Этапы реализации проекта на 2015 - 2020
Этапы | Содержание деятельности | Результаты деятельности |
2015 – 2016 года | 1. теоретическое осмысление проблемы; 2. обобщение основных подходов, практики передовых учителей начальных классов и собственного опыта, определение предмета, цели, основных задач; | Формирование портфолио, для фиксации результатов мониторинга. |
2016 – 2017 года | 1. Формирование и апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД. 2. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школы. | Составление таблиц обработки результатов диагностик развития УУД учащихся. |
2017 – 2019 года | практическая реализация исследования. | Получение, фиксация полученных результатов мониторинга. |
2019 – 2020 года | 1. практическая реализация исследования; 2. анализ и обобщение результатов. | 1. обмен, систематизирование опыта работы; 2. формулировка выводов; 3. написание отчета. |
Содержание представленных этапов поможет наладить мониторинг образовательных достижений обучающихся. А проведенная по данному мониторингу работа позволит отслеживать динамику формирования и развития УУД.
Заключение
Подводя итоги вышесказанного, уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) через технологию учебное проектирование. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Чтобы решить проблему развития речи учащихся на урокахчтения мне помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты проводим на уроках.
На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости словарями, быстро их находить, расширяет словарный запас.
Д.з
Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответ на дополнительные вопросы в интернете.
В своей педагогической деятельности активно использую цифровые образовательные ресурсы, работаю с интерактивной доской, планшетом.
Основной целью применения интерактивной доски в преподавании является развитие познавательной активности учащихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности. С помощью интерактивной доски можно создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей. Работа с интерактивной доской позволяет проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.
При подготовке к урокам и занятиям работаю с Интернетом. Интересные наработки нахожу на сайтах: www.my.1september.ru , www.mir-konkursov.ru , www.viki.rdf.ru , [email protected], www.nach-info.yourtalent.ru и других.
Главной целью школы в условиях ФГОС НОО является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. Благоприятными условиями для формирования основных логических структур мышления, творческих способностей младших школьников является практическая деятельность программы «Наглядная геометрия».
В своей работе я использую компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность, использование компьютерных средств для осуществления своей деятельности.
На уроках русского языка можно использовать множество дидактических игр-упражнений:
1. Игра «Следствие ведут знатоки». Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.
2. Игра «Соколиный глаз», в которой учащиеся ищут в тексте устаревшие слова, слова в переносном значении и т.д.
3. Игра «Эрудит». Не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся. Предлагается угадать слово по толкованию его лексического значения, объяснить разницу в значении слов, дать полную и точную информацию о слове.
4. Игра «Корректор», в которой учащиеся ищут ошибки в написании словарных слов.
Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса учащихся начальных классов к обучению. А благодаря соревновательным моментам на уроках, это и рейтинг техники чтения, соревнования счетоводов, командные соревнования на различных уроках, например, на русском языке, к слову, кто больше придумает однокоренных слов; либо, используя буквы данного слова придумать новые слова и многое другое – все это позволяет добиться высокой мотивации на уроках.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки,
тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы Power Point;
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно- методического материала (поурочное планирование, методические разработ- ки, контрольные работы и др.). С помощью программы Microsoft Office Word 2007 разработала:
• тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;
• памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.
Игровые технологии: в играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
Технология разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
Одно из эффективных средств развития познавательного интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – одна из самых актуальных для учителя начальной школе.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся.
Прежде всего это:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.
В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.
Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.
Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.
Дети любят необычные задачи в стихах, которые не только развивают смекалку, но и математические способности.
В этих заданиях сочетается учение и развлечение. Ученики никогда не отказываются выполнять их.
Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу. Постоянно провожу профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки. Провожу консультации для родите лей по вопросам охраны здоровья детей, формирования их здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.
Развитию воображения, смекалки, творческих способностей детей на уроках математики способствуют игровые моменты. Устный счет проходит в игровой форме. Игра «Собери кольцо». Эта игра напоминает игру «Круговые примеры». Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Развитию внимания и наблюдательности способствуют игры «Умножение и сложение», «Шагай и считай». Дети шагают и считают парами, тройками и т.д., т.о. закрепляя таблицу умножения. В игровой форме решаются задачи, примеры, разгадываются головоломки, проводятся деловые экономические игры. А также необычные уроки. Н-р: « Математика в сказках» При повторении пройденного материала по теме «Скорость, время, расстояние» был проведен урок-сказка. Открывая странички волшебной книги, решая примеры и задачи, дети встретились с героями любимых сказок.
Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проблемно-диалогическую технологию;
- игровую технологию;
- ИКТ-технологию;
- здоровьесберегающую технологию.
Учитывая возрастные особенности детей и дидактические принципы построения обучения, на уроках включаю дидактические игры как одно из средств реализации программных задач, занимательный материал: загадки, задачи – шутки, головоломки, логические игры, сказки, проблемные ситуации и т.д.
Слова Ш. А. Амонашвили: «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» - стали для меня одним из основных правил в работе. Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал.
Урок в современной школе направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества. Главным стимулом творчества, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы обучения. В своей работе я использую такие нестандартные формы уроков, как урок – игра, урок – турнир, урок – исследование, урок – путешествие, урок – сказка, и другие. Уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков и проводятся они три – четыре раза в четверть. Именно нетрадиционные уроки позволяют поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать интерес к предмету сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроках.
В учебный процесс широко внедряю ИКТ, что способствует развитию познавательного интереса учащихся. Это обосновано следующими факторами:
Ø Красочность и наглядность информации
Ø Эстетичность подачи материала
Ø Расширение горизонта получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий
Ø Экономия времени урока
Ø Возможность разнообразия подачи информации
Ø Удобства размножения раздаточного материала
Применяя новые информационные технологии, я пришла к выводу:
ü Облегчается процесс контроля и оценки знаний
ü Активизируется познавательная деятельность учащихся
ü Легко осуществляется дифференцированный подход в обучении
ü Повышается интерес к учению
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса;
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (рабочие программы, поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Учитывая психофизиологические особенности каждого ребёнка применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, релаксационных, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Динамические паузы основываю на методе двигательной коррекции, который изучив, внедряю в свою систему работы. Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучаю:
ü Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии
ü Игровые оздоровительные технологии
ü Весёлые физминутки на уроках
ü Метод двигательной коррекции.
ü Дыхательная гимнастика
ü Формирование здорового образа жизни.
ü Релаксационная гимнастика.
Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности, используя технологию оценивания учебных достижений.
Основные задачи данной технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Одним из правил технологии оценивания учебных достижений является то, что оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний. В первом классе введена безотметочная, но не безоценочная система обучения. Я использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, отношения его к выполнению учебной задачи, не сравнивая с другим. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех деятельности ребёнка. Для себя провожу мониторинг индивидуальных наблюдений каждого ребенка, оценивая по уровням: высокий, средний, низкий.
Используя, проблемно-диалогическую технологию на уроках, я сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогаю ученикам выделить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, сообщаю тему с мотивирующим приемом). Тем самым у ребят вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания учащимися. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. Ребёнок воспринимает окружающий мир, прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Уроки математики учат адекватно ориентироваться в пространстве и времени. Это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности.
Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду целенаправленную систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Развитие мышления становится основой развития других психических процессов: памяти, внимания, математической речи и способностей. На уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.
В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий, важное значение придаю алгоритмизации. Все объяснения даю в виде чётко сформулированной последовательности шагов.
Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. В процессе работы упражняю детей в самостоятельном составлении задач по различным заданиям учителя: измени вопрос, условие, определи, что можно узнать из условия задачи, поставь дополнительный вопрос.
Процесс нахождения решения задачи может быть алгоритмизирован лишь частично, так как он, как правило, содержит этап нестандартных эвристических действий. Но частичная алгоритмизация приводит к формированию общего умения решать задачи. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.
