Места подключения световой аппаратуры в других местах сцены (на портале, галереях и т.п.) также полезно тем или иным образом отметить на плане сцены.

Игровая зона сцены, то есть зона, лежащая между галереями сцены и простирающаяся по всей ее глубине, покрывается масштабной сеткой со сторонами, равными одному метру в натуре.

Линии, параллельные порталу, начинаются от красной линии сцены. Красной линией сцены называется условная линия, пролегающая по внутренней стороне огнезащитного занавеса. Последняя линия сетки проходит у места опущенного горизонта или последнего штанкета.

Членение сцены по ее ширине начинается от середины портала. Эта линия называется осевой. Другие линии наносятся по обе стороны от осевой до боковых галерей или до конца штанкетов декорационных подъемов. Масштабная сетка наносится тонкими сплошными линиями. Она необходима для облегчения процесса нанесения декорационной планировки.

Толщина линий, условные обозначения, вся графика должна, с одной стороны, содержать максимум необходимой информации, с другой — не затенять планировку декораций, нанесенную на этот план простым карандашом. Между линиями плана, интенсивностью их окраски и карандашным чертежом должен быть определенный контраст в пользу последнего. С этой целью лучше всего печатать план сцены светло-голубой или светло-зеленой краской, оттеняющей карандашный чертеж. Учитывая неоднократные поправки при уточнении планировки, необходи-

мость стирать рисунок резинкой, лучше всего печатать план на плотной белой бумаге типа рисовальной.

Поскольку театральные чертежи делаются в масштабе 1:20, то логично предположить, что и план сцены должен быть напечатан в таком же масштабе. Но в большинстве театров план сцены делается в масштабе 1:50. Такой масштаб позволяет сделать бланк плана приемлемым для работы машиниста сцены, подшивки в паспорт спектакля и т.п. Театры, имеющие сложную архитектуру припортальной части сцены, иногда печатают крупномасштабный план, на котором размещается передняя, наиболее обыгрываемая часть сцены, и авансцена. Помимо этого для световых планировок и расстановки мебели изготавливаются планы сцены в масштабе 1:100.

Графическое изображение сцены и ее оборудования еще не дает достаточной информации как для художника, так и работников другого театра, который намеревается играть на этой сцене гастрольные спектакли. Поэтому каждый план сцены сопровождается таблицей данных, охватывающих ряд сведений, характеризующих как саму сцену, так и работу механического оборудования.

В число этих данных входят:

— размер минимального и максимального раскрытия зеркала сцены;

— размеры авансцены, карманов и арьерсцены;

— высота до первой и второй галереи;

— высота первых двух переходных мостиков;

— высота сцены от планшета до колосников;

— высота накатных площадок над планшетом сцены;

— высота трюма и оркестровой ямы;

— длина штанкетов;

— диаметр поворотного круга;

— ширина кольца;

— величина хода подъемно-опускных площадок;

— характеристики приводов механического оборудования: вид привода, скорость движения, возможность плавного изменения скорости, мощность, грузоподъемность;

— характеристика регуляторов света: количество регулируемых цепей, марка регулятора.

Для проверки видимости декораций по высоте, определения высоты подвесных декораций, развески падуг необходим осевой разрез сцены. Графическое исполнение, масштаб изображения и показ основных частей сцены аналогичны требованиям к плану сцены.

На осевом разрезе представляются:

— полный разрез сцены от пола трюма до колосников;

— полный разрез авансцены и оркестровой ямы;

— расположение галерей и переходных мостиков;

— полный разрез арьерсцены с отметкой расположения проекционной камеры;

— боковой вид портальной башни;

— расположение и нумерация штанкетных подъемов и софитов;

— расположение огнестойкого занавеса;

— расположение антрактового занавеса, арлекина или портальной падуги;

— границы и центр поворотного круга;

— отметка уровня зрения зрителя первого ряда.

Штанкетные подъемы показываются линиями с точкой на конце, опущенные ниже уровня колосников. Здесь же проставляется номер подъема. Софитные фермы показываются условно в форме, напоминающей стандартную конструкцию этого устройства.

Масштабная сетка наносится, начиная от планшета сцены до начала первой галереи. Линии сетки по глубине сцены — от красной линии до задней галереи или последнего штанкета.

Работа над планом сцены протекает в несколько этапов. Сначала на нем определяется принципиальное размещение декораций, выясняются ее общие размеры, проверяется видимость игровых точек из зрительного зала, общее монтировочное решение. По этой планировке делается картонная выгородка декорации. А затем, в процессе изготовления чистовой выгородки, чернового и чистового макета, все эти параметры уточняются и так до той поры, когда художник (по согласованию с руководителями постановочной части) не утверждает окончательную планировку.

В процессе работы художника над планировкой и макетом принимают деятельное участие заведующий художественно-постановочной частью, машинист сцены, художник по свету. Они знакомятся с выбранным монтировочным решением, внося свои коррективы и поправки. Художник по свету рассматривает макет и планировку с позиции характера освещения спектакля, заданного художником или режиссером. Его пожелания и рекомендации иногда требуют частных изменений в композиции и монтировке.

Предварительные консультации с работниками сцены и другими специалистами (инженерами-конструкторами, электриками и т.д.) помогают избежать ошибок в дальнейшем проектировании декораций, вселяя в художника уверенность в полноценной реализации его замысла. С другой стороны, вовлечение руководителей сценических цехов и производственных мастерских в творческий процесс создания декорационного оформления на ранних стадиях работы позволяет им лучше подготовиться к дальнейшей работе над спектаклем. Участие руководителей цехов в разработке макета превращает их в соавторов художника. И это очень важный момент, поскольку эти специалисты начинают чувствовать себя не техническими исполнителями чужой воли, а именно соавторами зримого образа спектакля.

Готовый макет принимается режиссером-постановщиком. Поскольку режиссер и художник являются авторами спектакля, то в принципе больше никаких согласований и не требуется. Они ставят спектакль, и они ответственны за его решение и качество. Но в российском театре существует старая система приемки макета художественным советом театра. В этой системе есть свои плюсы и минусы. Театр сам волен выбирать правила утверждения макета.

В любом случае, прежде чем начать по макету делать декорации, он должен быть проверен с точки зрения соблюдения норм техники безопасности и пожарной безопасности, а также финансовых возможностей театра. Нарушения противопожарных правил и техники безопасности подлежат обязательному исправлению. Без этого театр не имеет права приступать к производству оформления. Если же подсчет затрат показывает,

что стоимость декораций превышает финансовые возможности театра, то руководство художественно-постановочной части совместно с художником ищут компромиссные варианты. Таким образом готовый макет подвергается определенной экспертизе. Техническую сторону макета обсуждает технический совет театра, в который входят представители дирекции театра, инженерной службы, заведующий постановочной частью, руководители цехов, начальник пожарной охраны.

Наши рекомендации