Основная цель уроков математики – выработать у детей основы математической культуры, включающие в себя как прочные и осознанные вычислительные умения и навыки, так и достаточно высокий уровень логического мышления, пространственного воображения
На уроках математики использую мультимедийный учебники «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. «Занимательные приключения» и « Лесная математика и Занимательное хозяйство», которые помогают развить математические способности, учат решать задачи. Диск «Я считаю лучше всех» помогает освоить умножение и деление, таблицу умножения и деление с остатком. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
На уроках русского языка стараюсь развивать у учащихся орфографическую зоркость. В системе заданий представлены упражнения, развивающие фонематический слух, упражнения для ознакомления с понятием «орфограмма» и её опознавательными признаками, словообразовательные упражнения, помогающие усвоить словарное богатство русского языка. Дети учатся с большим желанием и интересом. Как результат - хороший показатель качества знаний по русскому языку.
Задачи - активизация познавательной, творческой деятельности учащихся;
- применение приёмов соответствующих технологий в целях повышения уровня образованности учащихся, формирования устойчивой школьной мотивации, формирования общеучебных умений;
- использование разнообразных форм проверки знаний и новых способов оценки уровня образованности и сформированности различных умений учащихся;
- формирование активной познавательной самостоятельности, культуры бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивать учебно-познавательные, рефлексивные, ценностно-ориентированные компетенции учащихся в учебной и внеучебной деятельности;
Вношу личный вклад в развитие образовательного учреждения: Мною были организованы и проведены школьные конкурсы по темам: «Человек в мире художественной культуры»(международный конкурс рисунков), от школы отправлено 48 работ, все выставлялись на сайте Дома учителя Уральского Федерального Округа; «Моя будущая профессия»(районный конкурс рисунков), на районный конкурс было отправлено 24 работы; «Мы выбираем будущее»(районный конкурс творческих работ), на районный конкурс было отправлено 42 работы; «Здоровым быть здорово!» »(районный конкурс творческих работ), на районный конкурс было отправлено22 работы; «День космонавтики», «9 мая» - школьные конкурсы рисунков. Организовала участие учащихся 1 ступени в общероссийской викторине «Эрудит». Подготовила команду учащихся 2- 3-их классов для участия в городском интеллектуальном марафоне «Знай-ка 2011». Команда получила сертификат участника.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, об- ратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. По- стоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоя- тельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и откры- тий. Каждый урок должен нести в себе воспитательную направленность. Стараюсь так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьёзными нравственными проблемами, спорили, пережи- вали и сопереживали героям, хотели жить по этим правилам и жили по ним — сначала в школе, в классе, а потом и в жизни.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры. Считаю, что в этом заключается суть и назначение учительского труда.
Целью моей педагогической деятельности является обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий для получения нового качества образования
Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:
· изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
· овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
· создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
Итак, целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности за межаттестационный период, определение круга проблем для дальнейшей работы.
Авторы комплекта «Начальная школа XXI века» создали условия для формирования учебно-познавательной мотивации, развития учебной инициативы, самостоятельности, коммуникативных умений младших школьников. Обучающийся осваивает роль активного равноправного участника процесса получения новых знаний, «исследователя» (рубрики «Давай подумаем», «Выскажи предположение»).
первую очередь дети любого возраста проверяют границы дозволенного в присутствии взрослого. Значит, в учебной деятельности должна преобладать строгость в сочетании с использованием познавательных и дидактических игр,игровых технологий (можно посмотреть на сайте http://lischichka.ucoz.ruфотоальбом «Игра как средство обучения»), использованием технических средств, проблемных ситуаций, споров, дискуссий, нестандартными формами проведения уроков (http://lischichka.ucoz.ru фотоальбом « Урок ОРКСЭ и изобразительного искусства), юмором.
Т.о. формируются мотивы, связанные с самим процессом учениям -увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности.
Активизации познавательной деятельности способствует использование групповых форм организации учебной деятельности. Для формирования мотивов, связанных с содержанием учения необходимо создать условия, чтобы дети приняли учебную задачу, ( а в дальнейшем и сами могли ставить учебные задачи), затем сделали открытие и испытали радость прежде всего от процесса получения новых знаний. Конечно, огромную роль играет выбор средств, адекватных цели, учет возрастных особенностей и вера ввозможности ученика.
Чтобы ребенок ощутил радость от победы, пусть самой маленькой, необходимо создавать ситуацию успеха на каждом уроке. Учитывая неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, я использую задания разной сложности . В первом классе по теме урока «Увеличиваем, уменьшаем число на 1 (2)» предлагаю для устного счета первой группе учащихся увеличивать числа первого десятка, второй группе- второго десятка, третьей- числа в пределах 100 и более. Осознать уровень знаний и умений помогает самоконтроль и самооценка. Переход на критериальную, содержательную оценку (графики роста, таблицы, шкала для самооценки…), которая позволяет оценить не только результат деятельности, но и процесс выполнения задания, рост своих достижений, успехов. Положительное оценивание усилий обучающего в освоении новых знаний и умений поддерживает желание двигаться вперед. Если четко сформулировать критерии оценки,отсутствует негативная составляющая при оценивании конечного результата или действий ребенка. При взаимопроверке и взаимооценке младшие школьники учатся принимать и адекватно реагировать на конструктивную критику.
Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться»
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
И здесь появляются различные трудности. Хорошо бы все ученики имели высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе. Но увы это не так.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
*******
В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения и воспитания каждого ученика, для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, воспитанности, удовлетворенности учебно-воспитательным процессом, что позволяет организовать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказания ему минимально необходимой помощи со стороны учителя, классного руководителя. Грамотное использование интеллектуального, творческого потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий в учебно- воспитательном процессе отражается на результативности обучения, воспитания, росту учебных возможностей ученика, динамике успеваемости, развитии творческих способностей. Динамика образовательных достижений
Анализ представленных в таблицах результатов: На протяжении всего представленного периода неуспевающих обучаю- щихся нет. Качество знаний по предметам остается стабильным или наблюдается динамика повышения. Удовлетворенность организацией образовательного процесса В третьем классе, среди детей и родителей было проведено анкетирова- ние «Твое отношение к школе и классу» и «Удовлетворенность родителей школьной жизнью» соответственно. В 3 классе обучалось 20 детей. Результаты анкетирования учащихся 1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе? 2. Любишь ли ты свой класс? 3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул? 4. Есть ли у тебя друзья в классе? 5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе? 6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе? 7. Хотел бы ты перейти в другую школу? 8. Есть ли у Вас ощущение, что учителя в школе относятся к Вам хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души? 5 9 . Как бы Вы определили характер жизни и отношений в школе (выберите до пяти утверждений): весело интересно неожиданно ново оригинально скучно однообразно печально новые предметы интересные учителя дружный класс школьный двор творческие задания чувство успеха хорошие отноше- ния тоскливо Результаты анкетирования родителей 1. Как вы можете оце- нить свое отношение со школой, в которой учится ваш ребенок? Хорошие 80% Нормальные 20% Посредственные Плохие 2. Как часто вы быва- ли в школе в этом году? Каждую неделю Один раз в месяц 50% Один раз в четверть 50% Два раза в год Значительно чаще 3. С какой целью вы приходите в школу? На родительские собрания 100% На встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса сво- его ребенка 60% Для участия в воспитательных меро- приятиях в классе, в котором учится ребенок 100% 0 5 10 15 20 1 2 3 4 5 6 7 8 нет да интересно чувство успеха творческие задания 0 20 40 60 80 100 весело ново дружный класс хорошие отношения характер жизни и отношений 6 Для оказания помощи классному руко- водителю и педагогам 50% По вызову педагогу и администрации школы 4. Какие чувства вы испытываете после посе- щения школы и бесед с педагогом удовлетворение 20% радость 70% надежду 10% Тревогу Разочарование Растерянность Грусть Рейтинг предмета Предмет 2010-2011 уч.год 1 класс 2011-2012 уч. год 2 класс 2012-2013 уч.год 3 класс Русский язык 50% 60% 75 % Литературное чтение 100% 100% 100% Математика 50% 55% 60% Окружающий мир 100% 100% 100% Музыка 100% 100% 100% Изобразитель- ное искусство 100% 100% 100% Физическая культура 100% 100% 100% Технология 100% 100% 100% Анализ представленных результатов: На протяжении всего времени работы со стороны родителей не было ни одной жалобы. Отзывы о моей работе только положительные. Не смотря на услож- нение программного материала по предметам, их рейтинг заметно растет.
*****
В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели - целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, похо- ды, предметные недели, общешкольные праздники).